Французские регулярные парки. Регулярный парк

Почти четыре сотни лет прошло с тех пор, как весь королевский двор во главе с Людовиком XIV восхищенно ахнул при виде Версаля – первого в мире образца французского регулярного парка. На сегодняшний день использование подобного стиля – довольно распространенный прием в искусстве ландшафтного дизайна. Невозможно себе представить ни одного замка в Европе, ни одной королевской резиденции без уникальной «визитной карточки» — аккуратно подстриженных кустов и деревьев, ярких партерных цветников, симметрично расположенных фонтанов и беседок. Изначально созданный для огромных площадей королевских дворцов, сад в регулярном стиле постепенно переместился и на более скромные пространства – на территории загородных домов.

Используя элементы регулярности, можно легко привнести немалую долю торжественности и величия в экстерьер частного дома. Ландшафтным дизайнерам современности удалось несколько смягчить данный стиль, лишив его ненужных для наших реалий помпезности и громоздкости. Однако, все равно, даже самая скромная и простая композиция, созданная в регулярном стиле, является предметом роскоши, так как ее составляющие элементы по определению не могут быть дешевыми и нет более тонкого и изящного способа намекнуть окружению на свой достаток, чем разбить возле своего дома маленький королевский садик.

Регулярный садв истории

Создателем регулярного стиля считается придворный садовод Людовика XIV Андре Ленотр, дизайнерские фантазии которого привели к возникновению выверенных геометрических форм многих садово-парковых ансамблей, первым из которых стал парк Версальского дворца. Именно Ленотр придумал главные правила создания регулярного сада: четкая осевая симметрия композиции, центром которой может быть здание, фонтан, необычная крупная клумба либо статуя; ровные садовые дорожки; живые изгороди; топиарные формы.

Снискав необычайную популярность среди французской знати, регулярный стиль в ландшафтном дизайнепостепенно сталзахватывать новые просторы, прочно обосновавшись во многих европейских парках, в том числе и в России. Русские регулярные сады и парки появились с легкой руки Петра I, который, побывав в Версале в 1717 году, решил и на своей родине создать нечто подобное. Петр несколько преобразовал французский стиль, увеличив количество цветочных клумб и водоемов, но при этом сохранил четкость линий и форм.

Главные характеристики регулярного стиля

1. Масштабность

Так как регулярные сады изначально использовались для оформления огромных территорий замков и дворцов, то традиционно они ассоциируются с масштабностью. Предназначенный для длинных пеших прогулок, такой сад за каждым поворотом живой изгороди таит в себе новые виды, разыгрывает разные «спектакли». Организовать подобную «театральность» на маленьком приусадебном участке сложно, да и различные декоративные элементы, присущие регулярному стилю, будут отягощать небольшое пространство. Кроме этого, для создания подобного сада обязательным требованием является идеально плоская, ровная поверхность рельефа, требующая проведения определенных земляных работ.

2. Геометричность

Для регулярного стиля характерна осевая симметрия, где осью чаще всего выступает дом, и четкие, прямые линии, позволяющие максимально упорядочить пространство. Любая хаотичность в подобном саду априори недопустима. Основным элементом сада в регулярном стиле является партер – открытая территория с клумбами, газонами, бордюрами, состоящая из нескольких участков правильной геометрической формы. В центре цветочных композиций нередко устанавливают замысловатые статуи или фонтаны.

3. Топиарные формы и живые изгороди

Для того, чтобы разбить регулярный сад на зоны, широко используются арки, перголы, различные живые изгороди. Одним из главных украшений территории в регулярном стиле являются топиарные фигуры, созданные путем стрижки деревьев и кустарников. С помощью этой техники создаются растения самых разных геометрических форм.

4. Водоемы

Обязательным элементом регулярного сада является водоем с четко очерченной береговой линией. Он может быть как в форме прямоугольника, так и круга или овала, обрамленного подходящей растительностью. Широко распространены также бассейны и разнообразные фонтаны.

Фонтаны и бассейны — часть стиля

5. Особые растения для регулярного сада

по возможности должен сохранять декоративность круглый год, поэтому для озеленения предпочтение отдается вечнозеленым растениям, например, широко распространены на подобных территориях самшит, падуб, тис.

