Архитектурный словарь. Церковь покрова на нерли - самый безупречный храм на руси

Написать сочинение: Сравнение двух картин.

Перед вами две картины, на которых изображена церковь Покрова на Нерли. Одна картина - художника С. А. Баулина, другая принадлежит кисти художника С. В. Герасимова.
Церковь Покрова на Нерли (1165 г.) - один из самых поэтических памятников древнерусского зодчества. Рассмотрите репродукции картин. На какой из них показана связь церкви с природой, а на какой более отчетливо выписаны те детали церкви, которые подчеркивают ее изящество? Обратите внимание на стройные, вытянутый вверх барабан, пилястры, арочный фриз, полуколонки.


Написать 1,5 листа. Только не из решебника, учитель проверять будет. Срочно сегодня!!!

Ответы и решения.

Сочинение. Сравнение двух картин "Церковь Покрова на Нерли".

Перед нами две картины, на которых изображена церковь Покрова на Нерли. Одна картина - художника С. А. Баулина, другая принадлежит кисти художника С. В. Герасимова. Но, несмотря на то, что они рисовали они один и тот же храм, картины имеют немало различий.
Герасимов изобразил храм летом, окруженный зеленью, небом и облаками. Картина выполнена яркими красками, и большую ее часть занимает пейзаж. На переднем плане мы видим зеленый луг и реку, женщину на берегу, а сам храм, расположен на заднем плане.

Церковь стоит на небольшом холме, все вокруг утопает в зелени, вокруг храма растут деревья, а над куполом мы видим ясное голубое небо. На фоне пушистых белоснежных облаков храм кажется чем-то воздушным. На этой картине не прорисованы архитектурные детали, потому что для автора это не важно. Я думаю, что художник изобразил храм в окружении приро­ды, чтобы подчеркнуть его величие и связь с природой.

На картине Баулина мы видим тот же храм на фоне природы. Но здесь уже нет тех красок, что на картине Герасимова. Художник использует бледные краски и не акцентирует внимание на пейзаже. Больше внимания он уделяет деталям храма, его архитектуре. Мы можем разглядеть мельчайшие подробности: удивительно красивую резьбу, украшающую здание, колонны, высокие арочные окна. Арочками на полуколонках обрамлены и окна барабана, на котором расположен купол. Важнейшим элементом фасадов являются также пилястры с колонкой, которые придают церкви особое изящество и стройность. Храм украшен искусно сделанной лепниной, и выглядит очень величественно и изысканно.

На картине С. Баулина церковь показана вблизи, крупным планом, чтобы зритель мог разглядеть храм в мельчайших подробностях и восхититься работой древних мастеров, построивших данное великолепие.

Картины двух художников отличаются не только разными ракурсами и богатством красок, но и тем, что один сконцентрировал свое внимание только на здании храма, а другой - на храме в окружении природы. Это дает нам возможность сравнить разные точки зрения на один предмет и решить для себя, чья работа нам нравится больше.

