Машины для транспортирования и нанесения мастик.

|| Герметизирующие материалы || Листовые и штучные кровельные материалы. Асбестоцементные кровельные материалы || Теплоизоляционные материалы. Назначение и классификация || Материалы для выравнивающих стяжек и защитного слоя кровель || Окрасочные составы и замазки. Олифы || Минеральные вяжущие вещества. Назначение и классификация || Строительные растворы. Виды и классификация растворов || Общие сведения о крышах, кровлях и об организации кровельных работ. Классификация крыш || Подготовка оснований под кровли. Подготовка поверхности оснований || Устройство кровель из рулонных материалов. Подготовка кровельных материалов || Устройство мастичных кровель. Кровли из битумных, битумно-полимерных и полимерных мастик || Устройство кровель по панелям покрытий повышенной заводской готовности. Комплексные панели || Устройство кровель из штучных материалов. Кровли из мелкоштучных материалов || Кровли из металлочерепицы. Общие сведения || Устройство кровли из листовой стали. Подготовительные работы || Ремонт кровель. Кровли из рулонных материалов || Техника безопасности

Мастики, приготовленные централизованно на заводах, транспортируют на строительные площадки автогудронаторами или в термосах. Автогудронатор (рис. 36) - грузовой автомобиль с цистерной вместимостью 3...5 т - предназначен для перевозки различных вяжущих материалов с температурой до 200°С на строительные площадки. При перевозке вяжущих материалов на значительные расстояния автогудронатор должен быть оборудован подогревательным и перемешивающим устройствами.

Рис. 36. Автогудронатор Д-640:
1 - клапан; 2 - лебедка; 3 - рукоятка включения поворотного механизма; 4 - подающий рукав

Мастику в зависимости от состояния транспортируют следующим образом: поставляемую в горячем состоянии - автогудронаторами, в холодном состоянии (как в таре, так и брусками) - любым видом транспорта, при поставке без тары мастика должна быть защищена от увлажнения атмосферными осадками и солнечного облучения. Если мастику поставляют в готовом виде (с наполнителем), то автогудронаторы должны быть оборудованы перемешивающими устройствами. Из автогудронаторов мастику перекачивают в машину СО-212.


Рис. 37.
1 - насосная группа; 2 - мешалка; 3 - горловина; 4 - электрооборудование; 5 - бак с мастикой; 6 - металлический стояк

Машина СО-212 (рис. 37) для подогрева, перемешивания и транспортирования мастик на кровлю работает следующим образом. Бак 5 вместимостью 2 м3 разделен на два отсека. Верхний заполнен мастикой, которая подогревается жидким теплоносителем, находящимся в нижнем отсеке. Температура мастики контролируется электроконтактным термометром. Перед подачей мастики на кровлю с помощью насоса 1 разогревают систему мастикопроводов с помощью дизельного топлива. Вся контрольно-регулирующая и распределительная аппаратура смонтирована в панели. Производительность машины 6 м3/ч. Подача мастики (по вертикали) 50 м; давление 1,5 МПа. Хранить горячую мастику можно в термосе вместимостью 1 м3 (рис. 38).


Рис. 38. Термос для горячих битумных мастик вместимостью 1м3:
1 - котел; 2 - привод мешалки; 3 - труба; 4 - мешалка; 5 - приемный бак; 6 - кран выдачи мастики

В котел 1 заливают горячую мастику. Для того чтобы наполнитель не оседал, мастику периодически перемешивают мешалкой 4 при помощи привода 2 мешалки. Когда возникает потребность в горячей мастике через кран 6, мастику сливают в приемный бак 5.

Установку ПКУ-35М используют для подачи на кровлю холодной мастики. Установки для приема и перекачивания горячих мастик на крышу могут обслуживать только рабочие, прошедшие специальное обучение. На площадке, где подают мастики на крышу, вывешивают инструкцию по технике безопасности и противопожарным мероприятиям; здесь же хранится аптечка с набором медикаментов и перевязочных средств, а также огнетушители, ящик с сухим песком и лопаты. Все металлические элементы установок для транспортирования мастик должны быть заземлены. Во время работы в котел термоса нельзя добавлять холодный необезвоженный битум, так как это вызывает вспенивание всей массы. Открывать крышку загрузочного люка надо только с помощью каната, так как горячие пары подогреваемого битума или мастики могут обжечь лицо. Нельзя оставлять без присмотра зажженную горелку и форсунку установок. При воспламенении битума в термосе надо немедленно выключить горелку и плотно закрыть крышку загрузочного люка. При выдаче битума из термоса горелка или форсунка должна быть погашена. Во время работы насосных установок нельзя их ремонтировать, подсоединять или отсоединять секции трубопровода. По окончании смены кран раздачи битумной мастики, загрузочный люк термоса, шкаф с баллонами, топливный бак для керосина и ставни установки нужно закрыть и все электрооборудование отключить от электросети.


Рис. 39. Машина СО-122А для нанесения мастики:
1 - трубопровод; 2 - стойка; 3 - насос; 4 - бак; 5 - пульт управления; 6 - форсунка

Машину СО-122А (рис. 39) используют для нанесения битумных мастик. Внутри бака 4 имеются два отсека, в которые заливают 90 л мастики и 8 л дизельного топлива. В отсеке для мастики установлены три электронагревателя для поддержания ее температуры до 70...200°С. Дизельное топливо разогревается за счет теплоотдачи от мастики и предназначено для разогрева и промывки насоса 3, трубопровода 1, удочки. Сверху бак имеет заливочные горловины, закрываемые крышками. В нижней части бака имеются два патрубка для забора дизельного топлива и мастики. Электрооборудование машины обеспечивает пуск и нормальную работу насоса, а также контроль поддержания технологической температуры мастики. Удочка состоит из форсунки 6, трубы, двух ручек. Предохранительный клапан должен быть отрегулирован на давление 0,8 МПа. В настоящее время стали выпускать модернизированную машину СО-195А вместимостью бака 100 л, производительностью 1,05 м3/ч. Для перекачивания битумных мастик на высоту более 50 м применяют насосные агрегаты СО-224 и СО-225. Агрегат СО-225 является составной частью установки СО-212, а СО-224 - установки СО-195А. Для транспортирования битумов и мастик применяют трубопроводы различных конструкций. Все битумопроволы изолируют теплоизоляцией. Для нанесения мастик используют форсунки различных конструкций.

