Бывают двери человек придумал самые. Двери и их история

Дверь - это лицо дома, то, что человек с самых ранних времен видел, подходя к чьему-либо жилищу. Дверь могла многое рассказать о своем хозяине и устройстве быта. Узнать о мыслях хозяина дома по двери - чуть ли не основной мотив всех мифов и легенд. Даже в Библии по меткам на дверях были спасены первенцы целого города.

А в русских избах дверь служила своеобразным напоминанием о правилах вежливости: верхний наличник двери проходил так низко, что входящим волей-неволей приходилось кланяться.
Если заглянуть глубоко в историю, то первой дверью, естественно, был камень, затворяющий проход в пещеру. Однако у этой двери был недостаток - ее нельзя было открыть в одиночку, тем более женщине или ребенку.

Позже сделали более удобные двери - из дерева - с петлями, засовами и несколько позднее с замками. Древние двери Египта несильно разняться со своими братьями из нашего века, во многом такая замедленная эволюция вызвана ранее придуманной удобной формой.

Изготовление дверей развивалось во времени, также улучшалось и оборудование, станки и инструменты. В каждой декаде лет существовали свои идеальные образы входа, на сегодня прежние формы и стили не исчезли, а наоборот, привнесли большой вклад в коллекцию дверей. Можно найти и изысканные двери, и строгие, и весьма эпатажные.

Межкомнатные двери не призваны противостоять жуликам и ворам, их основная функция - оберегать личное пространство обитателей дома, преграждая от излишних шумов и запахов (туалетные и кухонные двери). Касаемо внешнего вида, дверь межкомнатная отражает общую дизайнерскую концепцию квартиры или дома.

Дверные петли

Современную дверь невозможно представить без петель. Кажется, что так было всегда, но никто так до конца и не узнал, кто изобрёл первую дверную петлю. Самые старые петли были обнаружены на воротах Хаттусе, древней турецкой столицы. Это было примерно 1600 г. до нашей эры. Петли были обнаружены также в Древнем Египте и и Древнем Риме.

Усовершенствовав запатентованную немецким изобретателем Х.Бокхакером «анти-сквозняковую дверь», Теофилус ван Каннель получил патент на изобретение, которое в 1888 году получило название «вращающаяся дверь». Говорят, что он спроектировал ее потому, что ненавидел хорошие манеры. Ему не нравилось выяснять у других людей, кто должен войти или выйти первым. Более того, он терпеть не мог открывать двери для женщин. Поэтому за это изобретение мы можем поблагодарить его социофобию.

К счастью для ван Каннеля, вращающаяся дверь переворачивала этикет с ног на голову. Вместо того, чтобы ждать, когда пройдет женщина, мужчина может подталкивать дверь, применяя силу - и это как раз будет считаться галантным.

Первые небоскребы были построены в городах США в начале ХХ века. И тогда вращающиеся двери пригодились для внутреннего контроля температуры. С обычными открывающимися дверьми уличный воздух быстро проникал в здание и поднимался наверх, что затрудняло охлаждение летом и утепление зимой. Вращающиеся двери решили эту проблему, создавая воздушные шлюзы и при этом сохраняя возможность входа и выхода. Они также снизили приток шума, пыли, дождя и снега. Когда вместо распашных дверей начали использоваться вращающиеся, затраты на энергию, по некоторым оценкам, упали на 30 процентов.

Однако вращающиеся двери создали одну серьезную опасность, ставшую очевидной, когда почти 500 человек погибли при пожаре в бостонском ночном клубе в 1942 году. Там была одна-единственная такая дверь, которая замедляла бегство людей. Поэтому теперь многие вращающиеся двери имеют рядом свои традиционные аналоги, расположенные с обеих сторон, чтобы облегчить эвакуацию из здания в чрезвычайной ситуации.

Хотя навязчивый страх, возможно, и побудил ван Каннеля спроектировать вращающиеся двери, по иронии судьбы фобии могут также мешать людям использовать их. Например, это может быть боязнь находиться в ограниченном пространстве, застрять в двери рукой или ногой или оказаться запертым в одном из отсеков. Поэтому многие люди избегают вращающихся дверей.