Большое значение имеют для регулярного стиля и цветники, которые располагают на открытых, солнечных местах. Освещение растений должно быть равномерным, иначе не избежать асимметричности их роста и развития, что недопустимо для данного стиля. В основном для партерных цветников используют однолетние растения. Большинство многолетников для регулярных клумб не подходят, ввиду непродолжительности своего цветения.

Для декоративных элементов характерно использование мрамора, керамики, бронзы, художественной ковки. В регулярном саду все должно быть роскошно и изысканно, поэтому экономия для данного стиля неуместна.

История возникновения
Если обратиться к истории, то регулярный стиль как направление паркового искусства возник раньше. Его происхождение возводят к садам эпохи Возрождения. Хотя и более ранние образцы садовых композиций Античности, Древнего Египта и Востока тяготеют к этому подходу. Своего расцвета регулярный парковый стиль достиг во Франции в эпоху барокко - и такие парки стали называть «французскими». Пейзажные же парки пришли им на смену из Англии на волне романтизма - и потому стали называться «английскими».

Разница подходов
Столь различная образность «французских» и «английских» парков начинается с принципиально разного взгляда на природу и с отличных подходов к окружающей среде.
Регулярный парк воплощает абсолютный контроль человека над природой, несет выверенность, пропорциональность. Сады Возрождения выступали символом гармонии и порядка, и регулярные парки более позднего времени развивают этот образ в продуманную и прихотливо построенную композицию.

Регулярный парк строится как продолжение архитектуры, развивает архитектурную среду вовне, создавая зеленые «кабинеты» и этажи террас, формируя кулисы, используя зеркала прудов и садовую скульптуру.

Пейзажный парк вдохновляется живописью классицизма с ее идиллическими пейзажами, а в качестве теоретического обоснования берет философию, в частности - размышления Жан-Жака Руссо. Пейзажные парки передают гармонию природы, преклонение перед ней. Они возникают из идей романтизма, поэтических идеалов и стремятся показать величие природных ландшафтов.

Но все же подходы не диаметрально противоположны, как это может показаться на первый взгляд. Пейзажный парк представляет природный ландшафт. Природный - но не естественный. Он создает обобщенный, идеализированный образ природы - тоже своего рода воплощение гармонии, увиденной в природе человеком.

Элементы стиля
Классические пейзажные и регулярные парки узнаваемы с первого взгляда. Каждый из них имеет характерные признаки и составляющие.

Пейзажный парк привлекает природными линиями, живописными группами деревьев и кустарников, изящными декоративными элементами в романтическом духе - мостиками, павильонами, скульптурой.

Знание основных композиционных приемов помогут легко воплотить выбранное направление.

Линии и формы
Прямые линии, геометричные формы, четко очерченный орнамент - характерные приемы регулярного парка. Дорожки идут прямо или по правильной дуге. Главная аллея проходит по центру участка, другие дорожки пересекают ее перпендикулярно или отходят от нее, образуя симметричное пересечение - так называемую «гусиную лапу». Партеры образуют простые геометрические фигуры, а орнамент, их составляющий, основан на повторении четких форм или завитков.

Четкие формы придаются и кронам деревьев. Их стригут в виде шара, куба, либо создавая более причудливые - скульптурные, но по-прежнему определенные - формы. Пруды в регулярном парке имеют форму круга, эллипса, квадрата или прямоугольника.

Симметрия и асимметрия
Регулярный парк основан на симметрии: дом и идущая от него главная аллея задают основную ось - вся композиция строится вокруг нее.

Пейзажные же парки призваны создать иллюзию естественного ландшафта, воспроизводя его асимметрию и неоднородность.

Основа декоративности
Выразительность «французского» регулярного сада основана на его прихотливости, вычурной орнаментальности, на его продуманности и ухоженности. Пейзажный парк очаровывает лиричной образностью, кажущейся нетронутостью, разнообразием видов и картин.

Цвета
Для садов в регулярном стиле характерны яркие, чистые, выразительные цвета и четкие границы цветовых пятен. Помимо цветущих растений в качестве источников цвета используется каменная крошка и декоративные элементы. Естественность пейзажного парка подчеркивается сложными, зачастую приглушенными оттенками, смешением цветовых пятен и их плавными переходами.

Детали и малые формы
Регулярный парк в качестве акцентных деталей активно использует топиарии и штамбовые формы. Дополнительным выразительным элементом в этом случае может выступать и вазон, в который они высажены, фонтаны, зачастую украшенные скульптурой, скамьи и архитектурные павильоны.