Форсунка с нерегулируемым соплом (рис. 40, а) состоит из корпуса со штуцером 3, трубки воздушного канала 2, сопла 1, воздушного крана 4 и штуцера 5. Поступающая в корпус самотеком мастика струей сжатого воздуха разбивается на мельчайшие частицы и извергается из сопла в виде удлиненного конусообразного факела. Регулируют факел воздушным краном. Компрессорная форсунка (рис. 40, б) имеет две изогнутые трубки 6 и камеру 8, в которую встроен рассекатель мастичной струи 7. Трубки 6 на выходе образуют прямой угол. Подаваемая сжатым воздухом мастика, ударяясь о рассекатель 7, устремляется по обеим трубкам 6 к выходу и, смешиваясь с воздухом, образует устойчивый факел конической формы.


Рис. 40. Форсунки :
а - с нерегулируемым соплом; б - компрессорная; в - Мосоргтехстроя; г - с регулируемым соплом; 1, 15 - сопло; 2 - воздуховод; 3 - корпус со штуцером; 4 - воздушный кран; 5 - штуцер; 6 - трубка; 7 - рассекатель мастичной струи; 8 - камера; 9 - наконечник; 10 - платик наконечника; 11 - удочка; 12 - вентиль; 13 - пробковый кран; 14 - ручка; 15 - регулируемое сопло

Удочка 11 форсунки Мосоргтехстроя (рис. 40, в) представляет собой изогнутую трубку длиной 1,85 м, на одном конце которой находятся ручка 14 и пробковый кран 13 с запорным вентилем 12. На втором конце трубки привернут наконечник (сопло) 9. В отличие от других конструкций выходное отверстие в наконечнике выполнено в виде узкой щели. При нанесении мастики или эмульсии удочку держат так, чтобы ее форсунка находилась от рабочей поверхности на расстоянии 400...500 мм, а образуемый ею факел был направлен к основанию под углом 45...60°. Форсунку с регулируемым соплом 15 (рис. 40, г) для механизированного нанесения мастик БЛК, БК с помощью установки ПКУ-35М применяют при устройстве безрулонной кровли. Она состоит из корпуса, кольца, воздушного патрубка, муфты, смесительных конуса и камеры, резинового уплотнительного кольца и крепежного штифта. Форсунку подключают к материальному и воздушному рукавам. Производительность форсунки 400 м2 одного слоя в час; дальность подачи 1,5...2 м; толщина наносимого слоя 8...10 мм.

Основным видом кровельного покрытия является мягкая рулонная кровля. Существуют также безрулонные кровли на основе би - тумно-полимерных и полимерных мастик. Механизация процессов изготовления кровли включает в себя транспортировку и укладку стяжек по перекрытиям и кровле, укладку и наклейку рулонных материалов на полимерно-битумной основе, приготовление и на­несение битумных и полимерно-битумных мастик и эмульсий, удаление воды и сушку оснований кровли.

Для устройства стяжек под кровлю применяются жесткие растворы, подача которых к месту работы производится пневма­тическим способом. Машина для приготовления и подачи жестких растворов (рис. 21.17) представляет собой цилиндрический резер­вуар 2, установленный на раме 1. Внутри резервуара вращается лопастный вал 9 для приготовления раствора из сухих смесей и перемещения его к выходному патрубку 13. В верхней части ре­зервуара расположен загрузочный люк 3 с крышкой 4, гермети­чески закрывающийся замком 5, а также трубопроводы с кранами управления 7, манометром 8 и предохранительным клапаном 12. На крышке 4 установлен кран 6, сбалансированный с замком 5 для сброса давления из резервуара после окончания подачи ра­створа. К выходному патрубку присоединяется напорный шланг 10, заканчивающийся насадкой 11. Загрузка сухой смеси произ - 312
водится через люк 3. Приготовление раствора происходит под давлением сжатого воздуха, поступающего в резервуар от ком­прессора, что способствует его аэрации. Аэрированная смесь по­ступает в выходной патрубок отдельными порциями с воздушными прослойками благодаря цикличному перекрытию патрубка ло­пастью смесителя, что позво­ляет перемещаться смеси на значительные расстояния (40 м по вертикали или 115 м по го­ризонтали) при сравнительно невысоком рабочем давлении (до 0,6 МПа). Расход сжатого воздуха 2,2 ... 2,5 м3/мин.

Укладка и наклейка рулон­ного материала на подготов­ленное основание обычно про­изводятся с помощью подруч­ных механизмов и приспособ­лений, однако существуют и комплекты для комплексной механизации этих процессов. В комплект вхо­дят тележка для подвоза к месту работ рулонного материала и растворителя - пластификатора, приспособление для подачи растворителя, установка для нанесения растворителя и укладки рулонного материала, кровельные ножницы и приспособление для прикатки рулонного материала. Тележка для подвозки материалов обеспечивает размещение бочки (200 л) с растворителем или ше­сти рулонов материала. Установка для нанесения растворителя и укладки рулонного материала дана на рис. 21.18. Рама установки состоит из тележки на колесах 7 и 11, к которой прикреплен дугообразный кронштейн с поролоновыми валиками / и 3 и тру­бопроводами 4 и 5 для подачи к ним растворителя из дозатора 8. Наличие кинематической связи дозатора с передним колесом 11 обеспечивает при движении тележки одновременную подачу раст­ворителя к обоим валикам, т. е. нанесение растворителя как по раскатываемой с помощью ролика-толкателя 6 поверхности ру­лонного материала 2, так и на покрываемое им основание. Для нанесения растворителя вручную в начале процесса раскатывания материала установка обеспечена удочкой 9 с резиновым шлангом 10. Для прикатки материала приспособлением развивается дав­ление 0,04 МПа при ширине захвата 955 мм.

Для приготовления и нанесения на поверхность битумных и полимерно-битумных мастик применяются машины, обеспечиваю­щие подогрев, перемешивание, транспортировку и нанесение мастик на кровлю (рис. 21.19). Они состоят из емкости 2 для битума, на­сосного агрегата 5, установленных на шасси прицепа 1, и трубо­
проводов 6. Разогрев битума производится с помощью промежу­точного теплоносителя (высококипящего масла), нагреваемого- электрическими трубчатыми нагревателями (ТЭНами) 3. Верхниш отсек емкости - битумный - оборудован системой перемешивания. Подача мастики к месту работы производится специальным ше­стеренчатым насосом, способным перекачивать горячую массу с волокнистым абразивным наполнителем. Трубопровод служит для.