В 2006 году исследователи из Массачусетского технологического института отметили, что через вращающиеся двери проходило не более 30 процентов студентов, заходивших в здания кампуса. Исследователи придумали специальные знаки, рассказывавшие о преимуществах вращающихся дверей и побуждавшие людей их использовать.

Дизайнер Эндрю Ши повторил этот эксперимент несколько лет спустя в Колумбийском университете Нью-Йорка. Он также отметил, что через вращающиеся двери в здание входили менее 30 процентов студентов. Когда он разместил в кампусе знаки, оповещавшие о преимуществах вращающихся дверей, их использование выросло до 71 процента.

Дверь - вещь обыденная и в то же время исполненная мистического смысла, утилитарная и загадочная… Она защищает наше жилье и является украшением интерьера. За некоторыми дверями прячутся несметные сокровища, а может быть, и иные измерения. Как и любая вещь, изобретенная человеком, двери имеют свою историю.

Сакральное значение дверей

Во все времена люди придавали двери некий сакральный смысл. Она не только защищала от непогоды и недобрых людей, но также спасала живущих в доме от проникновения злых духов. В Древнем Риме у двери даже был свой бог-покровитель - Двуликий Янус. В Китае дверь считается барьером, который стоит на пути существ из потустороннего мира. Поэтому в этой стране много внимания уделялось отделке двери - ее украшали амулетами и символическими изображениями. Похожие верования были в средневековой Европе. Например, считалось, что вампир не может проникнуть через закрытую дверь, если его не пригласят войти сами люди, сидящие в доме. Отголоски древних верований сохранились и по сей день. В Европе и США на Рождество принято украшать дверь венком из еловых веток и остролиста (падуба). Этот венок является магическим талисманом, укрепляющим защитные свойства двери. В дохристианских верованиях силой отгонять злых духов наделяли падуб.

Древнейшая история

О том, что представляли собой двери в доисторические времена, можно только догадываться. Вероятнее всего, это были камни или кучи веток, которые первобытный человек складывал у входа в свою пещеру. Позднее для защиты от непогоды стали использоваться шкуры убитых животных. Но это все лишь версии ученых. Вещественные доказательства, подтверждающие эти теории, до наших дней не сохранились. Первые документальные упоминания о дверных конструкциях относятся к периоду Древнего Египта (около 3 000 лет до н. э.). Они представляли собой щит из связанных веревками молодых стволов клена. Но стоит ли отдавать пальму первенства в изобретении дверей египетским мастерам? Дело в том, что в древнекитайских письменных источниках, которые относятся приблизительно к этому же периоду, описывались достаточно сложные методы деревообработки. На тот момент китайцам уже была известна шпунтовая технология соединения досок, которая и по сей день применяется при сборке мебели и дверных полотен.

Античные времена

В Древней Греции дверные конструкции были хорошо известны. Они использовались как в культовых и общественных сооружениях, так и в частных жилищах. Двери храмов изготавливались из бронзы. Они стоили очень дорого и были не по карману не только простым жителям, но и достаточно обеспеченным людям. Поэтому вход в большинство жилищ закрывали деревянные конструкции, в которых доски соединялись бронзовыми крепежами или деревянными поперечинами. Забегая несколько вперед, стоит сказать, что такой способ соединения элементов дверного полотна просуществовал достаточно долго - почти до наших дней. Только бронзовый крепеж сменился на более прочный и дешевый - кованый из железа. Вероятнее всего, изобретением замков мы также обязаны древним грекам. В «Одиссее» Гомера есть строки, которые описывают запирание двери на задвижку. Самый древний ключ также имеет греческое происхождение. Им запирались ворота храма Артемиды в Лузах. Сейчас он хранится в одном из музеев г. Бостон. Первые ключи были достаточно внушительных размеров - длина некоторых из них могла достигать 75 см. Греческие мастера работали над усовершенствованием замков, стремясь сделать конструкцию менее громоздкой. В 6 веке до н. э. был изобретен «замок-желудь», который стал прообразом современного замка.