В пейзажном парке малые формы и архитектурные элементы также имитируют естественность - будто они существовали в этом ландшафте многие годы. Мостики, скамьи и павильоны прячутся в растительной массе, создают в парковой композиции эффект неожиданного появления. Часто они имитируют романтическую запущенность - не зря одним из популярных элементов «английского» парка была так называемая «руина», декоративная постройка, беседка или павильон, имитирующая древнее заброшенное строение. Скульптуру используют оба парковых стиля, но в регулярных садах она дополнительно подчеркивает симметрию, а в пейзажных - теряется в зелени, чтобы возникнуть неожиданным акцентом.

Как быть с плодовыми?
Зачастую утилитарные площадки огорода и плодового сада бывает сложно вписать в задуманную ландшафтную композицию. Но на самом деле можно подобрать им форму, подходящую для любого выбранного стиля.

Регулярную планировку продолжат фигурные грядки и грядки-боскеты. Прекрасно впишется сюда и огород в зеленом «кабинете», то есть окруженный стриженной зеленой изгородью. Для выращивания плодовых деревьев выбирайте колоновидную и шпалерную форму.

Основой садово-огородной зоны при пейзажном подходе может стать старый плодовый сад. А огород проявит тему пасторали - популярной стилизации в классических пейзажных парках. Прекрасно впишется сюда и популярный естественный подход к огородничеству.

Не только древность
Может показаться, что такое разделение на два подхода давно устарело и относится только к классическим садам и паркам. Тем не менее, многие современные ландшафтные течения явно тяготеют к одному из двух направлений, а зачастую имеют корни в одном из них. Геометричный минимализм, наряду с восточной образностью, зачастую несет приметы регулярного парка в более сдержанном его проявлении. А современный эко-подход и модные естественные ландшафты перенимают сфокусированное внимание и любование природой, присущее пейзажному стилю.

Как определить, какое из двух направлений больше подходит вам и вашему участку? Несколько простых характеристик помогут вам расставить приоритеты.

Ваш выбор - регулярный стиль, если:

  • на участке проявлена симметрия - изначально правильная форма участка, в центре которого расположен дом, просто создана для регулярного сада;
  • перед домом есть большое пространство - его можно эффектно оформить узорным партером или разместить в центре классический фонтан;
  • на участке нужна большая парадная зона - ничто так не создает торжественное и церемониальное настроение, как широкие партеры и прочерченные, как по линейке, аллеи;
  • вы любите все контролировать, а тщательный уход за садом - ваша страсть: строгие линии регулярного сада дадут вам возможности проявить свои таланты;
  • вы любите четкие линии и простые формы - лаконичный вариант регулярной композиции будет выглядеть строго и тщательно выстроенным;
  • вы любите орнаментальность - сложные растительные узоры оформят выразительный кружевной или газонный партер перед вашим домом.

Вам подойдет пейзажный стиль, если:

  • участок имеет явно асимметричную планировку - воплотить на нем природный ландшафт будет проще, чем уравновешивать разные его части, создавая симметричную композицию;
  • на участке растет естественный лес - всегда есть соблазн сохранить существующие деревья, частично их проредив и оформив, и у вас уже будут готовые массивы взрослых растений, как основа для пейзажного парка (особенно - в сочетании с большим размером участка);
  • на земле есть старый плодовый сад - это не редкость при покупке разработанных участков, например, в деревнях; такой сад уже сам задает естественность композиции и ореол романтики;
  • участок имеет выраженные природные особенности - каменистый или болотистый ландшафт проще и интересней оформлять, используя его естественные черты, чем выравнивать участок и превращать в регулярный парк;
  • вы любите плавные линии - мягкие зеленые кущи и извивающиеся между ними тропинки: все это - признаки пейзажного сада;
  • вы предпочитаете естественные формы растений - пейзажный стиль позволит в полной мере проявить ботанические особенности и натуральную форму роста деревьев и кустарников.

Французские регулярные парки в XVII-XVIII вв.

Культура итальянского Ренессанса оказала большое влияние на культуру Франции. Это влияние сказалось и на развитии французского садово-паркового ландшафтного искусства.