Подачи мастики от насоса к месту работы и состоит из отдельных; секций и колен, имеющих теплоизоляционную оболочку. Трубо­провод разогревается перед началом работы омическим сопротив­лением посредством понижающего трансформатора. На всасываю­щем и напорном трубопроводах установлены трехходовые краны. Первый из них предназначен для подачи в насос мастики или жидкости для промывки насоса, второй - для подачи мастики па - трубопроводу или для рециркуляции ее обратно в емкость для повышения интенсивности разогрева мастики. Электрооборудова­ние 4 машины обеспечивает пуск и нормальную работу насоса при разогреве мастики, работу привода насоса, контроль темпе­ратуры разогрева насоса, поддержание температуры мастики.

При устройстве безрулонных кровельных покрытий на основе полимерных мастик используются передвижные станции, механи­зирующие полный технологический цикл работ: разгрузку мастики, обработку ее с целью снижения вязкости, подачу к месту работы и нанесение на поверхность методом безвоздушного распыления. На пневмоколесном шасси 1 таких станций (рис. 21.20) установ­лены: на колонне 15 поворотная кран-балка 2 с электротельфером и грузозахватным устройством 11, технологическая 7 и рабочая 16 емкости со смесителями и шнеками, компрессор 3, барабан 19 для намотки напорного рукава 18 с форсункой 17, насосы 5, си­стема трубопроводов с манометрами 4, напорными клапанами 14 и кранами 13. Смесители приводятся в действие от электродвига­телей 8 через редукторы. Емкости 7 и 16 оборудованы сливными кранами 6. При работе станции емкости 10 с мастикой устанав­ливают с помощью кран-балки в приемное устройство 12, откуда мастика сливается через горловину 9 в емкость 7. При значитель­ной вязкости мастики для ее выдавливания используют компрес­сор. В технологической емкости мастика перемешивается и цир­кулирует по замкнутому контуру с помощью насоса 5 с добавле­нием при необходимости растворителей. Доведенная до рабочего

Мастика на основе битума - однородный материал, в основе которого лежат полимеры, вяжущее битумное вещество, гербициды, антисептик, а также наполнитель. Это способствует сохранению веществом своей эластичности и предотвращает растрескивание в сухом состоянии.

Благодаря составу мастика хоть и не является дорогим средством, долгое время не теряет своих свойств на авто, сохраняя целостность.

Обработка днища автомобиля битумной мастикой

При обработке машины стоит помнить о необходимых свойствах смеси:

  • высокой адгезии;
  • износоустойчивости;
  • прочности к механическим повреждениям;
  • надежной изоляции от электролитов;
  • возможности проникновения в мельчайшие поры краски;
  • отсутствии растворимости в воде;
  • защите от коррозии.

Смесь на основе битума применяется при ремонте авто благодаря ценовой доступности и экологичности составляющих. Как правило, ею обрабатывают колесные арки, крылья, двери и т.д.. Теперь вы знаете и другие комплектующие.


Покрытие днища автомобиля битумной мастикой

Она является устойчивой к воздействию:

  • щелочей и кислот;
  • перепадов температуры;
  • влаги;
  • морозу;
  • бактериям и грибкам.

Мастика благодаря своей консистенции и свойствам может наноситься даже в труднодоступные места, что делает ее незаменимой для автомобилей. Однако для проявления лучших качеств этой смеси нужно правильно ее использовать.


Разновидности

Чтобы выбрать, какая смесь лучше для использования на поверхности автомобиля, стоит рассмотреть их основные виды. В зависимости от добавок, которые оказывают влияние на консистенцию и прочность, различают мастики с добавлением:

  • полиуретана или каучука . Такие смеси являются наиболее прочными, выдерживая растяжение в 20 раз, не боятся механических ударов;
  • резины . Используются при температурах от -40 до +100 градусов. Наибольшей прочности достигают по прошествии нескольких дней, а сохнут до 1 суток;
  • масла . Используются при температурах от -50 до +80 градусов без образования жесткой пленки.

Каучуко-битумная антикоррозийная мастика

В зависимости от метода приготовления и нанесения различают мастики:

  • однокомпонентные . Эксплуатируются сразу после раскрытия емкости, однако не могут храниться после использования, так как затвердевают и становятся непригодными для дальнейшего нанесения;
  • двухкомпонентные . Готовятся к нанесению на авто путем разбавления загустителем. Это позволяет разбавлять нужное количество смеси, а остальную использовать в следующий раз из-за возможности ее долгого срока хранения.

Особенности нанесения

Основными этапами обработки поверхности автомобиля в автосервисе являются:

  • мойка (под высоким давлением и горячей водой);
  • сушка с применением аппарата обдувания горячим воздухом;
  • выявление дефектов на поверхности авто;
  • нанесение битумной смеси под высоким давлением с созданием пленки толщиной до 60 мкм.

Для того чтобы лучше и качественнее нанести мастику на автомобиль самостоятельно, вам потребуется:

  • валик с кисточкой и шпателем;
  • распылитель безвоздушного типа.

Нанесение битумной мастики на кузов автомобиля

Не стоит пренебрегать мойкой и сушкой при нанесении мастики даже в домашних условиях. Перед нанесением лучше тщательно очистить поверхность автомобиля, чтобы обеспечить хорошую адгезию веществу. Хорошим будет соотношение средства с водой в пропорции 1:1. Чтобы обработать один квадратный метр автомобиля, вы используете от 200 до 300 г смеси. Когда вы будете наносить вещество на автомобиль, дождитесь высыхания предыдущего слоя (период составляет от 2 до 4 часов - все зависит от влажности и температуры гаража).