Средневековье

Средневековье ознаменовалось массовым строительством замков, храмов, крепостей и других монументальных сооружений. Это дало толчок к новому витку совершенствования дверных конструкций. Входные двери (а вернее сказать, ворота) в замки и крепости изготавливались из твердых пород древесины, таких как дуб и ливанский кедр. Древесина ливанского кедра ценилась не только за прочность, но и за способность противостоять воздействиям влаги и температурных перепадов. Деревянные ворота оковывались железными полосами. На изготовление дверей, разделявших внутренние помещения, шли такие породы, как палисандр, орех, красное дерево. В богатых домах межкомнатные двери украшались искусной резьбой с орнаментальным рисунком или сюжетными сценами.

Эпоха Возрождения

Век Возрождения ознаменовался новыми веяниями в архитектуре. Первой в него шагнула Франция, начав диктовать моду на застекленные двери. Прообразом для них послужили удлиненные до пола окна. Такие двери стали называться «французскими» и приобрели популярность на долгое время. Также в эпоху Возрождения в Дании появились двухполовинчатые двери, вначале разделявшиеся горизонтально. В их функцию входило сохранение тепла в доме.

Новое время

В начале XIX века французские мастера вдохнули новую жизнь в строгие орнаменты дверей в стиле древнего Египта, античного Рима и Греции. Наибольшую популярность среди материалов для их изготовления в это время приобретает красное дерево. Его завозят из Центральной Америки.

Новейшее время

В начале XX века в эволюции дверей наступил период, который соединил в себе несколько стилей и эпох. «Прошлое не возвращается, оно придумывается заново» — под таким девизом в 1925 году в Париже прошла международная выставка декоративного и индустриального искусства. На ней были представлены двери, которые поразили своей изысканной утонченностью. В послевоенные годы увеличилось производство дверей на крупных фабриках и в ремесленных мастерских. Это полностью разрушило представление об индивидуальном изготовлении этих изделий, которое раньше считалось привилегией только мастеров-плотников и краснодеревщиков. В производстве входных дверей дерево уступило свои позиции альтернативным материалам, таким как ПВХ и алюминий. Однако межкомнатные двери остались деревянными, прочно укрепившись в интерьере каждого дома. В ХХ веке произошел большой скачок в развитии технологий изготовления - появились изделия с гидравлическим и пневматическим электроприводом, а также раздвижные, складные и вращающиеся двери.

Современные материалы для изготовления дверей

Список материалов, которые сегодня применяются для изготовления дверей, очень обширен. Это натуральное дерево, клееная столярная доска, ДВП, ДСП, МДФ, пластик, алюминий, сталь и т. д. Современные технологии позволяют изготавливать также цельностеклянные дверные полотна без использования какой-либо обвязки. Строго говоря, сталь нельзя назвать «новым» материалом. Дверные полотна из металлического листа появились практически одновременно с изобретением сварки (приблизительно в 30-е годы XIX века). Но современные стальные двери - это продукт, сочетающий в себе сварочные и гибочные технологии, новые способы тепло-, звукоизоляции и декоративной отделки.

Совершенство не знает предела. Изменялись не только конструкции и технологии изготовления дверей, но и способы управления открыванием. Например, сейчас многие двери оснащаются электрическими приводами, и открыть их можно нажатием кнопки на пульте. Кроме того, изобретаются новые способы отделки и более совершенные системы замков. Так что точка в истории двери еще не поставлена!

Кто же всё-таки изобрел дверь в каменном веке? На что она была похожа у Древних Греков, индейцев майя и прочих цивилизаций? Содержала ли она дверное полотно, устройства для фиксации и приспособления оповещения жильцов о визите гостей?