В середине XVII в. во Франции укрепился абсолютизм и искусство стало предметом особой заботы короля Людовика XIV, который рассматривал его как средство возвеличения своей власти. Идеи абсолютизма нашли отражение в создании французских регулярных парков, идеология которых была разработана и воплощена Андре Ленотром (1613-1700). Под его руководством были построены и перепланированы парки: Во-ле-Виконт (1656-1661 гг.), Версаль (1661-1700 гг.), Тюильри (1664-1672 гг.), Кланьи (1674 г.), Со, Медон (1680 г.), Сен-Клу, Шантильи, Шуази (1693 г.), Марли (1699 г.) и ряд других.

Французские регулярные парки имели симметричное построение вдоль главной композиционной оси, но в отличие от итальянских террасных садов, где применялся тот же принцип композиционного построения, они располагались на равнинном рельефе. Это позволяло формировать большие открытые пространства. Природа в них была подчеркнуто искусственной: стриженые деревья и кустарники , декоративные партеры с цветниками сложных рисунков, зеркальные поверхности бассейнов.

Первый крупный парковый ансамбль, спроектированный и построенный Андре Ленотром совместно с архитекторами Луи Лево и Шарлем Лебреном для министра финансов Франции Фуке - Во-ле-Виконт . Парк занимает территорию более 100 га, его протяженность - 2,5 км. Центральная часть паркового комплекса имеет четкую регулярную планировку, в которой выделена главная композиционная ось, ориентированная на дворец. Большое открытое пространство перед дворцом хорошо просматривается, в ландшафтную композицию включены партеры, водные плоскости. Периферия комплекса решена как лесопарк.

Вершиной садово-паркового ландшафтного искусства Франции XVII в. считается парк в Версале, созданный для Людовика XIV. Заболоченная плоская местность с мелким лесом превращена в пространственно богатый и разнообразный парковый ансамбль.

Версальский дворцово-парковый комплекс производит сильное впечатление на посетителей, в том числе благодаря своим огромным размерам. Версальский парк занимает территорию 1738 га, из которых передняя часть 100 га. Главная композиционная ось (восток-запад) имеет протяженность 4 км. Вдоль нее расположен Большой канал длиной 1,4 кв. Фасад дворца (архитекторы Луи Лево и Ж. Ардуэн Мансар) имеет протяженность 500 м.

Из главного помещения дворца - спальни короля - открывается грандиозная панорама парка. Парадная часть паркового комплекса - партер перед дворцом. Ниже высокой террасы перед дворцом расположены боскеты - плотные зеленые массивы деревьев, окруженные высокими стенами стриженой зелени. Часть из них внутри решена как открытые пространства. На территории парка 14 тысяч фонтанов, многие из которых украшены скульптурам. Водоснабжение фонтанов сконструировал Пьер де Франсини. В скульптурном оформлении дворца и парка участвовали Марси, Тюби, Лонг, Жирарден.

В Версальском дворцово-парковом комплексе повторен композиционный прием, примененный Андре Ленотром ранее в Во-ле-Виконт - трехлучевая радиальная ландшафтная планировка улиц, ориентированных на дворец. Версаль должен был прославлять «короля-солнце» - Людовика XIV. Улицы символизировали солнечные лучи, расходящиеся от дворца. Центральный луч - улица, ведущая в Париж, что также символично. Аналогичный смысл заложен в радиально-лучевое построение аллей Версальского парка, расходящихся от композиционно важных пунктов - начала Большого канала, Королевской площади.

Основным назначением аллей было раскрытие дальних перспектив, что и определяло их ширину. Поэтому аллеи могли включать газонные покрытия, например Королевская аллея, открывающая перспективу на Большой канал, в который вечерами уходит закатное солнце.

Идеи А. Ленотра оказали большое воздействие на развитие европейского садово-паркового ландшафтного искусства XVII - первой половины XVIII в. Регулярные парки получили широкое распространение во всех европейских странах.


Его называют классическим, формальным, геометрическим, садом в стиле барокко, а ещё французским парком, хотя все эти названия довольно сомнительны. Особенно последнее, ведь корни регулярного парка – не в пышном и страстном французском барокко, а в итальянском Ренессансе. В эпохе, впитавшей в себя отчетливость, ясность и безупречность античной культуры.

История

В середине XVI века на склонах холма Боболи во Флоренции, в резиденции герцогов Медичи заложили новые сады. Лелеяли их долго, воплощая эстетические тезисы, проверенные временем, и совершенно новые идеи. Например, благодаря специально обустроенным возвышенностям, впервые в истории ландшафтного искусства из парка открывался вид на город.