Производители

Чтобы ответить на вопрос: «Какая смесь для авто лучше?», рассмотрим основных производителей мастики:

  • CHAMÄLEON . Смесь этой торговой марки является устойчивой к воздействию щелочей, кислот, не дает усадки, является отличным средством термо-, шумо- гидроизоляции и защиты против коррозии. Ее наносят в два слоя на голый металл авто, покрытый грунтовкой и автомобильной эмалью. Сохнет материал до 6 часов и наносится с расстояния до 30 см, а чистится «Уайт-спиритом»;

Битумная мастика Chamäleon
  • Sprint UNDERBODY . Средство от итальянского производителя является устойчивым к механическим и химическим воздействиям, ложится очень прочным слоем и применяется в качестве . Продается в банках емкостью 1 л. Оптимальная температура для нанесения и высыхания средства - около +20 градусов;
  • Body 930 . Средство от производителя из Греции используется в качестве изоляции и предотвращает появление коррозии на кузове авто. Покрытие водостойкое, устойчивое к механическим ударам, отлично поглощает вибрацию, сохнет до 6 часов при комнатной температуре;

Битумная мастика Body 930
  • MasterWax AM110 . Изготавливается в России. Благодаря тройному защитному механизму является самым действенным способом защитить машину от появления коррозии. Пластификатором в смеси выступает термоэластопласт, что придает покрытию еще большую эластичность и устойчивость к перепаду температур. Содержит наполнитель микронизированного типа.

Таким образом, если вы хотите взять для вашего авто битумную мастику, выбирайте двухкомпонентный состав, который подходит для нанесения вручную. По соотношению «цена-качество» лучшей из представленных является смесь для машины отечественного производителя MasterWax, который имеет качественный механизм защиты авто, предохраняя его поверхности от царапин и накопления влаги, приводящей к коррозии.

Для гидроизоляции сегодня применяется широкий ряд продуктов, включая битум и мастики на его основе. Большой выбор требует серьезного подхода в оценке материала на применимость в каждом конкретном случае.

Возведение любого здания начинается с фундамента. От его прочности и долголетия зависит срок эксплуатации дома или другого сооружения. На оба эти факторы напрямую влияет качество гидроизоляции. Поэтому, без мастики не обойтись. Какую выбрать для качественной гидроизоляции, зависит от предназначения и вида. Готовят битумную мастику для гидроизоляции фундамента и своими руками.

Битумная мастика

Битумная мастика классифицируется по таким признакам:

  • Различается по способу приготовления – холодная, горячая.
  • Различается по предназначению. Битумная мастика используется для разных работ – кровельно-изоляционная, гидроизоляционно-асфальтовая, антикоррозийная и приклеивающаяся.
  • Различается по способности к затвердеванию. Подразделяется на твердеющие составы и те, которые не отвердевают.
  • Различается по виду наполнителя. Как связывающие компоненты используются разные вещества. Поэтому мастика подразделяется на масляно-битумную, битумно-полимерную, битумно-латексную, битумно-каучуковую.
  • Различается по типу разбавителя. Одни растворяются водой, другие – органическими растворителями или веществами.
  • Различается по составу – одно- и двухкомпонентная.

Свойства битумной мастики для фундамента

Для гидроизоляции фундамента битумная мастика – незаменимое средство. Два способа гидроизоляции: первый – мастика склеивающее вещество между наплавляемым материалом и основой фундамента, а второй – наносится непосредственно на основание фундамента слоями. Благодаря качествам компонентов, у битумной мастики следующие свойства:

  • Покрывает основу фундамента влагонепроницаемой пленкой с высокими физическими характеристиками. Она прочна, не растрескивается, устойчива к температурным перепадам и не боится воды.

Гидроизоляция фундамента
  • Мастика противостоит появлению и распространению плесени и грибка по основе фундамента.
  • Мастика закрывает поры и мелкие дефекты основания фундамента – сколы, трещины и т. д.
  • У нее высокая адгезию с любым типом основания фундамента.
  • Мембрана с высокой эластичностью и устойчивостью к механическим воздействиям.

Инструкция по выполнению гидроизояции фундамента

Работа с мастикой требует соблюдения техники безопасности. Надевают очки, перчатки, закрывают волосы и открытые участки кожи. Респиратор нужен, если температура воздуха высока.

Горячую мастику перед тем, как приступить к гидроизоляции, разогреть до температуры, указанной в инструкции производителя. Это +160 градусов для битумно-масляного состава. Холодная сразу готова к применению. Горячую мастику с целью гидроизоляции наносят на мокрую поверхность, а холодную – нет.

Подготовка поверхности для гидроизоляции под все виды составов идентична:

  • Фундамент обязательно очистить, обезжирить и просушить.
  • Дефекты поверхности заделать шпаклевкой или цементным раствором, после чего покрыть битумным праймером. Он продается в любом магазине, но его готовят и своими руками. Для этого развести растворителем немного мастики.
  • Перед использованием холодной мастики ее следует размешать. Если она двухкомпонентная, не забывать добавлять отвердитель.

Своими руками битумную мастику лучше наносить валиком или кистью Некоторые мастера рекомендуют использовать для гидроизоляции капроновую щетку, а кистью наносить праймер. Важно соблюдать два условия – толщина слоя не превышает значение, рекомендуемое производителем, и слой наносится равномерно.


Гидроизоляция своими руками

Вертикальные поверхности покрывают сверху вниз. Обмазочный способ гидроизоляции битумно-масляной мастикой допускается использовать, если величина гидростатического напора менее 2 метров. Если она больше, то рекомендуется брать состав с полимерами.

Мастика наносится несколькими слоями. Каждый ложится на уже высохший предыдущий. Готовность определяется касанием руки. Если не липнет, покрывают следующим. Толщина каждого слоя варьируется от глубины залегания фундамента. Когда она меньше двух метров, достаточно двух по 1 мм толщиной. Если глубина более, требуется три слоя толщиной по 1,5 мм каждый.

Очистить инструмент от засохшей мастики можно растворителями и специальными смывками. Иногда помогает керосин.

Мастика своими руками

Если бюджет небольшой и нельзя купить состав, делают мастику своими руками. Для этого нужно запастись следующим:

  • Битумом.
  • Наполнителями.
  • Пластификаторами.

Количество зависит от требуемого объема. Представим расчет для 10 кг готовой мастики. Понадобится 8,5 кг битума, 1 кг наполнителя и полкило пластификатора. По ингредиентам: наполнителем берут минвату, опилки, асбест или каучуковую крошку. Роль пластификатора сыграет отработанное минеральное масло или керосин.

Битум раскрошить на мелкие куски. Наполнитель тоже размельчают. Битум сложить в металлическую емкость с толстыми стенками и поставить на огонь.


Варка битумной мастики

Состав при нагреве расширяется, поэтому емкость берут достаточно большой.

Для плавления содержимого поддерживать температуру не более 190 градусов, иначе битум разложится. Признак начала – появление пузырей желто-зеленого цвета. Если температура более или менее постоянная, то мастика сварится однородной по составу. Добавлять наполнитель и пластификатор требуется постепенно. Смесь должна регулярно перемешиваться. Появляющуюся пену снимать чем-нибудь плоским.