Определение двери – это подвижная конструкция, входящая в систему разграничения пространства, выполняющая функцию доступа в это помещение. Основной причиной возникновения дверей считается потребность человека в защите жилища от внешних факторов природы и угроз. Ученые сошлись во мнении, что дверь появилась намного раньше, чем колесо.

В поисках лучших условий существования, древний человек стал заселять пещеры. Проживание в них стало комфортнее, чем на открытом пространстве, но через вход на человека смотрел ночной мрак. К тому времени кроме реальных врагов в виде животных и агрессивных соплеменников добавились страхи перед духами, ожившие в творческом воображении. Собираясь у очага и вглядываясь в сумрак входа в жилище с оружием в руках, люди ощущали незащищенность и отсутствие уюта. Но преимущество человека – разум. И вот уже огромный валун, совместными усилиями был размещен в опасный проем. Вероятно, так и свершился первый шаг на пути к цивилизации с применением первой экспериментальной двери.

Незабвенная «Одиссея» Гомера, дающая представление о цивилизации Древних Греков, которая совершила рывок от первобытнообщинного строя к бронзовому веку, описывает, как гигантский циклоп заваливает вход в пещеру огромным камнем с целью сохранения стада овец, преграждая путь Одиссею.

Циклопы из мифов, несокрушимые мегапитеки, библейские колоссы – нам нелегко судить о степени реалистичности и художественности в их описании. Лишь находки палеонтологов прослеживают легкую тень их существования в виде гигантских зубов, похожих на человеческие. Зато нельзя не принимать во внимание тот факт, что человек, не имея грозных клыков и огромных когтей, научился выживать в коллективе и развил ремесло и науку, а с первой наскальной живописи взяла начало культура. Исследования доказали, что в пещерах выживало большее количество детей и увеличилась средняя продолжительность жизни. Известные культурные памятники – пещерные рисунки во многих странах мира потрясают до сих пор. Пещеры, приспособленные человеком к проживанию, сохраняют слой пепла в несколько метров. Вот насколько велика роль двери.

Со временем человек заселил равнины, занялся земледелием. Возник вопрос сохранности урожая. Вновь на помощь пришли двери. Во времена образования укрепленных поселений, двери эволюционировали в огромные и прочные ворота. Ворота Иштар в Вавилоне сохранились до нашего времени. Это монументальное строение из кирпича, с нанесенными на него изразцами фантастических существ.

Быки Ашурбанипала смело шагают на пяти ногах.

Такой скоротечный скачок описания из каменного века к порогу нашей эры не случаен. Вавилон, Иерихон – не многое с тех времен устояло под натиском времени. Ни ворота, ни двери не сохраняются. Знаменитые Львиные ворота (Микены), Золотые ворота (Киев) – представлены каменными развалинами. Если уж время беспощадно к камню, чего ожидать от дерева, которое, как и в наше время являлось основным материалом для дверей.

Достаточную изобретательность проявляли обитатели Древнего Египта. Делая ставку на могущество армии, они не строили неприступных стен по периметру города, зато возводили пирамиды и огромные храмы. Статуя Рамзеса II достигала двадцати метров высотой. Куда более грандиозным был храм, напротив которого она стояла. Лукавые жрецы подстегивали веру во власть и божества. Из записи историков: «Во мгле ночной перед народом, что собрался на молитву у храма, возвысились обрамленные металлом двери в храм. Их невозможно открыть – что лишь богам под силу. Молящиеся видят жреца, в руке у которого факел. Он просит богов открыть двери храма и дать людям надежду. Загорается благовонная смола в огромной чаше. Воздух наполняется благовониями, проникает в обитель богов, и ворота открываются».

В реальности жрецы открывали двери храма, используя один из многочисленных гидравлических принципов Герона Александрийского. Храм стоял на сложном механизме, работающем по принципу сообщающихся сосудов, одна часть которого при наполнении водой, увеличивая вес, открывала двери. Горячий воздух от горения смолы попадал в потайной сосуд с водой и выжимал некоторый объем воды в другой сосуд – бочку на канате. Таким образом, жрецы заманивали прихожан, от которых зависела их материальная обеспеченность.