Флорентийские сады стали квинтэссенцией всего, что создали до этого не только садоводы, но архитекторы и скульпторы. Здесь были широкие аллеи, посыпанные гравием, и длинные осевые дорожки, дубы, кипарисы, лимонные деревья в кадках, розы и лилии в огромных цветниках…
А еще амфитеатр, где впервые в мире зазвучали оперные арии, колоннады и террасы, рукотворные пруды с островками, фонтаны и гроты, артефакты из Греции и древнего Египта.

Не заметить сады Боболи было невозможно. Андре Ленотр, потомственный мастер озеленения, придворный садовник Людовика XIV (известно, что французский монарх был сильно увлечен садово-парковым искусством), создал проект версальского парка, взяв за основу сады Боболи.

Стиль, который возник в результате, ошеломил Европу и пленил её. Парки в регулярном стиле стали появляться в Англии, Испании, Австрии, России… Однако Версаль остался абсолютным, как чистый бриллиант, эталоном регулярности.

Версаль

Сады около версальского дворца формировались почти 40 лет. Мастер Ленотр преследовал технически сложную, честолюбивую цель: создать иллюзию бесконечности, безбрежности ландшафта, а также доказать при помощи технических уловок, что французский король властвует не только над своими подданными, но и над природой.

Что ж, Ленотру это удалось. Сады Версаля и сегодня остаются мерилом мерил, если речь о регулярном стиле. Все остальные парки, по умолчанию, повторяют клише, заданные мастером Ленотром.

Первый среди них – масштабность. Людовик XIV обожал свежий воздух, солнце и ветер, длительные прогулки, не терпел тесноты и сдавленности парижских улиц. Безусловно, это было учтено при создании версальского ансамбля. В итоге королевские сады раскинулись на огромной, совершенно не мыслимой для той эпохи территории – на площади 8300 гектаров.
Их зеленая скатерть простиралась с востока на запад, как бы следуя за солнцем. Утром его первые лучи осеняли зал Славы, пробуждали дворец, заглядывали в королевские покои… И гасли на закате у Зеркальной галереи. Солнце, персональный символ французского монарха, стало также символом Версаля, его невероятных, поражающих воображение садов.

На каких же принципах, расчётах и секретах зиждился этот эффект?

Концептуальные особенности регулярного стиля

Планировка

Регулярный сад – очень взыскательный жанр. Он не терпит неточностей, мелких погрешностей, планировки «на глаз».
В его основе – математически выверенная схема, абсолютно правильная геометрия, точные и строгие пропорции, зеркальная симметрия.

Неумолимой геометрии подчиняются даже кусты и деревья: контуры посадок, а также их верхушки такие ровные как будто поработала гигантская рука, вооруженная линейкой, циркулем и транспортиром.

Особняк является центральной точкой парка, главным его украшением. Из этого следует, что дом и сад должны быть связаны концептуально и выглядеть достойной парой: монументально, пафосно, парадно. Кстати, дом не закрывается растительностью, деревья рядом не высаживают. От сада особняк отделяет либо партер, либо условная изгородь из тщательно подстриженных кустов.

Главная ось регулярного сада тянется перпендикулярно задней стены дома. Её пересекают одна или несколько длинных аллей. Вдоль центральной оси обустраивают либо водоём, окруженный кустарниками, либо газон.
Водоём при этом служит зеркалом – усиливает симметрию, удваивает высоту живого обрамления.
Партеры, включая кружевной, располагают вблизи дома; их «кавалькада» должна быть видна из окон и с балконов.

Перспектива

Классический сад обозревается до горизонта. Для этого сооружаются террасы, которые, возвышаясь над партерами и боскетами, позволяют любоваться ими сверху.
На пересечении аллей ставятся скульптуры, что усиливает перспективу и, одновременно, впечатление порядка.

Для придания парку «бесконечности» не возбранялось использовать оптические трюки. Например, при стрижке деревьев, окаймляющих аллеи, применяли градацию – чем дальше от дома, тем меньшие кроны формировали. Или намеренно сужали сами аллеи. Все это усиливало эффект отдаленности, протяжности сада.
Ещё одна ловкость – декоративный ров, вторая сторона которого, благодаря подпорной стенке, незаметна глазу. Неудивительно, что ров-обманка получил название «аха»: говорят, такой возглас издавали люди, увидевшие хитрое сооружение впервые. Ахи строили, когда нужно было зонировать сад, поставить ограду, не нарушая целостный образ ландшафта и безбрежность панорамы.