Когда пена осядет, начинать добавлять пластификатор. После этого состав снова перемешать. На этом процесс варки считать оконченным. Хранится мастика, созданная своими руками, может не более суток. Температура в момент нанесения +120 градусов.

Битумная грунтовка своими руками

Если поверхность не обработать праймером, то адгезия мастики снизится. Прочность гидроизоляционной пленки будет недостаточной.

Грунтовка битумная представляет собой смесь бензина и растворенного битума в пропорции три к одному.

Своими руками ее делают так. Разогретый до 70 градусов битум опустить в емкость с бензином или керосином. Делать это не спеша, маленьким кусочками и постоянно перемешивая до полного растворения битума. Крупные фракции удалять или профильтровать через сетку с мелкими ячейками.

Расход

Расход материала зависит от обрабатываемой площади и числа слоев. На него влияет материал, из которого сделана основа, и его плотность. На расход влияет состав и качество продукта.

Обычно расход в пределах от 300 до 900 граммов на метр квадратный.


Битумная мастика в упаковке

Зависит расход и от того, каким способом выполняется гидроизоляция. При обмазочном потребуется больше, поскольку нужно больше слоев большей толщины.

Примерный расход узнают из информации производителя на упаковке. Там указываются усредненные данные, но по ним ориентируются. На расход влияет факт, была ли использована грунтовка или нет.

На видео можно ознакомиться с процессом приготовления праймера и мастики:

Выбор

Выбор большой. Чтобы не ошибиться, получают максимум информации о каждом типе состава, его особенностях, характеристиках и свойствах. Знакомятся с отзывами на специализированных сайтах и рекомендациями специалистов. Желательно, чтобы рекомендации были подкреплены примерами из практики.

В магазине оценивают внешний вид упаковки, интересуются сроком годности. Если все устраивает, проводят маленький тест на взвешивание. Дело в том, что нормальный продукт содержит компоненты, которые легче воды. Кроме того, состав наливают на заводе горячим, а значит в расширенном состоянии. Если пятилитровая емкость весит 5 кило и более, то возникает вопрос к качеству.

Что касается составов, сделанных своими руками, то лучше не выполнять с их помощью серьезных работ. На таком материале не стоит экономить.

Вконтакте


К атегория:

Ручные машины для строительных работ

Машины для работы с битумными мастиками


Агрегат для перекачки битумных мастик СО-119А

(ТУ 22-4749-80) применяют в промышленном и гражданском строительстве при производстве гидроизоляционных и кровельных работ из рулонных материалов Для перекачивания битумных мастик с пылевидными, волокнистыми и комбинированными наполнителями. Климатическое исполнение агрегата V, категория условий эксплуатации 1 по ГОСТ 15150-69, электрооборудование УЗ.

Устройство агрегата СО-119А (рис. 61). Агрегат состоит из рамы, насоса, муфты, двигателя и электрооборудования. Рама служит для крепления насоса, огражденного кожухом, и двигателя.



-

Насос объемного действия состоит из ведущего и ведомого валов, представляющих собой прямозубые шестерни, изготовленные заодно с валом, втулок, пары зубчатых колес и вынесенных из рабочей зоны крышек, нагревателя, температурного реле и предохранительного клапана.

Рис. 1. Агрегат для перекачки битумных мастик СО-119А
1 - насос; 2 – кожух; 3 - электродвигатель; 4 - шкаф с пускорегулирующей аппаратурой; 5-муфта; б -рама

Уплотнения валов состоят из асбестовых колец, прокладок и втулок. Поджим уплотнений осуществляется пружинами. Боковой зазор между шестернями и втулками осуществляется прижимом втулок к крышке болтами. Крутящий момент насосу передается от двигателя через кулачковую муфту.

Предохранительный клапан состоит из корпуса, клапана, пружины, регулировочного винта и колпачка.’ Корпус нагревателя изготовлен заодно с основанием насоса.

Принцип работы агрегата. Насос получает вращение через кулачковую муфту от электродвигателя. При вращении пары зубчатых колес крутящий момент передается на рабочую пару шестерен, при вращении которых мастика, заполняющая впадины зубьев, переносится из зоны всасывания в зону нагнетания. Рабочие шестерни имеют постоянный гарантированный зазор между боковыми поверхностями зубьев, равный величине абразивных включений в мастике, что увеличивает долговечность шестерен. Предохранительный клапан регулируется винтом, который стопорится колпачком. Предохранительный клапан отрегулирован заводом-изготовителем на давление 0,8 МПа, после чего опломбирован.

Нагреватель служит для разогрева насоса до рабочей температуры.

Электрооборудование агрегата обеспечивает напряжение питания силовой цепи с двумя нулевыми проводами, один из которых служит для заземления установки.

Подача напряжения на агрегат осуществляется переключателем, одновременно о подаче напряжения на установку сигнализирует лампочка, которая горит в полный накал.

Нажатием кнопки через промежуточное реле включается пускатель, который своим силовым контактом подключает к сети нагреватель.

Контроль температуры нагрева насоса осуществляется температурным реле, которое отрегулировано на рабочую температуру 100 °С. При достижении насосом заданной температуры температурное реле отключает нагреватель. Нажатием кнопки включается пускатель, который своими контактами подключает к сети привод насоса. Нажатием другой кнопки отключают нагреватель и насос.

В электрической схеме предусмотрена защита от токов короткого замыкания и от перегрузки. Заземление электрооборудования осуществляется заземляющим болтом. Отключают агрегат от сетки переключателем.

Проверка исправности и подготовка агрегата к работе. Перед началом работы агрегата оператор должен произвести проверку исправности путем внешнего осмотра для выявления случайных повреждений, проверку надежности крепления всех узлов, подключение системы мастикопровода к всасывающему и напорному отверстиям, подключить агрегат к сети, проверить правильность подключения фаз двигателя кратковременным включением. Направление вращения указано на крышке агрегата.

Подготовка к работе агрегата заключается в предварительном нагреве насоса. Для этого нажимается на пульте электрошкафа кнопка «Нагрев». Сигнальная лампочка при этом горит в половину накала. После того, как лампочка загорится в полный накал, включается электродвигатель кнопкой «Пуск».