Из истории праздника Покрова Пресвятой Богородицы Среди церковных праздников Покров Пресвятой Богородицы занимает особое место. Он приходится на 14 октября — самое красивое время осени. В это же время, по народным приметам, на Покров ложится первый снег. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы утвердился на Руси в середине 12 века, при князе Андрее Боголюбском, который княжил во Владимире и очень почитал своего небесного покровителя святого Андрея юродивого. В житии рассказывается, как однажды Андрей пришел в храм и там во время молитвы увидел Божью Матерь, которая стояла на воздухе, держа свое покрывало над всеми молящимися в храме. Введением праздника Покрова Андрей Боголюбский, можно сказать, поручал Богородице свой народ, свою землю, русскую Церковь Ее защите и покровительству. И с тех пор Русь осознает себя одним из земных уделов Пресвятой Богородицы, а праздник Покрова становится одним из любимейших в народе. Начиная с 12 века на русской земле стали освящать храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Первый из них — знаменитый храм Покрова на Нерли, построенный в 1165 г. при Андрее Боголюбском. Храм Покрова в русской живописи Храм Покрова на Нерли появился в 12 веке. По легенде его построил Андрей Боголюбский в память о погибшем сыне. И он же показал место для постройки храма. Но поскольку весной в том месте половодье, то князь приказал построить искусственный холм из глины и булыжников. Ещё легенда гласит: белый камень для постройки принесли булгары, проигравшие войну с русскими. Два русских художника С.В. Герасимов и С.А. Баулин посвятили этому тзумительному храму свои произведения «Церковь Покрова на Нерли» и «Храм Покрова на Нерли». Весной, во время половодья, реки Нерль и Клязьма заливают всё вокруг. Белокаменная церковь одиноко возвышается, как белоснежный лебедь, над водой. Редкое убранство храма и величественный купол делают его более удивительным. Церковь Покрова на Нерли - одно из самых поэтических памятников древнерусского зодчества. В нём сочетаются такие детали: стройно вытянутый вверх барабан, пилястры, арочный фриз, полуколонки. На картине С.В. Герасимова предпочтение отдано пейзажу. На ней можно заметить мать с дочкой и лодку. В пушистых облаках храм кажется более воздушным. На картине С.А. Баулина чётко выделена архитектура церкви. Мы можем разглядеть колонны, узкие вытянутые в длину окна, барабан, на котором расположен купол, устремленный в небо. Каковы мои впечатления о храме на Нерли? Без сомнения, восторг и гордость за свою страну. Не зря этот храм является визитной карточкой России. Обе картины передают красоту великолепного храма на Нерли.

Церковь Покрова на Нерли

Тропинка ведёт меж лугов к купе старых вязов. Но вот деревья расступаются, и перед нами - небольшой одноглавый храм, стоящий на холме, у самой воды. Удивительно стройный, изящный, сверкающий белизной, он воспринимается как изваяние из цельного куска белого камня.

Одна легенда гласит, что церковь на Нерли была возведена в честь победы владимирских полков над волжскими болгарами в 1164 году. Согласно другому преданию князь Андрей Боголюбский построил этот в возвышенной печали храм в память о своём старшем сыне Изяславе, погибшем в походе на Волжскую Болгарию. А как следует из названия храма, он посвящён новому (ныне одному из наиболее значимых - «великих») празднику православия - Покрову в честь Богородицы, учреждённому Андреем Боголюбским без согласия киевского митрополита и патриарха.

Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году из белого тёсаного камня в полутора километрах от Боголюбова, в пойменных лугах, на специально насыпанном и укреплённом холме. Фундамент из булыжного камня был заложен на глубину 1,6 м, и его основание опиралось на слой плотной глины. Над фундаментом в два приёма возвели основание стен из тёсаного камня высотой 3,7 м. Снаружи и внутри эти стены обсыпали и утрамбовали глинистым супесчаным грунтом. И основание храма оказалось на глубине 5,3 метра внутри искусственного холма. Для отвода воды проложили каменные желоба.

Это обычного типа четырёхстолпный одноглавый придворно-княжеский храм. Изначально церковь Покрова на Нерли была обнесена галереей на аркадах с входом (через дверь в южной стороне) на хоры. В древности купол был полусферическим, а луковичную форму приобрёл уже в XVII веке. Аркатурный пояс расчленяет здание на два яруса и проходит по верху трёх апсид, где часть колонок доходит до цоколя. Консоли фриза над арками заканчиваются объёмными женскими головами и фигурами животных. Арочный фриз, многоарочные порталы и оконные проёмы создают впечатление пластичности здания. Фриз украшен масками женщин и изображением животных. В центре рельефа среднего прясла северного, южного и западного фасада находится царь Давид, восседающий на троне в окружении птиц и львов. На голове его корона, а в левой руке музыкальный инструмент. Являясь важной фигурой в христианстве (согласно Матфею он был прямым предком Христа), царь Давид символизирует мудрость правителя в лице Андрея Боголюбского.