Открытые участки прямоугольной, овальной, квадратной, круглой формы – непременный атрибут регулярного парка. С виду это зелёный «зал», отделённый от сада плотной живой изгородью. При его оформлении, кроме растительности, применяют песок различного оттенка и фактурный гравий.
Обязательное условие – главный партер должен быть виден из дома, как сцена из ложи.

А главные среди партеров – кружевные. Они требуют больше оформительских средств, а также мастерства, ведь следует создать узорный «ковер» из кустарника. С этой целью самшит или тис фигурно выстригают, добиваясь курчавой рельефности. Если просто партер может обойтись без цветов, то в кружевном они обязательны.

Боскеты

Ещё один неукоснительный фрагмент регулярного ландшафта. По сути, это искусственная рощица, сплошная зелёная стенка. Рука искусного мастера может придать ей различную форму и объём, стилизуя под арку или под башню.
Известно, что реставрируя версальские сады, Ленотр добавил не менее десятка разных боскетов.

Среди их видов самый типичный – боскет-кабинет. Его образуют кусты, рассаженные по периметру газона и создающее уютное, замкнутое пространство.
Обыкновенный боскет – группу деревьев одной высоты – располагают в самой дальней точке территории, это финал сада, его зелёный «занавес».

Аллеи

В регулярном парке они безукоризненно прямые, ровные, как струны. Деревья вдоль необязательны, это зависит от общего замысла.

А вот «гусиная лапка» – очень характерная деталь для регулярного ландшафта. Это радиальные дорожки, три или пять, которые выходят из одной площадки.

Топиар

Топиар - это декоративная стрижка кустарников и деревьев.
Низкорослые деревья и кусты фигурно подстригали еще в древнем Риме, а в годы Ренессанса топиар получил распространение по всей Европе. Из деревьев «лепили» очертания птиц и животных, колоннады и купола, даже фигуры людей.
Впрочем, версальский топиар – чопорный, без выкрутасов. Это низкие прямоугольники, служащие изгородями и стенами зелёных лабиринтов, обелиски, кубы, конусы, спирали или сферы.

Максимальная вольность, которую можно увидеть в Версале, – конфигурация двух или трёх геометрических форм, например, конус на шаре или сфера на кубе.

Водоёмы

Выбор их формы тоже ограничен геометрией Эвклида. Пруд может быть квадратным, прямоугольным, круглым или овальным, с четко очерченными, акцентированными берегами.

Самый большой, главный водоём называют водным партером. Однако прудами перечень водных ресурсов, характерных для регулярного сада, не ограничивается.
Версальский шик – ещё и фонтаны, расположенные автономно, а также посредине прудов, каналы и каскады. Часть из них создана исключительно для визуального удовольствия, а часть – для лодочных прогулок и стекания воды, которую выплескивают фонтаны.
Украшают бассейны окантовки из топиара и прекрасные изваяния – персонажи античных мифов.

Гроты

Белокурая авантюристка, героиня книги «Анжелика и король», ожидала Людовика в гроте Тетис. Который, утверждают авторы бестселлера, «представлял собой изысканную достопримечательность» Версаля.

Версальские гроты отделаны раковинами и крапчатым мрамором, украшены барельефами и скульптурными сценами из легенд, оснащены воротами, скамейками, внутренними фонтанами. Искусственные пещеры, однако, выполняли и практическую функцию, например, грот Фетиды удерживал на крыше резервуар с запасами воды.

Скульптуры

Классический сад в регулярном стиле выглядит так, что трудно сказать, чего же в нём больше – деревьев или статуй.
Известно, что в Версале свыше двух тысяч различных скульптур: от сравнительно простых ваз и цветочных вазонов до сложных композиций.

«Жители» регулярного сада – античные боги и полубоги, олимпийцы, титаны, циклопы и музы. Из плотных изумрудных «стен» выглядывают нимфы и дриады, пегасы и кентавры, а над водной гладью застыли сирены, наяды, тритоны всех оттенков мрамора.

Зодчество и сценичность

Созданием роскошных регулярных парков руководили известные в ту пору архитекторы. Благодаря их знаниям и приёмам ландшафт выглядит объёмно, выпукло и многомерно. Не зря планировка регулярного сада похожа на проект дворца, подчиненный классическим правилам.