Приемы и порядок выполнения работ. После подогрева мастики и включения электродвигателя начинают работу по перекачке битумной мастики на место для производства гидроизоляционных или кровельных работ. По окончании работы мастику сливают из системы, насос промывают дизельным топливом, агрегат отключают от сети.

Меры безопасности при работе с агрегатом СО-119А. К обслуживанию агрегата допускаются лица, изучившие устройство и эксплуатацию агрегата, прошедшие инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности.

Место работы агрегата должно быть оборудовано средствами пожаротушения. Приступать к работе с агрегатом можно только убедившись в исправности агрегата и его укомплектованности. Агрегат должен быть заземлен в соответствии с существующими правилами по электробезопасности работы с электроустановками.

Во время монтажа и демонтажа агрегата необходимо пользоваться только исправными инструментами и приспособлениями.

Запрещается: производить ремонт агрегата, чистку и смазку без отключения от сети; оставлять агрегат без наблюдения во время работы; работать без кожуха;
работать без защитной маски с прозрачным экраном С40 по ТУ 64-1-465-76Е и без брезентовых рукавиц. Агрегат должен обслуживать оператор 3-го разряда.
Техническое обслуживание и смазывание агрегата С0-119А. Для поддержания агрегата в исправном состоянии установлены следующие виды технического обслуживания: ежесменное техническое обслуживание и периодическое техническое обслуживание через 100 ч работы.

При ежесменном техническом обслуживании проводятся:
- осмотр агрегата, проверка состояния крепления сборочных единиц;
проверка наличия заземления агрегата;
- проверка герметичности соединения всасывающей и нагнетательной магистрали.

При периодическом техническом обслуживании проводятся:
- комплекс работ по ежесменному техническому обслуживанию;
- проверка регулировки предохранительного клапана;
- производство смазочных операций в соответствии со схемой смазки и таблицей смазки.

При проверке состояния крепления сборочных единиц не должно быть ослабления болтовых соединений.

При проверке наличия заземления заземляющий проводник должен быть присоединен с помощью болтового присоединения к раме.

При проверке герметичности соединения всасывающей и нагнетательной магистрали соединение не должно давать утечку мастики.

При проверке регулировки предохранительного клапана должно быть установлено, что клапан настроен на давление 0,8 МПа.

Смазывание подшипников валов и зубчатых колес должно производиться смазкой ЦИАТИМ -221 через пресс-масленку через 100 ч работы.

Смазки и масла, не рекомендованные предприятием-изготовителем, могут применяться только после официального подтверждения их пригодности предприятием-изготовителем. В табл. 37 приведены основные неисправности в работе агрегата и рекомендации по их устранению.

Машина для нанесения битумных мастик СО-122А (ТУ 4750-80) предназначена для приема, поддержания заданной температуры и нанесения битумных мастик. Машину применяют при устройстве гидроизоляционного ковра, парогидроизоляции и огрунтовке на поверхностях с уклоном до 15% в промышленном и жилищно-бытовом строительстве при температуре воздуха от -20 СС до +40 °С и при отсутствии атмосферных осадков.

Устройство машины (рис. 2). Машина СО-122А состоит из бака, группы насосов, шасси, электрооборудования, удочки и трубопровода.

Бак представляет собой прямоугольную емкость, которая изолирована снаружи асбестовой тканью. Внутри бака имеется два отсека, в которые заливается 90 л мастики и 8 л дизельного топлива.

В отсеке для мастики установлены теплоэлектронагревателя ТЭН -5 для поддержания температуры мастики 50…200°С. Дизельное топливо разогревается за] счет теплопередачи от мастики и предназначено для разогрева и промывки насоса, трубопровода и удочки.

Сверху бак имеет заливочные горловины, которые закрываются крышками. В нижней части бака имеется два патрубка для забора дизельного топлива и мастики, двухходовой кран для подачи дизельного топлива и трехходовой кран для подачи мастики или дизельного топлива во всасывающую полость насоса. Впереди бака имеется 2 пробки для слива мастики и дизельного топлива.

Рис. 2. Машина для нанесения битумных мастик СО-122А
1 - колесо; 2 - предохранительная муфта; 3 - защитный кожух; 4 - рама; 5 - устройство для разогрева; 6 - устройство для контроля температуры разогрева; 7 - предохранительный клапан; 8 - шестеренный насос; 9 - патрубок; 10, 12 - заливочные горловины; 11- нагреватели; 13 - патрубок; 14 - бак

Насосная группа предназначена для подачи мастики на удочку и состоит из шестеренного насоса со встроенным предохранительным клапаном, предохранительной муфты и защитного кожуха, установленного на раме.

Насос оборудован устройствами для разогрева и для контроля температуры разогрева, работающими в автоматическом режиме.

Предохранительный клапан отрегулирован на давление 0,8 МПа.

Шасси состоит из трубчатой рамы, двух колес на шинах низкого давления, неподвижной опоры, служащей одновременно тормозом. Шасси предназначено для монтажа сборочных единиц, передвижения машины и строповки.

Принцип работы машины СО-122А. После подогрева мастики до заданной температуры включается электродвигатель насоса. При работе шестеренного насоса мастика засасывается из бака, подается под давлением по напорному трубопроводу к удочке и распыляется центробежной форсункой, позволяющей регулировать толщину наносимого слоя.

Техническая характеристика машины

Проверка исправности и подготовка машины к работе. Перед началом работы машины нужно провести следующие работы:
- произвести внешний осмотр всей машины и устранить неисправности: особое внимание уделяется состоянию трубопровода и положению ТЭН ов внутри бака. ТЭН ы должны быть установлены ниже верхнего уровня патрубка для всасывания мастики не менее чем на 4 мм;
- подсоединить удочку трубопровода к насосу;
- закрыть краны подачи дизельного топлива и мастики;
- произвести заправку отсеков бака дизельным топливом и мастикой;
- закрыть горловины крышками;
- подключить электрошкаф к источнику питания;
- включить подогрев насоса и при необходимости подогрев мастики;
- после нагрева насоса до температуры 100 °С, которая контролируется температурным реле, встроенным в насос, закрыть кран подачи дизельного топлива, вставить удочку в горловину отсека с дизельным топливом, включить насос и прогнать дизельное топливо по кольцу (отсек с дизельным топливом - насос - удочка - отсек с дизельным топливом);
- выключить насос;
- закрыть кран подачи дизельного топлива.

Приемы и порядок выполнения работы машиной. Машину обслуживают двое рабочих: оператор управляет машиной, а кровельщик работает с удочкой.