Над окнами фасадов находятся 21 женская маска, которые символизируют посвящение храма Деве Марии. Рельеф боковых прясел трёх фасадов венчает грифон, который, с одной стороны, как христианский символ означает двойственную природу Христа - божественную (птица) и человеческую (животное), а с другой - символизирует объединённые качества орла и льва, т. е. бдительность и отвагу. Четыре кресчатых в сечении столпа несут подкупольные арки и световой барабан, образуя крестово-купольную систему. Столпы увенчаны фигурными капителями в виде пары львов под сводами.

Церковь Покрова на Нерли включена ЮНЕСКО в Список Всемирного наследия человечества.

Луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения.

Из книги Большая книга афоризмов автора Душенко Константин Васильевич

Церковь См. также «Религия», «Духовенство» Нет спасения вне церкви. Августин Церковь - скорее лечебница для грешников, чем музей святых. Эбигайл Ван Берен Церковь, связывая, дарует свободу. Стефан Наперский Церковь - это место, где джентльмены, никогда не бывавшие на

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЦЕ) автора БСЭ

Из книги 100 Великих Чудес Света автора Ионина Надежда

53. Храм Покрова на Нерли Храм Покрова на Нерли Уже более восьмисот лет стоит в суздальской земле, на берегу Нерли, церковь Покрова Богородицы. В ясные летние дни, при безоблачном небе, среди зелени обширного заливного луга ее стройная белизна, отраженная гладью небольшого

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

68. Храм Покрова Святой Богородицы на Рву Когда русские войска взяли Казань и прочно утвердились на волжских берегах, повелел царь Иван Грозный поставить. у стен московского Кремля церковь о восьми главах - по числу одержанных побед. Недавно возвратился он из похода, с

Из книги Служебная собака [Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства] автора Крушинский Леонид Викторович

Церковь Покрова на Нерли Тропинка ведёт меж лугов к купе старых вязов. Но вот деревья расступаются, и перед нами - небольшой одноглавый храм, стоящий на холме, у самой воды. Удивительно стройный, изящный, сверкающий белизной, он воспринимается как изваяние из цельного

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Чему равен мировой рекорд высоты снежного покрова? Наибольшая высота снежного покрова зафиксирована в горах штата Калифорния (США) 9 мая 1911 года. Она составила 11,5

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

В честь какого события возведен храм Покрова Богородицы на реке Нерль? Храм Покрова Богородицы возведен на берегу реки Нерль владимиро-суздальским князем Андреем Боголюбским (около 1111–1174) в память о победе, одержанной им в 1164 году в войне с Волжской Болгарией. Андрей, сын

Из книги Большая новейшая энциклопедия рыбалки автора Горяйнов Алексей Георгиевич

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Осеннее ужение на Нерли Нерль берет свое начало из Плещеева озера. От места слияния Нерли с Кубрью и вплоть до самой Волги есть много хороших мест для рыбалки. До впадения Сабли Нерль неглубока – 1 м, максимум 2 м при ширине 30–50 м, ниже берега все больше расступаются,

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

Из книги Православные храмы Сычевского уезда Смоленской губернии автора Каплинский Владимир Борисович

Из книги автора

Благочестивые самодержцы. Верхоспасский собор, церковь Распятия, церковь Воскресения Словущего, церковь Св. Екатерины Как вы знаете, непременной принадлежностью жилищ русской знати были так называемые домовые храмы. Религиозная традиция требовала неукоснительного

Из книги автора

ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Во имя Покрова Пресвятой Богородицы была освящена в селе деревянная церковь в 1756 году. В 1820-х годах настоятелем этого храма был священник Георгий Лебедев. В 30-х годах того же столетия настоятелем храма был священник Иоанн Изгородин,

Во время путешествий или просто прогулок по родному городу наш взгляд всегда задерживается на красивых архитектурных сооружениях. Все эти колонны, завитки и лепнину можно рассматривать часами, до того они прекрасны.

А чтобы в следующий раз вы смогли легко отличить балюстраду от балясины, вот вам простой и понятный гид по основным архитектурным терминам.

Антаблемент

колоннах ордера фриз

Верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах. Антаблемент разделятся на несущую часть — архитрав, — на опирающийся на него фриз и венчающую часть — карниз.