При помощи растительности «строятся» бордюры и стены, зелёные коридоры, вестибюли, салоны и залы. Они переходят друг в друга, чередуются, создают анфилады. Водные каскады напоминают «лестницы», лужайки покрывают «коврами» из цветов и травы, а вдоль аллей «вешают» зелёные, из деревьев «портьеры». Внутрь некоторых боскетов специально ставили мраморные столешницы, чтобы усилить сходство с комнатой. Имитировали даже канделябры – с помощью фонтанных струй. Как видите, источником идей для формального парка всегда была архитектура.

Вторая важная ипостась сада – его театральность. Людовик XIV, подобно Нерону, мнил себя актёром и охотно играл в придворных балетах. Поэтому Версаль воплощался не только как место для прогулок, но как площадка для спектаклей. Это сообщает саду, во-первых, дополнительный объём, места для танцев, постановок, «королевских дивертисментов». А во-вторых, такие компоненты театральности, как водный орган, лабиринт из фонтанов и другие выдумки.
По сути сад в регулярном стиле – сплошной театр, сооруженный из растительности, камня и воды.

Деревья и цветы

До XVII века цветоводства, можно сказать, во Франции не было. Версаль преломил и эту традицию, хотя клумб в регулярном саду не так уж и много. Размещают их максимально близко к дому, чередуя грядки цветников с вазонами.
Сохранился документ, согласно которому в первые годы Версаля его украшали 20 тысяч жонкилий, 23 тысячи цикламен и 1700 лилий. Позже к их компании приобщились привезенные из Нидерландов тюльпаны, а также розы, прибывшие из Турции.
Первые деревья переносили в парки из лесов. Типичные для регулярного сада – липы, вязы, грабы, каштаны, акации, буки. Их верхушки вплоть до XVIII века подрезали под прямую линию.

Регулярный ландшафтный стиль сегодня

Его трудно создать даже на обширной территории. Что уж говорить об обычном участке.
Впрочем, элементы стиля привнести в ландшафт можно, тем более, что современный регулярный сад допускает отклонения от жёсткого «версальского кодекса».

Принципы регулярного парка стали переплетать с чертами

Приусадебная территория — это тот самый личных кусочек «дикой природы». Проводя много времени на свежем воздухе можно снять стресс, освежить мысли и поднять настроение. Красивое и функциональное обустройство загородного сада — залог душевного равновесия и отличного времяпровождения. Задумываясь о том, какой стиль выбрать для своего сада, стоит обратить внимание на Регулярный. Это идеальное решение для людей, любящих симметрию и порядок во всем. Стиль представляет собой множество четких композиций, выполненных в форме идеальных геометрических линий и фигур. Он подходит для большого пространства. Только масштабная территория способна продемонстрировать все особенности и преимущества Регулярного (он же французский) стиля.

Для этого направления не существует мелочей. В нем учитывается даже малейшие нюансы, которые должны тонко гармонировать с общим образом. Здесь царит четкая планировка. Обустройство и уход за садом, выполненным во французском стиле, требует много времени, и сил. Но результат того стоит. Ваш загородный участок превратится в настоящий сад французских аристократов, где продумана каждая деталь и каждый образ.

Характерные черты регулярного стиля

Во главе стиля стоит координационный центр — главная ось. Ею может быть аллея, тропинка, в центре которых расположен элемент воды: пруд или фонтан. От нее берут свое начало другие осевые композиции. С двух сторон центральную ось обрамляют цветники, газоны, аллеи и подстриженные кустарники правильной геометрической формы. Строго соблюдается симметрия.

Еще одной особенностью этого направления в дизайне является боскет. Это невысокие деревья и кустарники, расположенные в саду необычным образом. Чаще всего они образуют небольшое подобие лабиринта, центр которого скрыт от посторонних глаз и может служить беседкой. Садовые насаждения располагаются в виде геометрических или архитектурных форм (башня, колонна, арка). Существует два вида боскета:


  • комната . Здесь кустарники высаживаются строго по периметру. Стриженные растения формируют стену, арки и статуи украшают ниши. В центре комнаты располагается цветник.
  • имитация рощи . Группа растений украшают зеленый газон. По желанию дополнить ее можно любыми экзотическими видами, которые растут в вазонах.