Включение машины в работу происходит в такой последовательности:
- открывают кран подачи мастики, удочку вставляют в горловину для заливки мастики, включают насос и мастика прогоняется по кольцу (отсек с мастикой - насос - удочка - отсек с мастикой; выключают насос);
- форсунку удочки направляют в зону нанесения мастики;
- включают насос поворотом рычага переключателя в положение «Работа».

Во время работы машины при включении подогрева мастики необходимо следить за тем, чтобы не были оголены ТЭН ы, а также за равномерностью нанесения мастики форсункой.

При остановках в процессе работы производится кратковременное (5-10 с) реверсирование насоса для предотвращения застывания мастики в трубопроводе.

После окончания работы необходимо: выработать или слить мастику из бака; закрыть кран подачи мастики; открыть кран подачи дизельного топлива и промыть насос, трубопровод, удочку.

Меры безопасности при работе с м а-шиной СО-122А. К работе допускаются лица, достигшие 18 лет, изучившие устройство машины и прошедшие инструктаж по технике безопасности труда с машиной и пожарной безопасности. Приступать к работе с машиной, можно только убедившись в ее исправности, в исправности трубопровода и полном комплекте устройств, обеспечивающих нормальную работу машины.

Машина должна быть заземлена оператором в соответствии с требованиями электробезопасности. Место работы должно быть оборудовано средствами пожаротушения.

Во время монтажа, демонтажа, регулирования и ремонта машины необходимо пользоваться исправными инструментами и приспособлениями. По окончании работ необходимо производить осмотр трубопроводов. Если будут обнаружены трещины, надрывы и другие дефекты трубопроводов, их необходимо заменить.
При эксплуатации запрещается:
- работать на машине, если ТЭН ы установлены выше патрубка для забора мастики;
- работать с трубопроводом, изготовленным в несоответствии с требованиями заделки рукава;
- ремонтировать, чистить и смазывать машину, если она не отключена от сети;
- работать без защитых очков и рукавиц;
- оставлять машину без наблюдения во время работы;
- оставлять машину на длительное время, не слив предварительно мастику из бака.

Через 20 ч работы на горячих мастиках или после 40 ч работы на холодных мастиках необходимо производить замену трубопровода.

Техническое обслуживание и смазывание машины СО-122А. Для поддержания машины в исправности установлены следующие виды технического обслуживания: ежесменное техническое обслуживание и периодическое техническое обслуживание через 100 ч работы. Текущий ремонт машины производится через 600 ч работы, капитальный ремонт - через 800 ч работы.


- осмотр машины с проверкой ее комплектности;
- осмотр трубопровода с целью определения на его поверхности и в местах соединения разрывов, местных вздутий и просачивания мастики, которые не допускаются;
- очистку узлов машины от грязи, застывшей мастики и пыли с помощью скребка и ветоши, смоченной в дизельном топливе;
- проверку надежности затяжки резьбовых соединений и затяжку их до упора.

При периодическом техническом обслуживании выполняют:
- операции ежесменного обслуживания;
- проверку исправности нагревателей, которые должны иметь исправные контакты и сопротивление изоляции не менее 0,5 МОм;
- проверку состояния электрооборудования, исправности аппаратуры, надежности подключения и сопротивления изоляции с помощью мегомметра;
- проверку состояния насоса с целью недопущения течи в дренажных отверстиях и под прокладкой предохранительного клапана;
- смазывание подшипников опорных колес смазкой УС-2 (пресс-солидол) по ГОСТ 1033-79 при температуре до 50 °С, подшипников насоса, зубчатых колес смазкой ЦИАТИМ -221 при температуре до 50 °С.

Подшипники электродвигателя смазывают в соответствии с его паспортом.

Машина для подогрева, перемешивания и транспортировки мастики на кровлю СО-100А (ТУ 22-4751-80) предназначена для подогрева, перемешивания и транспортировки на кровлю горячих битумных мастик, приготовляемых централизованно и доставляемых к месту производства работ битумовозами. Климатическое исполнение машины V, категория условий эксплуатации по ГОСТ 15150-69.

Устройство машины (рис. 3). Машина представляет собой емкость с двойным днищем, смесителем, смонтированным на раме вместе с насосным агрегатом, электрооборудованием и пультом управления, закрепленными на шасси прицепа.

Емкость представляет собой квадратный теплоизолированный сварной бак, состоящий из двух отсеков, в пространстве нижнего отсека установлены трубчатые электронагреватели (ТЭН ). На верхнем отсеке емкости расположены: крышка, фильтр для периодической очистки всасывающего патрубка, два датчика контроля температуры мастики. С боковых сторон емкости расположены ниши для установки ТЭН ов, которые снаружи закрыты крышками. На переднем торце емкости расположен датчик Для контроля температуры теплоносителя, а на заднем торце находятся патрубки для забора и рециркуляции мастики. Один из патрубков предназначен для слива или забора мастики. Трубопровод крепится к фланцу.

Насосный агрегат смонтирован на плите и состоит из шестеренного насоса, двигателя, кулачковой муфты.

Рама представляет собой сварную конструкцию, с боков которой расположены кронштейны для крепления секций трубопровода в транспортном положении, а также ящики для размещения в них кожухов и инструментов, кабеля и колен, струбцин, стоек и дополнительных секций трубопровода.

Крышка представляет собой каркас сварной конструкции, на котором расположены загрузочный люк, штуцер для указателя уровня, фильтр и привод смесителя, закрытый кожухом.

Привод смесителя состоит из червячного редуктора, соединенного ременной передачей с двигателем.

Машина подсоединяется к трехфазной электрической сети переменного тока напряжением 380 В, частотой 50 Гц с нулевым (рабочим) и защитным (заземляющим) проводами управления рабочими органами. Цепь управления машины питается напряжением 220 В, частотой 50 Гц, через разделительный (понижающий) трансформатор. Цепь сигнализации питается напряжением 24 В, частотой 50 Гц через трансформатор.

Электрические нагреватели питаются напряжением 220 В, частотой 50 Гц, получаемым подключением нагревателей к фазовым проводам и нулевому (рабочему) проводу.

Трубопровод питается напряжением 12 или 24 В, получаемым от специального трансформатора, у которого соединение обмоток на нижней стороне выполнено в «треугольник» или «звезду», трубопровод подключается проводом сечением не менее 95 мм2.

Принцип работы машины. Подача напряжения на установку осуществляется вводным автоматическим выключателем. Кнопкой включают нагреватели масла. При этом осуществляется «дежурный нагрев» мастики с помощью нагревателей. Отключение нагревателей происходит от термометров, контролирующих температуру теплоносителя и мастики. Настройка термометров производится перед началом работы.

Включают нагрев трубопровода и насоса с помощью кнопки. Температура трубопровода не контролируется. Температура насоса контролируется температурным реле, которое должно быть настроено на отключение нагревателей при достижении температуры 120 °С. Насос и смеситель не могут быть включены до тех пор, пока мастика не будет иметь минимальную температуру, установленную на термометре.

Включение смесителя и насоса осуществляется кнопками. При этом управлять работой насоса можно с кровли с помощью переносной кнопочной станции. Для отключения нагревов смесителя и насоса имеются кнопки «Стоп». Для аварийных остановок на пульте управления находится кнопка «Общий стоп».

Для производства пусконаладочных работ для смесителя и насоса в электрической схеме предусмотрен режим «Наладка».

Амперметры, установленные на пульте управления, показывают нагрузку по фазам при включенных нагревателях и дают возможность определить целостность нагревателей.

При длине межфазовой части трубопровода меньше 15 м напряжение питания должно быть 12 В, а при длине более 15 м - 24 В. Для переключения напряжения необходимо снять козырьки со стороны отводов обмотки низшего напряжения и переставить перемычку «звезда» на необходимое напряжение. Перед работой необходимо заземлить машину; выполнить ежесменное обслуживание машины; установить положение кранов управления, соответствующее режиму работы «Стоп» на табличке. Подсоединить питающий кабель к силовой линии. Заполнить машину мастикой.

Демонтаж трубопровода вести в обратной последовательности.

Приемы и порядок выполнения работ. Для нагрева мастики включают вводный автомат. На панели пульта управления устанавливают ключ в положение подачи напряжения на схему управления, при этом должна загореться сигнальная лампочка.

На термометре устанавливают предельную температуру нагрева теплоносителя 260 °С. На остальных термометрах устанавливают минимальную температуру мастики, при которой разрешается включение смесителя, и максимальную температуру мастики. Переключатель устанавливают на режим «Работа». Включается нагрев мастики, о чем оповещает сигнальная лампочка.

При достижении максимальной температуры мастики устанавливают переключатель в режим дежурного разогрева, при этом загорается сигнальная лампочка.

За 30 мин до транспортировки мастики включают подогрев трубопровода, насоса и смесителя. При этом сигнальная лампочка оповещает о прогреве насоса и трубопровода.

Для транспортировки мастики на кровлю раздаточные краны устанавливают в положение режима работы «Подача» соответственно табличке. На дистанционном пульте управления нажимают кнопку пуска насоса.

Для прекращения транспортировки мастики на кровлю нажимают кнопку «Стоп» на дистанционном пульте управления или на пульте панели управления. Раздаточные краны устанавливают в режим «Рециркуляция». Для аварийной остановки машины предусмотрена кнопка «Стоп» на панели управления.

В режиме рециркуляции мастики раздаточные краны устанавливают в положение режима работы «Рециркуляция» соответственно табличке на пульте. На пульте управления нажимают кнопку пуска насоса. Для прекращения рециркуляции нужно нажать кнопку остановки насоса на пульте управления.

Установление режима работы машины для слива разогретой мастики с емкости устанавливают положение кранов в режим «Стоп». Со сливного патрубка снимают предохранительный фланец. Краны устанавливают в положение режима работы «Слив» соответственно табличке. После прекращения слива мастики краны устанавливают в положение режима работы «Стоп». Предохранительный фланец закрепляют на сливном патрубке.

После окончания работы машины раздаточные краны устанавливают в положение режима работы «Стоп». На панели управления нажимают кнопку общей остановки машины. Пульт управления закрывают и выключают вводный автомат.

Уплотнение кранов заменяют сальниковой набивкой АПС -6 по ГОСТ 5152-84. По окончании работы насосная система промывается дизельным топливом.

Меры безопасности при работе с машиной СО-100А. К работе с машиной СО-100А допускаются машинисты не ниже 4-го разряда, изучившие ее устройство и порядок работы, прошедшие инструктаж по технике безопасности.

Корпус машины должен быть заземлен четвертой жилой питающего кабеля.
При эксплуатации машины запрещается:
- работать на машине без заземления;
- проводить демонтаж машины без отключения кабеля от питающей сети;
оставлять без надзора включенную машину;
- нагревать горячие мастики свыше 220 °С, холодные свыше 100 °С;
- монтаж трубопровода без применения подъемных механизмов;
- замена струбцин для крепления трубопровода другими подручными средствами;
- эксплуатация машины без защитных кожухов трубопровода;
- нахождение посторонних лиц в радиусе 8 м при монтаже трубопровода и транспортировке мастик на кровлю без наличия первичных средств пожаротушения (огнетушителя);
- открывать крышки, закрывающие ТЭН ы, при температуре теплоносителя выше 60 °С;
- работать на машине при снятой заглушке сливного патрона мастики.

Техническое обслуживание и смазывание машины СО-100А. Для поддержания машины в полной готовности для производства работ установлены следующие виды технического обслуживания: ежесменное техническое обслуживание и периодическое техническое обслуживание. Машина обслуживается слесарем 3-го разряда.

Ежесменное техническое обслуживание включает:
- осмотр машины с целью определения степени укомплектованности в соответствии с паспортом машины;
- проверку крепления трубопровода, клемм питающего
- кабеля на трубопроводе и трансформаторе, при этом должно быть установлено, что резьбовые соединения плотно затянуты;
- требуемый контроль температуры;
очистку машины и ее узлов от грязи, застывшей мастики и пыли.

Периодическое техническое обслуживание включает:
- выполнение работы ежесменного технического обслуживания;
- проверку затяжки резьбовых соединений трубопровода, насоса, нагревателей; при этом проверяется исправность нагревателей и исправность и надежность их контактов;
- проверку сопротивления изоляции мегомметром, при этом сопротивление изоляции должно быть не менее 0,5 МОм;
- проверку исправности и надежности работы электрооборудования;
проверку состояния насоса, при этом не допускаются течи под прокладкой предохранительного клапана;
- смазочные работы.

Подшипники валов, зубчатых колес смазываются через пресс-масленки смазкой ЦИАТИМ -221.