Аттик

(от греч. Attikos - аттический) - стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом, прямоугольное завершение портика .

Стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом.

Балюстрада

Невысокое ограждение лестниц, террас и балконов, состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху перилами.

Балясины

Невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов и лестниц.

Бельведер

Надстройка над зданием, обычно круглая в плане.

Волюта

Архитектурная деталь в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре, характерная для стиля барокко.

Галерея (гульбище)

Длинное крытое светлое помещение, примыкающее к стене здания. Одну из стен галереи заменяют колонны, столбы или балюстрада, примыкающие к стене здания.

Гирлянда

Орнаментальный мотив из волнообразно свисающих листьев, цветов, лент и т. п., характерный для барокко.

Гребень

Фигурные завитки, украшающие верх стены.

Закомара

Полукруглое завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний свод.

Капитель

Верхняя часть колонны или пилястры различной формы.

Контрфорс

Каменный или бетонный вертикальный выступ (ребро), усиливающий наружную стену.

Наборная колонка

Декоративный столбик, составленный из мелких резных элементов.

Пилястра

Плоский вертикальный выступ на поверхности стены.

Поребрик

Вид кирпичной кладки, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены.

Портал

Архитектурно оформленный вход в здание.

Портик

Характерный элемент зданий, построенных в стиле классицизма: ряд колонн, помещенный перед фасадом здания.

Прясло

Участок стены между двумя пилястрами.

Ротонда

Круглое в разрезе сооружение, обычно увенчанное куполом. Ротонда часто завершает центральную часть здания в стиле классицизма.

Ширинка

Декоративное украшение в виде прямоугольного углубления, иногда украшенное лепниной.

Эркер

Выступающая за плоскость фасада часть помещения.

СЛОВАРЬ АРХИТЕКТУРНЫХ ТЕРМИНОВ

При создании раздела были использованы материалы сайта http://www.archi.ru , "Архитектурно-строительный словарь" В.С.Поплавского и др. источники

Антаблемент (франц. Entablement, от table - стол, доска) - верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах , - составной элемент классического архитектурного ордера . Антаблемент членится на несущую часть - архитрав, на опирающийся на него фриз и венчающую часть - карниз. Антаблемент возник на основе деревянного балочного перекрытия и в своих формах отражает его структуру. рисунок

Апсида , абсида (от греч. Hapsis, род. падеж hapsidos - свод) - расположенный в восточной части христианского храма алтарный выступ, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане.

Арка (от лат. Arcus - дуга, изгиб) - криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами. Арки впервые появились в архитектуре Древнего Востока, получили широкое распространение в архитектуре Древнего Рима. См. ползучая арка .

Аркада (от франц. Arcade) - ряд одинаковых по форме и размеру арок , опирающихся на колонны или столбы. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей . рисунок

Аркатура (от нем. Arkatur) - ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на внутренних стенах помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах (аркатурно-колончатый пояс). рисунок

Аркатурно-колончатый пояс - см. Аркатура .

Аттик (от греч. Attikos - аттический) - стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом, прямоугольное завершение портика . рисунок

Балюстрада (франц. balustrade) - ограждение (обычно невысокое) лестниц, террас, балконов и т.д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами. рисунок

Балясины - невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т.д.

Барабан - цилиндрическое или многоранное основание купола (в русской архитектуре XVII в. иногда - декоративной луковичной главы), обычно прорезанное окнами. рисунок

Бегунец - декоративная кирпичная кладка в виде пояска из треугольных впадин, обращенных вершинами попеременно вверх и вниз. рисунок

Бельведер (итал. Belvedere, букв. - прекрасный вид) - надстройка над зданием, обычно круглая в плане рисунок

Вазон - декоративное украшение в виде вазы. Характерно для барокко и нарышкинского барокко. рисунок

Волюта (лат. и итал. Voluta, букв. - завиток, спираль) - архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком (“глазком”) в центре. Часть ионической капители , входит также в состав коринфской и композитной капителей. Форму волюты имеют различные архитектурные детали, характерные для стиля барокко. рисунок

Восьмерик - в русском каменном и деревянном зодчестве восьмиугольное в плане сооружение или часть сооружения. Распространен главным образом в церковном зодчестве. Восьмерики обычно ставились на четырехугольном основании (тип “восьмерик на четверике”), реже они завершают крестообразный в плане объем.