Жильё у египтян тоже характеризуется особенными дверьми. На постройке домов использовались перекрытия в виде балок, подпираемые брусками с квадратным сечением. Входная дверь высекалась из известнякового камня, где наносилось имя хозяина жилища. Здесь появилась традиция к украшению входа именными табличками.

Косяки у египтян отделывались в соответствии строгой геометричности. Имели разнообразные полосы и инкрустацию цветным камнем.

Самой скромной в плане дверей была цивилизация Майя. Во всех их сооружениях присутствуют забавные приспособления для дверных проемов: кольца и цилиндры из камня, вставленные в ниши между камнями. Они служили для закрепления веревок, к которым крепился занавес. Деревянные элементы притолоки были украшены резьбой.

У Майя наиболее популярными были межкомнатные двери, а вход в жилище оставался открытым. Жилище располагалось фасадной стороной к востоку и состояло из сплошного ряда комнат с передним портиком. На стене, которая отделяла портик, располагались двери в каждую из комнат. Стена, делившая дом пополам, отделяла заднюю часть дома со спальными местами от комнаты для приема гостей.

Конец девятнадцатого века изменил облик городов. Прогресс в области производства стали, стекла и железобетона привел к тому, что здания стали быстро карабкаться ввысь, породив новый класс строений. Считается, что прогрессу немало способствовало изобретение лифтового тормоза, который сделал лифты безопасными и тем самым снял ограничения на спортивную подготовку посетителей и жителей небоскребов. Но почти все забывают об изобретении, которое и в переносном, и в буквальном смысле открыло дверь высотному строительству.

Дело в том, что посетители первых небоскребов столкнулись с одним неприятным, но, казалось, совершенно неизбежным физическим эффектом. Любое высотное здание, пронизанное сверху донизу лестничными колодцами, вентиляционными и лифтовыми шахтами, потенциально представляет собой гигантскую вытяжную трубу. За счет разницы давлений внизу и вверху в здании создавалась мощная тяга, которая при открытии входных дверей порождала не просто сквозняки, а настоящие порывы ветра. Кстати, даже открыть дверь порой было непросто - поток воздуха стремился захлопнуть ее, пересиливая входящего.

Вот тут-то на сцене появился Теофилус Ван Каннел, 47-летний изобретатель из Филадельфии. Неизвестно, что послужило источником вдохновения, но 7 августа 1888 года он получил американский патент номер 387571 на изобретение «конструкция внешней двери». Справедливости ради надо сказать, что Ван Каннел создал свое изобретение не с нуля, а значительно усовершенствовал вариант более ранней конструкции немецкого изобретателя Бокхакера.

Система Ван Каннела представляла собой вращающуюся дверь, которая всегда перекрывала проем и не давала никаких шансов сквознякам, ветру, дождю и даже уличному шуму проникать в помещение вместе с входящими посетителями. Дверь также грамотно разводила потоки людей, которые входят и выходят из здания, и давала возможность делать это одновременно. Ну и, кроме того, вращающаяся дверь очень понравилась архитекторам: она позволяла почувствовать величие конструкции здания и отделки вестибюля.

Через год после получения патента Ван Каннел удостоился престижной медали Джона Скотта от Института Франклина в Филадельфии и основал компанию Van Kannel Revolving Door (позднее, после ряда реорганизаций - International Revolving Door Company). Первая вращающаяся дверь была установлена в 1899 году в ресторане Rector’s на Таймс-сквер в Нью-Йорке. И с тех пор тысячи таких дверей с девизом Always Open, Always Closed («Всегда открыта, всегда закрыта») стоят на страже зданий, не давая войти ветру, дождю и снегу.

Правда, злые языки говорят, что Ван Каннел вовсе не был гениальным изобретателем, а просто ненавидел открывать дверь перед женщиной и пропускать ее вперед - вот ему и пришлось придумать конструкцию, которая заставляет работать того, кто входит первым. Но это, конечно, не более чем слухи.