Особой парадности и французского благородства придают усадьбе газоны идеальной формы. Четкие, изящные и строгие линии остались еще со времен украшения регулярным стилей садов французских королей. До сих пор это направление выбирают люди, желающие произвести впечатление на своих гостей. Роскошь и благородство регулярного парка возможно представить только на большой территории. Для маленького сада доступны лишь несколько главных особенностей стиля: газоны правильной геометрической формы, симметрия посадки садовых насаждений, расположение всех объектов параллельно основной оси.

Цветы чаще всего высаживают так, что бы в цветнике растения образовывали рабатку. Внешне она напоминает продолговатую прямоугольную клумбу, в которой садовые насаждения высажены в витиеватом порядке. Благодаря такому способу яркие цветы формируют изящный рисунок. Такое цветочное чудо отлично украсит пространство между садовыми тропинками.


Античные акценты создают скульптуры или предметы декора в стиле античности. Украшают они аллеи, пространство между ними и вход в сад. Чем больше территория, тем больше скульптур, ваз и амфор можно поставить на участке.

В саду непременно должен присутствовать тот участок, откуда можно разглядеть все великолепие французского стиля. Чаще всего это балкон. Именно с него представляется возможность оценить точной симметрии и правильных форм.

Выбор растений

Освежить и добавить краски в строгий регулярный стиль помогут яркие однолетники. Украшают сад на протяжении всего летнего периода , маргаритки, львиный зёв, сальвия и многие другие. Весной территорию облагораживают нежные луковичные: нарциссы, гиацинты, . Они, как и другие садовые насаждения, должны подчиняться строгим правилам. Цвета не закрывают бордюр и высажены симметрично, образуя определенный рисунок. Здесь нет места для хаотичной цветочной поляны.

Одним из востребованных растений во французском стиле является . Ее используют как растения, отлично поддающееся стрижке и моделирования (туя, ель). Их этих представителей флоры можно создать любую фигуру. Многие вечнозеленые садовые насаждения неприхотливы и не требуют частой стрижки (можжевельник, карликовая сосна).

Не менее популярны цветущие кустарники. Они могут быть использованы в соло посадке, и в качестве фона для многих других растений. Наиболее подходящие для регулярного стиля: , и т.д. Их можно использовать как живую изгородь или бордюр.

Есть место в этом направлении и для искусственных растений. Из них формируют зеленые скульптуры, которые украшают газон. Для каждого зеленого насаждения отведено свое место, где растение выполняет роль составляющей целого образа.

Имеет место и посадка растений в контейнерах и вазонах. Главное условие к таре — натуральное сырьё при изготовлении (глина, керамика). Форма обязательно должна быть строгой и правильной, а расположение горшков симметричным.

Зонируют пространство при помощи посадки плетущихся цветов. Они обвивают перголу, арку, трельяж или ограда, создавая видимость непроходимой зеленой стены. Зрительно разделить территорию на необходимое количество участков помогут растения с топиарной стрижкой. Приобретая различные геометрические формы они придают саду нотки сюрреализма. Напоминая сад из Зазеркалья. Топиарная стрижка позволяет добавить пейзажу неординарности и изысканности.

Элемент воды

Каскады фонтанов, озера и ручьи, бассейны — типичный элемент сада в регулярном стиле. Прежде всего движущаяся вода наполняет сад приятным звуком. Он успокаивает и придает участку чувство умиротворения. Любой водный элемент, в окружении растений, подчеркивает близость человека к природе, их единение и неувядающую связь. Водопад дополнит образ пейзажа, где есть античные статуи и вазы. Такое сочетание выглядит изящно, богато и наполняет его светом. Вода и деревья привлекают птиц. Те, в свою очередь, дополняют сад своим звонким щебетом и пением. В такой обстановке можно забыть о насущных делах и заботах, и окунуться в мир гармонии.

Уход за регулярным садом

Французский ландшафтный дизайн — воплощение рациональности, великолепия, роскоши и торжественности. Его смысловая идея — это природа, во главе которой стоит человек. Именно поэтому лень и недобросовестность садовода — главные враги регулярного сада. Создание сада во французском стиле требует немалых финансовых затрат и свободного времени. В первую очередь он нуждается в систематическом стрижке и уходе за растениями. Малейшая небрежность и сад теряет изюминку регулярного стиля. Много внимание уделяются газону. Он должен быть всегда зеленым, аккуратно стриженным. Пожелтевшую траву выкапывают и садят на ее место заранее приготовленную свежую.

Видео — Регулярный стиль «Ландшафтные хитрости»