Галерея (франц. galerie, от итал. galleria) - длинное крытое светлое помещение, в котором одну из продольных стен заменяют колонны , столбы или балюстрада , примыкающее к стене здания. См. гульбище , паперть .

Гирлянда - орнаментальный мотив из волнообразно свисающих листьев, цветов, лент и т.п. Характерен для барокко. рисунок

Гирька - фигурная деталь в виде опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивается на скрытом в кладке железном стержне и служит опорой декоративным арочкам, обычно расположенным под объединяющей их большой аркой . Гирька широко использовалась в русской архитектуре XVI-XVII вв. в декоре ворот, крылец, оконных проемов, а также в псевдорусской эклектике. рисунок

Глава , главка - наружное декоративное завершение барабана . Главы бывают шлемовидными, грушевидными, луковичными, зонтичными, конусовидными и др. Придают верхней части архитектурного сооружения характерный силуэт и большую живописность, которая усиливается позолотой раскраской, а также фактурой кроющих материалов (черепица, лемех, фигурное железо и др.).

Гребни, гребешки - в архитектуре нарышкинского барокко фигурные завитки, украшавшие верх стены, по форме перекликались с разорванным фронтоном . рисунок

Дынька - декоративная деталь в русской деревянной и каменной архитектуре XIII - XVIII вв.: утолщение на столбах, колонках, в наличниках окон и дверных порталах . Применялась в древнерусской архитектуре и псевдорусской эклектике. рисунок

Закомара (от др.рус. комара - свод) - полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод. рисунок

Замковый камень, замок (зам`ок) - клинообразный камень или кирпич в вершине свода или арки . Часто имеет орнаментальную или скульптурную обработку. Иногда превращается в декоративную деталь, украшающую арки и плоские перемычки. Характерен для классицизма. рисунок

Затяжка - горизонтальная или наклонная балка, стягивающая части какой-либо конструкции, обычно стороны свода. рисунок

Зубец (мерлон) - выступ крепостной стены или башни, предназначенный для обороны. В русской архитектуре часто применялся зубец особой формы - "ласточкин хвост".

Капитель - верхняя часть колонны или пилястры , форма которой определяется ордером . рисунок

Кокошник - в русской церковной архитектуре XVI-XVII вв. полукруглая или килевидная фальшивая закомара, имеющая декоративное назначение. Располагаются на стенах,сводах , а также уменьшающимися кверху ярусами у оснований шатров и барабанов глав. рисунок В период узорочья кокошниками также украшались окна. рисунок .

Колокольня - башня с открытым ярусом для колоколов. Ставилась рядом с храмом или включалась в его композицию. В средневековой русской архитектуре известны столпообразные и шатровые колокольни наряду со звонницами стенообразного и палатного типа.

Колонна (франц. colonne, от лат. columna - столб) - архитектурно обработанная, круглая в поперечном сечении вертикальная опора с художественно оформленной капителью и базой, стержневой элемент архитектурных ордеров . рисунок

Контрфорс (от франц. contreforce - противодействующая сила) - каменная, бетонная или железобетонная поперечная стенка, вертикальный выступ или ребро, усиливающее основную несущую конструкцию (в основном наружную стену) и воспринимающие горизонтальные усилия (например, распор от сводов , перекрывающих здание). Контрфорсы широко применяются также для укрепления стен при реставрации памятников архитектуры. рисунок , рисунок2

Коруна - многолучевой кокошник над окном, очертаниями напоминающий корону. рисунок

Кубышчатая колонна - опора с плавным расширением в центральной части рисунок

Купол (итал. cupola - купол, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa - бочка) - вид перекрытия (свода), близкий по форме к полусфере.

Ласточкин хвост - вид крепостного зубца с раздвоением в верхней части. рисунок

Лепнина - рельефные украшения (фигурные и орнаментальные) на фасадах и в интерьерах зданий, как правило, отлитые или отпрессованные из гипса, штукатурки, бетона или других материалов. Особенно широко применялась в барокко и нарышкинском барокко.

Маскарон (франц. mascaron, от итал. mascherone - большая маска) - декоративный рельеф в виде маски, изображающей (часто в гротескном или фантастическом облике) человеческое лицо или голову животного. Маскароны помещаются преимущественно на замках арок , оконных и дверных проемов. Маскароны использовались в архитектуре классицизма и модерна. рисунок рисунок2

Машикули (франц. machicoulis) - навесные бойницы, расположенные в верхних частях стен и башен средневековых укреплений. Утратив с развитием огнестрельного оружия оборонительное значение, машикули использовались как элемент архитектурного декора. рисунок

Наборная колонка - столбик, обычно декоративный, составленный из мелких резных элементов. Широко применялся в древнерусском зодчестве, особенно в период узорочья.рисунок рисунок2 рисунок3

Наличник - декоративное обрамление оконного проема. Термин “наличник” применяют обычно к русской архитектуре XV-нач. XVIII вв.

Нартекс, притвор (позднегреч. Narthex, от греч. narqhx - ларчик, шкатулка) - входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианского храма. Нартекс предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения для молящихся.

Неф (франц. nef, от лат. navis - корабль) - вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядомколонн или столбов.

Ордера архитектурные (от лат. ordo - порядок) - художественно осмысленное сочетание несущих и несомых частей.

Классическая система ордеров сложилась в Древней Греции. Основные ордера, получившие название от греческих племен и областей: дорический, ионический, коринфский (разновидность дорического ордера - тосканский, коринфского и ионического - композитный). Ордер - важнейший элемент архитектуры классицизма, иногда использовался и в барокко.

Паперть - помещение перед входом в церковь, имеющее вид небольшой, заимствованы из декора Архангельского собора Кремля, характерны для нарышкинского барокко. рисунок рисунок2

Ротонда (итал. rotonda, от лат. rotundus - круглый) - центрическое сооружение, круглая в плане постройка (храм, мавзолей, павильон, зал), обычно увенчанная куполом . Ротонда часто завершает центральную часть здания в стиле классицизма рисунок рисунок

Руст, рустовка, рустик (от лат. rusticus - простой, грубый) - отделка стен, имитирующая крупную кладку. Оживляя плоскость стены игрой светотени, рустовка создает впечатление мощи, массивности здания. При отделке фасада штукатуркой руст имитируется разбивкой стены на прямоугольники и полосы. Характерен для классицизма. рисунок

Свод - пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющие геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью. Под нагрузкой свод, передает на опоры не только вертикальную нагрузку, но и горизонтальные усилия (распор).

Сухарики, дентикулы - декоративное украшение в виде ряда направленных вниз зубчиков. В древнерусской архитектуре назывались сухариками, применительно к стилям западного происхождения (напр., барокко) используют слово дентикулы.рисунок

Тимпан (греч. tumpanon) - треугольное поле фронтона ; углубленная часть стены (ниша) полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания над окном или дверью. В тимпане часто помещают скульптуру, живописные изображения, гербы и др.

Трапезная (от греч. trapeza - стол, кушанье) - просторная невысокая пристройка с западной стороны христианского храма, служившая для богослужения в зимнее время и общественных нужд прихожан. Характерны для русской архитектуры 17-18 вв.

Фасад (франц. facade, от итал. facciata, от faccia - лицо) - наружная сторона здания или сооружения. В зависимости от конфигурации постройки и ее окружения различают главный фасад, уличный фасад, боковые фасады, уличный, дворовый, парковый и другие фасады.

Фриз (франц. frise)

  1. в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента , между архитравом и карнизом; заполняется сплошной лентой рельефов или оставляется пустым; рисунок
  2. сплошная полоса декоративных, скульптурных, живописных и других изображений (часто орнаментального характера), окаймляющая верх стен, поверхность пола помещения, поле ковра и др.

Херувим - декоративное украшение в виде детского лица, иногда с крыльями. Широко применялось в архитектуре барокко. рисунок

Четверик - в русской каменной и деревянной архитектуре четырехугольное в плане сооружение или составная часть композиций шатровых и ярусных храмов, в том числе в сочетании с восьмигранной частью ("восьмерик на четверике").

Шатер , шатровое покрытие - завершение центрических построек (храмов, колоколен, башен, крылец) в виде высокой четырехгранной, восьмигранной или многогранной пирамиды. Распространено в русском каменном зодчестве с XVI в. Кирпичные шатры складывались из наклонных рядов или горизонтальных рядов кирпича с напуском, деревянные - напуском венцов с уменьшающимися длинами сторон. В культовых сооружениях шатер обычно увенчивался луковичной главой, в гражданской и военной - дозорной вышкой, флюгером. рисунок

Ширинка - декоративное украшение в виде прямоугольного углубления, иногда украшенная изразцом, лепниной. Характерно для стиля узорочья. Часто здания украшались поясом из ширинок.

Церковь Покрова на Нерли


Тропинка ведёт меж лугов к купе старых вязов. Но вот деревья расступаются, и перед нами - небольшой одноглавый храм, стоящий на холме, у самой воды. Удивительно стройный, изящный, сверкающий белизной, он воспринимается как изваяние из цельного куска белого камня.

Одна легенда гласит, что церковь на Нерли была возведена в честь победы владимирских полков над волжскими болгарами в 1164 году. Согласно другому преданию князь Андрей Боголюбский построил этот в возвышенной печали храм в память о своём старшем сыне Изяславе, погибшем в походе на Волжскую Болгарию. А как следует из названия храма, он посвящён новому (ныне одному из наиболее значимых - «великих») празднику православия - Покрову в честь Богородицы, учреждённому Андреем Боголюбским без согласия киевского митрополита и патриарха.

Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году из белого тёсаного камня в полутора километрах от Боголюбова, в пойменных лугах, на специально насыпанном и укреплённом холме. Фундамент из булыжного камня был заложен на глубину 1,6 м, и его основание опиралось на слой плотной глины. Над фундаментом в два приёма возвели основание стен из тёсаного камня высотой 3,7 м. Снаружи и внутри эти стены обсыпали и утрамбовали глинистым супесчаным грунтом. И основание храма оказалось на глубине 5,3 метра внутри искусственного холма. Для отвода воды проложили каменные желоба.

Это обычного типа четырёхстолпный одноглавый придворно-княжеский храм. Изначально церковь Покрова на Нерли была обнесена галереей на аркадах с входом (через дверь в южной стороне) на хоры. В древности купол был полусферическим, а луковичную форму приобрёл уже в XVII веке. Аркатурный пояс расчленяет здание на два яруса и проходит по верху трёх апсид, где часть колонок доходит до цоколя. Консоли фриза над арками заканчиваются объёмными женскими головами и фигурами животных. Арочный фриз, многоарочные порталы и оконные проёмы создают впечатление пластичности здания. Фриз украшен масками женщин и изображением животных. В центре рельефа среднего прясла северного, южного и западного фасада находится царь Давид, восседающий на троне в окружении птиц и львов. На голове его корона, а в левой руке музыкальный инструмент. Являясь важной фигурой в христианстве (согласно Матфею он был прямым предком Христа), царь Давид символизирует мудрость правителя в лице Андрея Боголюбского.

Над окнами фасадов находятся 21 женская маска, которые символизируют посвящение храма Деве Марии. Рельеф боковых прясел трёх фасадов венчает грифон, который, с одной стороны, как христианский символ означает двойственную природу Христа - божественную (птица) и человеческую (животное), а с другой - символизирует объединённые качества орла и льва, т. е. бдительность и отвагу. Четыре кресчатых в сечении столпа несут подкупольные арки и световой барабан, образуя крестово-купольную систему. Столпы увенчаны фигурными капителями в виде пары львов под сводами.

Церковь Покрова на Нерли включена ЮНЕСКО в Список Всемирного наследия человечества.

Луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения.