Автомобильные зарядки с режимом десульфатации. Автомобильный аккумулятор, десульфатация: способы восстановления

Недавно собрал зарядно-десульфатирующий автомат, практически под все 12-ти вольтовые аккумуляторы, так как есть плавная регулировка тока. Автомат успешно заряжает как гелевые АБ 12В 4,5А/ч для безперебойника, так и аккумуляторные батареи для автомобиля - 80А/ч. Не содержит дорогих и дефицитных деталей и нескложен в сборке. Выкладываю схему и фото внешнего вида ЗУ.

Рисунки печатных плат десульфатирующего показаны ниже. Если требуется - их в формате Lay.




Модуль контроля напряжения




Для более стабильной работы автомата поставил маленький кулер от процессора, что вполне оправдало себя. Теперь температура стабильная, а значит и параметры заряда практически не меняются от нагрева.



При выборе схемы хотелось сделать полный автомат и обязательно с десульфатацией, чтобы заряжал асиметричным током. Данный зарядный автомат работает стабильно, испытывал 3 недели в непрерывном цикле. Функция десульфации тоже работает исправно - вылечил один аккумулятор, который начал брать ток и держать ёмкость.



Микросхема 554СА3 здесь работает стабильно, особенно если грамотно и чётко настроить. При проектировании устройства учтите, что тепла эта микросхема не любит, её нужно устанавливать в том месте, где тепло не доходит. Желательно внизу и подальше от греющихся резисторов.



Корпус десульфатирующего ЗУ можно использовать металлический, а можно и из прочной пластмассы. Естественно надо предусмотреть отверстия для вентиляции.



Обязательно снабдите стрелочными индикаторами тока и напряжения. Это будет удобно и наглядно. Сразу видна динамика процесса заряда и восстановления АКБ. Автор конструкции: nbotsman

Обсудить статью ДЕСУЛЬФАТИРУЮЩЕЕ ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО

Обратите внимание, приставка включается между зарядным устройством и аккумулятором. При этом провода от приставки к аккумулятору должны быть не тоньше проводов от зарядного устройства к приставке и желательно короче. Иначе пульсации зарядного устройства будут вмешиваться в нормальную работу приставки.

Сразу следует предупредить: Зарядное устройство к которому эта приставка будет подключаться должно выдерживать импульсный режим нагрузки. Возможно какие-то электронные зарядные устройства впадут в депрессию от такого поведения нагрузки, они же расчитывали иметь спокойный и предсказуемый аккумулятор. А тут, аккумулятор то он есть, то его нет.

Геннадий Викторович являясь оператором дефектоскопической установки для проверки рельсов использует приставку для качественного заряда аккумуляторов и востановления потерявших работоспособность. Ранее для заряда аккумуляторов использовались самые простые зарядные устройства прозванные в народе "кипятильниками".

Приступаем к описанию работы схемы устройства.
От провода обозначенного знаком "+" через диод VD1 питание поступает на параметрический (линейный) стабилизатор питания состоящий из резистора R1, конденсатора С2, стабилитрона VD3 (например КС191).
Почему через диод? Нагрузка имеет импульсный характер, диод выполняет функции развязки неспокойного аккумулятора от схемы управления.

Рис.2 Плата печатная

Из точки после диода VD1 берем напряжение на анализатор (компаратор) заряженности аккумулятора.
Компаратор состоит из следующих элементов:резисторы R1-R3,R5-R7, конденсатора, интегрального стабилизатора TL431, транзистора VT1.
На базе транзистора VT1 стабилизатор VD2 поддерживает фиксированное напряжение, на эмиттере этого транзистора напряжение меняется пропорционально изменению напряжения на аккумуляторе. При повышении напряжения на аккумуляторе сверх установленного резистором R1, транзистор VT1 закрывается и разблокирует до того заторможенный блокинг-генератор на микросхеме NE555.

Несколько слов о блокинг-генераторе: В начале заряда он блокирован анализатором напряжения, а именно открытым транзистором VT1 закорочен конденсатор C4 и работа генератора невозможна, а выход (3) находится в высоком состоянии.

А теперь о работе той части схемы управления, что называется пульсатором.
На основе микросхемы NE555 реализован генератор с частотой задаваемой в основном конденсатором C4,а также резисторами R8-R10, конденсатора VD4.
Переключатель S1 может переключать вывод 7 микросхемы либо на резистор R8 или диод VD4, что меняет скважность работы генератора. Иными словами, меняет время зарядного импульса и разрядной паузы (или паузы рассасывания).
Автором выбрана частота генератора 0.7 Гц. На мой взгляд этого мало. Надо как минимум в 10 раз меньше. Для этого конденсатор С4 следует увеличить до 100 мкф.
С выхода 3 микросхемы сигнал положительной полярности поступает на базу транзистора VT4, открывает его и аккумулятор подключается к минусовому проводу зарядного устройства, начинается заряд батареи. По истечению установленного времени управляющий импульс снимается, транзистор VT4 закрывается. Но при этом закрывается и транзистор VT2, при этом открывается транзистор VT3, подключающий разрядный резистор Rn. Начинается процесс разряда аккумулятора через этот резистор. Светодиод HL1 индицирует факт разряда.
Резистор R16 служит для обеспечения протекания открывающего тока для транзистора VT3, иначе он не включится.
Таким образом можно констатировать, что положительный импульс микросхемы NE555 (КР1006ВИ1) обеспечивает временной промежуток для заряда аккумулятора, а отрицательный (пауза) импульс обеспечивает временной промежуток для разряда аккумулятора.

Теперь немного об устройстве микросхемы.
В состав таймера входят два прецизионных компаратора высокого (DA1) и низкого (DA2) уровней, асинхронный RS-триггер DD1, мощный выходной каскад на транзисторах VT1 и VT2, разрядный транзистор VT3, прецизионный делитель напряжения R1R2R3. Сопротивления резисторов R1-R3 равны между собой.




Таймер содержит два основных входа: вход запуска (вывод 2) и пороговый вход (вывод 6). На этих входах происходит сравнение внешних напряжений с эталонными значениями, составляющими для указанных входов соответственно l/3Uпит и 2/3Uпит. Если на входе Unop (6) действует напряжение меньше 2/3Uпит, то уменьшение напряжения на входе Uзап (2) до значения, меньшего 1/3Uпит, приведет к установке таймера в состояние, когда на выходе (вывод 3) имеется напряжение высокого уровня. При этом последующее повышение напряжения на входе Uзап (2) до значения 1/3Uпит и выше не изменит состояния таймера. Если затем повысить напряжение на выходе Uпop (6)до значения больше 2/3 Uпит, то сработает триггер DD1 и на выходе таймера (3) установится напряжение низкого уровня, которое будет сохраняться при любых последующих изменениях напряжения на входе Uпop (6). Этот режим работы таймера обычно используют при построении реле времени, ждущих мультивибраторов. При этом вход Unop (6) подключают к одной из обкладок конденсатора времязадающей цепи, а по входу Uзап (2) производят запуск таймера подачей короткого импульса отрицательной полярности. Если необходимо создать автоколебательный мультивибратор, то оба входа объединяют. Транзистор VT3 (7) служит для разрядки времязадающего конденсатора. При появлении напряжения высокого уровня на выводе 3 таймера этот транзистор открывается и соединяет обкладку конденсатора с общим проводом.
Если на запускающем входе напряжение не превышает l/3Uпит, то повышение напряжения на входе Unop выше 2/ЗUпит приведет к появлению низкого напряжения на выходе таймера, а понижение напряжения на этом входе ниже 2/ЗUпит установит высокое напряжение на выходе. Таким образом, в данном случае таймер работает как обычный компаратор и может быть использован в устройствах регулирования температуры, автоматического включения освещения и др.
Если на входе Unop напряжение превышает 2/3Uпит, то на выходе таймера будет низкое напряжение независимо от значения напряжения на входе Uзап. В заключение следует отметить, что напряжение питания таймера может находиться в пределах 5...15 В.
Максимальный выходной ток таймера равен 100 мА. Это позволяет использовать в качестве нагрузки электромагнитное реле. Вывод 5 служит для контроля значения образцового напряжения, а также для возможного изменения его значения путем подключения внешних резисторов. Для уменьшения возможного действия помех этот вход обычно соединяют с общим проводом через конденсатор емкостью 0,01...0,1 мкФ. Вход Uc6p (вывод 4) позволяет устанавливать на выходе низкое напряжение независимо от сигналов на остальных входах. Для этого на вывод 4 следует подать напряжение низкого уровня. Последующее повышение напряжения на этом входе до напряжения высокого уровня приводит к установлению на выходе таймера состояния, которое было до подачи низкого напряжения на вход 4 (имеется в виду, что времязадающая цепь не подключена). Если этот вход не используется, его следует соединить с выводом 8. В схемах реле времени вход Uсбр часто используют для установки таймера в исходное состояние, соответствующее закрытому транзистору VT3.

Если вам понадобилась десульфатация аккумулятора своими руками, значит, вы либо не очень правильно его эксплуатировали, либо машина (а, следовательно, и ее батарея) долгое время не эксплуатировались, к примеру, находились всю осень и зиму с ранней весной в гараже. Чаще все же случается такое: разряженный несколько раз в ноль аккумулятор, мягко говоря, дохнет и не в состоянии уже давать штатное напряжение для того, чтобы ваша машина спокойно завелась с первого раза.

Вызывается это чисто химическими причинами: на пластинах АКБ осаждаются кристаллы сульфата свинца, изъятого из электролита. Они забивают поры пластин, а также уменьшают емкость аккумулятора.

В результате при попытке зарядить батарею, она за час набирает до 15 В, сам электролит начинает пускать пузыри, а заряд при этом не накапливается – обычная маломощная лампочка на 60 Вт садит аккумулятор за 2-3 минуты. Таким образом, мы приходим к необходимости восстановления батареи – или покупки новой. Последний выход, конечно, предпочтительней, но если АКБ у вас достаточно свежая, жалко тратить определенное количество денег на приобретение еще одной. Лучше попробовать возродить имеющуюся батарею.

Десульфатация аккумулятора своими руками – вещь достаточно простая и доступная каждому водителю, даже новичку. Единственное, что для нее нужно – зарядное устройство, причем подойдет даже в простейшем исполнении. А для контроля процесса – обычный автомобильный ареометр.



Теоретические основы


Даже если вы пользуетесь машиной регулярно, аккумулятор может постоянно находиться в полузаряженном состоянии. Это объясняется тем, что для его полной заправки требуется проехать минимум 30 км на повышенных оборотах, то есть со скоростью 80-100 км/ч. Если за город вы не выезжаете, естественно, подзарядить аккумулятор, так сказать, естественным путем, у вас не получится.

Конечно, как вариант, можно ехать это расстояние и на 2 скорости с постоянной перегазовкой. Но, во-первых, это вредно для движка, а во-вторых, помнить о таком нюансе постоянно, мало кто в состоянии – найдутся и другие вещи, о которые не стоит забывать.

Недозарядка батареи ведет к осаждению на пластинах соли, уменьшению плотности электролита и всем сопутствующим радостям жизни.

Обнаружив снижение емкости батареи ни в коем случае нельзя пытаться идти по пути наименьшего сопротивления и доливать в аккумулятор кислоту. Его пластины имеют очень активную поверхность, которая при сульфатации уже значительно утратила активность. Долив электролита может окончательно убить батарею.



Практическое исполнение


Описание десульфатации аккумулятора в специальной литературе может запутать даже разбирающегося в физике и химии человека. Однако нам не нужна теория процесса. А практика оказывается очень простой.
  • Аккумулятор снимается с машины и приносится домой;
  • Пробки с банок скручиваются;
  • Во всех емкостях . Чтоб не забыть, данные лучше позаписывать;
  • При недостатке электролита его нужно подоливать;
  • Зарядное устройство подключается к аккумулятору и 2 часа выдерживается ток, сила которого равна 10 % от емкости. Как пример: имея батарею 55АЧ, выставляется ток в 3-5А. При этом устройство сначала показывает его повышение, потом – определенный спад и, наконец, постоянную величину. Аккумулятор на этой отметке «закипает»;
  • С появлением пузырей ток понижается до 2А, и батарея оставляется под ним на 8-12 часов;
  • Снова делаются замеры. На сульфатированной батареи они сильно не поменяются. Ее нужно отстоять столько же, сколько выдерживали после пузырения, и снова воспользоваться ареометром. Если плотность выросла, но до нормы не дошла, описанный суточный цикл повторяется.



В большинстве случаев хватает 3-4 подходов. Но иногда приходится их повторить и до 6 раз. Заметим, что десульфатация аккумулятора своими руками не является панацеей от всех бед. Подобным образом можно разрушить только мелкие кристаллы. Крупные в реакцию не вступают, и под действием неглубоких зарядов/разрядов осыпаются вместе с намазкой.

Никакие рекламируемые средства не способствуют их растворению. В аккумуляторе образуется мутный электролит, подобный тому, который содержится в батарее, изношенной естественным путем.

Держать заряд, разумеется, он уже не в состоянии. Чтобы не частить с покупкой новых батарей, лучше вовремя вспоминать о том, что АКБ на борту присутствует и требует внимания, как и любой другой элемент машины. Заряжать ее нужно минимум раз в месяц, если ваши привычные маршруты пролегают только в городской черте. Аккуратно надо отнестись и к приобретению аккумулятора большей емкости, чем это предусмотрено производителем. Поскольку генератор не в состоянии его поддерживать в нужном тонусе, про подзарядку забывать тем более нельзя.

Автомобильный аккумулятор в среднем служит от трех до пяти лет, но свой ресурс он отрабатывает при условии бережной эксплуатации. Аккумуляторная батарея раньше времени выходит из строя при постоянных перегрузках, глубоких разрядах, неисправностях электрооборудования.

От всех неблагоприятных факторов разрушаются пластины в банках АКБ, на них образуется белый налет. Во многих случаях батарею с разрушенными пластинами восстановить невозможно, но если она еще не сильно запущена, может помочь десульфатация аккумулятора. Восстанавливают АКБ различными способами, и некоторые из них реально помогают оживить «умершее» устройство.

Способы десульфатации аккумуляторной батареи

Последнее время необслуживаемые АКБ активно вытесняют обслуживаемые, они имеет ряд преимуществ:

  • нет необходимости доливать в банки дистиллированную воду;
  • при той же емкости батареи имеют более компактные размеры.

Весь уход за необслуживаемыми аккумуляторами заключается в своевременной подзарядке и соблюдении правил эксплуатации.

Но кроме преимуществ батарея необслуживаемого типа имеет и существенные недостатки:

  • за счет уменьшения размеров АКБ свинцовые пластины тоньше, и прочность их уменьшилась;
  • батареи быстрее выходят из строя при неисправном электрооборудовании автомобиля.

Есть несколько вариантов восстановления аккумуляторов всех типов:

  • зарядка реверсивными токами
  • восстановление батареи путем замены разрушенных элементов;
  • десульфатация токами малых величин;
  • доливка в аккумулятор специальных жидкостей, которые разрушают сульфат;
  • восстановление работоспособности АКБ импульсными токами.

Следует отметить, что не все эти способы можно легко применить для необслуживаемых аккумуляторов, полностью герметичную батарею непросто отремонтировать механическим путем, долить в нее присадки.

Десульфатация аккумулятора промышленным зарядным устройством

В результате сульфатации пластин падает емкость аккумуляторной батареи, и чем больше сульфата образовалось на пластинах, тем меньше силу тока может отдать АКБ при запуске двигателя. Допустим, аккумулятор рассчитан на 60 Ампер-часов, но в результате покрытия пластин белым налетом они не могут нормально взаимодействовать с электролитом, и емкость батареи падает до 20-30 А·ч. Разумеется, мощности батареи не хватает, и двигатель невозможно прокрутить для запуска.

Цель десульфатации – очистить пластины от кристаллов сульфата, повысить емкость АКБ. Но прежде чем говорить о процессе очищения пластин от налета путем зарядки аккумулятора, следует отметить, что промышленностью производятся два типа зарядных устройств:

  • обычные «зарядники»;
  • автоматы (так называемые десульфаторы).

Пользоваться десульфатором просто – устройство нужно подсоединить к аккумуляторным клеммам и включить его в сеть 220 Вольт. Восстановление с помощью промышленного устройства производится путем зарядки и затем последующей разрядки АКБ, выполняется так называемая тренировка. Сразу следует отметить, что тренировка батареи может быть в нескольких вариантах, но об этом мы поговорим чуть позже.Десульфатация аккумулятора зарядным устройством выполняется приблизительно так – сначала 10 минут идет зарядка током 2 А, затем минуту аккумулятор разряжается током 0,2 А. Токи и время заряда-разряда могут быть разными, здесь приведены ориентировочные значения. Устройство называется автоматом, потому что пользователь практически не принимает никакого участия в восстановлении АКБ – прибор работает в автоматическом режиме, причем, процесс заряда-разряда может длиться не одни сутки. Когда батарея восстановится, устройство выдает соответствующую информацию на дисплее.

Но многие автовладельцы стараются собрать устройство для десульфатации аккумуляторной батареи своими руками – промышленный прибор стоит недешево, его цена находится в пределах 5-10 тысяч рублей. Если сам аккумулятор недорогой, нет смысла тратить такие деньги ради того, чтобы «оживить» дешевую АКБ дорогим прибором. Арифметика здесь простая – на 10000 рублей можно купить как минимум две недорогих батареи и на несколько лет забыть о проблемах с запуском двигателя.

Попробовать восстановить АКБ можно обычным «зарядником», который должен быть у каждого уважающего себя автовладельца. Перед началом восстановления необходимо проверить уровень электролита в банках (на обслуживаемом аккумуляторе) и при необходимости добавить дистиллированной воды. Электролит доливать ни в коем случае нельзя, так можно совсем загубить аккумулятор.

Нужно, чтобы на зарядном устройстве выставлялись фиксированные значения, десульфатацию малыми токами выполняем так:

  • подсоединяем к клеммам батареи «зарядник»;
  • устанавливаем напряжение 14 Вольт;
  • выставляем небольшой ток (допустим, 0,8 А);
  • заряжаем аккумулятор около 8 часов.

После зарядки малым током плотность электролита практически не меняется (1,07 г/см³), но напряжение немного увеличивается (до 10 Вольт). После делается перерыв, и АКБ остается «отдыхать» на сутки.

Затем напряжение (14 В) не меняем, а силу тока увеличиваем до 2-2,5 Ампер, зарядку производим в течение 8 часов. После этого, если аккумулятор не совсем «мертвый», плотность должна увеличиться до 1,11-1,13 г/см³, а напряжение – до 12,7 В.

Ниже напряжение падать не должно, иначе снова начнется процесс сульфатации. После разрядки повторяем зарядку в том же порядке:

  • сначала малым током 0,8 А – 8 часов;
  • затем делаем перерыв на сутки;
  • после заряжаем током 2-2,5 А восемь часов.

После всех операций плотность электролита должна еще вырасти где-то до 1,15-1,17 г/см³, затем производим разрядку лампой от фары 6-8 часов. Весь этот цикл производим насколько раз до полного восстановления аккумулятора, плотность должна вырасти до 1,27 г/см³.

Чтобы восстановить аккумуляторную батарею, автомобилисты собирают различные схемы нагрузки, которые попеременно с зарядкой производят разряд, еще в народе их называют «моргалками» для десульфатации. Схемы могут быть абсолютно разными, но обязательными элементами являются:

  • реле, постоянно включающее и отключающее схему;

Режим пульсации может быть таким: 4,3 секунды идет разрядка под нагрузкой, затем включается на 3 секунды зарядное устройство. Лампа в момент разрядки отключается, и получается, что она моргает, поэтому подобную схему и называют «моргалкой».

Нагрузку и ток заряда также подбирают индивидуально, но зарядка не должна составлять более 10% от общей емкости батареи. Допустим, для АКБ 65 Ампер-часов зарядный ток равен 5 или 5,5 А, а у ламп общий ток нагрузки – 1 А.

Во время работы схемы нужно контролировать напряжение (оно колеблется приблизительно от 13,1 до 13,4 V), и вольтметр также включается в электрическую цепь.Напряжение меняется при включении и выключении нагрузки, часто в таких схемах используется два реле: вспомогательное и реле поворота. Собрано приспособление для десульфатации аккумулятора на обычном зарядном устройстве, поэтому сборка его обходится недорого.

Схемы тренировки аккумуляторов

  1. Метод восстановления малыми токами чаще всего применяется для аккумуляторных батарей с относительно небольшой степенью сульфатации пластин.
  2. Десульфатация импульсными токами. В этом варианте импульс тока приблизительно в пять-шесть раз превышает стандартные значение. Амплитуда увеличивается до 50 Ампер, но ее длительность чрезвычайно мала, буквально единицы микросекунд. При импульсной зарядке постоянно идет заряд и разряд.
  3. Способ реверсивной зарядки – один из вариантов импульсивного метода, когда аккумулятор заряжают токами переменной величины. В отличие от импульсного восстановления при реверсной зарядке аккумулятор часть времени заряжается, а в другое время находится в покое (зарядка и разрядка не идет).
  4. Метод восстановления постоянным напряжением. Здесь на аккумулятор подается постоянный ток – сначала он большой, а затем его постепенно снижают до небольших значений.
  5. Циклический способ. В этом варианте сначала батарею заряжают малым током, затем делают небольшой перерыв, и еще позднее – производят разряд. Цикл многократно повторяется до полного восстановления АКБ.

Всем привет! Многим автолюбителям знакома ситуация, когда их аккумулятор безнадежно теряет емкость. Но не нужно спешить в магазин за новым. Ведь старую батарею еще можно вернуть в строй. Просто нужно знать, как восстановить аккумулятор автомобиля. Об этом мы с вами и поговорим.

Почему ломается аккумулятор

Прежде чем разбираться, как восстановить автомобильный аккумулятор, давайте определим причины, по которым он выходит из строя.

Причины потери емкости:

  • сульфатация пластин – самая распространенная неисправность. Диагностируется просто – аккумулятор быстро теряет заряд. Обычно возможно сделать восстановление емкости;
  • не работает одна из банок – чаще всего возникает в результате короткого замыкания между контактными пластинами. В этом случае, замкнутая банка начинает перегреваться и кипеть при эксплуатации на машине. А в аккумуляторе сильно просаживается емкость – его часто не хватает, чтобы завести авто;
  • осыпание угольных пластин – электролит становится мутным или черным. В этом случае, аккумулятор как правило не подлежит восстановлению;
  • замерзание электролита – если использовать аккумулятор с низкой плотностью в сильные морозы – электролит замерзнет. Как результат – корпус может потрескаться, а пластины деформироваться. В этом случае, однозначно придется покупать новую батарею – аккумулятор восстановить не получится.

Если говорить просто – причины для преждевременного выхода из строя АКБ две. Либо брак производителя, например, некачественная обмазка пластин, может привести к замыканию в банках. А вторая причина – это неправильная эксплуатация. Чаще всего, в результате получается сульфатация пластин.

Поскольку, это наиболее распространенная неисправность, давайте рассмотрим ее подробнее. Стоит отметить, что приведенные в статье рекомендации по восстановлению АКБ, относятся к кислотным батареям. Щелочной тип ремонтируется по другому.

Что такое сульфатация пластин

Как вы знаете, принцип работы кислотно-свинцового автомобильного аккумулятора, основан на применении жидкого электролита. А его основная характеристика – это плотность, которая должна быть в пределах 1,25 г/см3 – 1,27 г/см3 для заряженного АКБ.

В процессе зарядки на свинцовых пластинах накапливаются активные вещества, а плотность электролита повышается, т.к. поглощается дистиллированная вода. А когда аккумулятор разряжается, его плотность падает, выделяется дистиллят, а серная кислота поглощается.

Также, в процессе поглощения энергии, на пластинах начинают появляться кристаллы – сульфаты свинца. При штатном режиме эксплуатации, т.е. когда аккумулятор работает циклично – это явление не причиняет ему вреда. При следующей зарядке, сульфаты просто размываются.

Но, в работе АКБ есть неприятная зависимость:

  • малый разряд – образуются небольшие кристаллы, которые легко растворяются;
  • глубокий разряд – появляются крупные сульфаты, которые не растворяются в электролите.

Таким образом, при неправильной эксплуатации АКБ, поверхность пластин уменьшается за счет сульфатации, а его емкость падает.

Десульфатация аккумулятора

Восстановление автомобильных аккумуляторов с упавшей емкостью в результате сульфатации пластин делается такими методами:

  • физическая очистка пластин;
  • химическая очистка;
  • десульфатация при помощи зарядного устройства.

Давайте рассмотрим эти способы подробнее.

Физическая очистка

Это довольно экстремальный метод. Восстановление аккумулятора сводится к выемке пакетов контактных пластин и их ручной очистке.

Как оживлять батарею:

  • в верхней крышке вырезаются окошки – лучше всего делать это тонким паяльником или раскаленным ножом – в банки не будет лететь мусор от пластика. Хотя, можно воспользоваться и электролобзиком;
  • пластины вынимаются через отверстия и очищаются;
  • после этого, их нужно тщательно промыть дистиллированной водой;
  • внутренности банок также промываются дистиллятом;
  • контакты помещаются назад, окошки запаиваются;
  • в аккумулятор заливается электролит до уровня;
  • АКБ ставится на зарядку.

С одной стороны – все просто. А с другой, есть одно большое но – свинцовые пластины очень хрупкие, особенно после длительного употребления. Поэтому велика вероятность, что они разрушатся в процессе очистки. Ремонтировать свой аккумулятор этим способом можно лишь в случае его полной безнадежности.

Химический способ

Для этого потребуется специальный химический раствор Трилона В. Реанимация аккумулятора этим способом не занимает много времени – десульфатация проходит за 1-2 часа. Единственная сложность в приготовлении самого раствора.

Что нужно делать для восстановления емкости:

  • АКБ полностью заряжается;
  • из него полностью сливается электролит;
  • банки хорошо промываются дистиллированной водой;
  • в батарею заливается раствор Трилона В и оставляется примерно на час. Процесс растворения сульфатов будет сопровождаться газовыделением и кипением. Когда реакция закончится – операцию можно повторить;
  • аккумулятор нужно еще раз промыть дистиллированной водой, после чего, в банки заливается свежий электролит нужной плотности;
  • АКБ ставится на зарядку.

Этот способ восстановления довольно действенный после глубокой разрядки. Но есть в нем и минусы – во время манипуляций с АКБ, между пластинами могут попасть кусочки свинца – как результат банки могут закоротиться.

Десульфатация АКБ при помощи зарядного устройства

Самый распространенный метод ремонта АКБ в домашних условиях – это использование зарядных устройств. Процесс простой, но долговременный.

Ремонт можно делать несколькими способами, но суть их сводится к чередованию полного заряда с разрядом. Т.е. сульфаты растворяются естественным образом. Давайте рассмотрим, как восстановить старый аккумулятор при помощи зарядного устройства.

Кстати, в первую очередь, нужно проверить уровень электролита. Если он ниже нормы – обязательно долить дистиллированной воды. Лить электролит нельзя – в процессе десульфатации его плотность поднимется, и он разъест пластины.

Импульсный заряд

Для этого понадобится зарядное устройство для акб, умеющее работать в импульсном режиме и снабженное функцией десульфатации. Оно подключается к АКБ и все. Устройство само делает десульфатацию.
Принцип работы довольно прост:

  • аккумулятор заряжается на малом токе в течение 10 минут;
  • затем на него подается нагрузка и он разряжается в течение одной минуты.

Временной интервал может быть разным, но суть от этого не меняется. Это вариант можно использовать в несильно запущенных случаях. Еще один минус, это цена прибора. Она может быть выше чем стоимость аккумулятора и варьируется в пределах 5-10 тысяч рублей.

Восстановление обычным зарядным


Самый простой и доступный метод. Тем более, обычное зарядное есть у большинства автомобилистов. Давайте разбираться, как восстановить аккумулятор этим способом.

Последовательность действий:

  • АКБ нужно поставить заряжаться на низком токе. Ставим на зарядном 14 В и 0,8-1 А. Аккумулятор нужно заряжать в течение 8-10 часов. Если начинает кипеть – нужно уменьшить ток;
  • результатом такой подзарядки будет небольшой рост напряжения в АКБ;
  • АКБ снимается с зарядки и отстаивается в течение суток;
  • после этого нужно немного увеличить ток – до 2-2,5 А и оставить батарею заряжаться на 7-8 часов;
  • в результате, должна немного подняться плотность и вырасти напряжение;
  • батарея разряжается до 9 В. Для этого нужно подсоединить к клеммам автомобильную лампу дальнего света и подождать пока он сядет;
  • цикл повторяется до получения напряжения в 12В и нормальной плотности.

Способ, конечно не быстрый, но довольно эффективный и позволяет оживить довольно запущенные батареи.

Если в АКБ замкнула банка

Эта поломка весьма пагубна для всей батареи, т.к. неработающая банка оказывает влияние на работающие. Дело в том, во время зарядки АКБ, напряжение равномерно распределяется между всеми пакетами пластин. А когда одна банка не работает – на остальные подается слишком высокий ток. В результате кислотный аккумулятор начинает кипеть, что вызывает сульфатацию пластин.

Давайте разберемся, как восстановить автомобильный аккумулятор с нерабочей банкой. На самом деле, не все так страшно:

  • нужно выяснить, какая банка не рабочая. При заряде она может кипеть, либо наоборот – будут кипеть другие, а замкнутая будет мертвой;
  • из банки выливается весь электролит;
  • в верхней крышке прорезается отверстие;
  • свинцовые пластины достаются из банки и хорошо промываются в дистиллированной воде;
  • теперь нужно найти причину замыкания – для этого пластины внимательно осматриваются. Кстати, если АКБ старый – причина замыкания может быть в осадке на дне банки. Поэтому если он есть – его нужно вымыть;
  • после, промывки и осмотра, пакет ставится назад в банку, а крышка запаивается.

Если все делать аккуратно – большая вероятность того, что батарею удастся отремонтировать. Важно помнить о том, что ее нельзя сильно бултыхать и переворачивать вверх ногами – замкнуть может и другие пластины.

Если аккумулятор необслуживаемый



Восстановить необслуживаемый аккумулятор гораздо сложнее – в нем нет доступа к банкам. Т.е. нет возможности проверить плотность электролита. На некоторых форумах, на вопрос можно ли добраться до внутренностей батареи, советуют просверлить верхнюю крышку.

Лучше этого не делать – в таких аккумуляторах, в верхней крышке устроена система газоотвода. Если ее нарушить – АКБ точно не получится отремонтировать. Поэтому давайте рассмотрим, как правильно восстанавливать такие батареи:

  • во-первых, нужно определить уровень электролита в банках. Сделать это можно просвечивая их ярким фонариком;
  • если он ниже нормы – в верхней части АКБ (выше уровня электролита) делается небольшое отверстие – 2-3мм в диаметре;
  • через него шприцом заливается дистиллированная вода;
  • отверстия запаиваются.

Также, для восстановления емкости помогает цикличная зарядка и разрядка.

Гелиевый аккумулятор

Восстановление гелевых аккумуляторов несколько проще – ничего сверлить не нужно. Этот вид АКБ нельзя восстановить в двух случаях:

  • разрушение пластин. Обычно происходит при длительном использовании АКБ при высоких температурах;
  • вздутие батареи.

В отличие от кислотных, гелиевые батареи, чаще всего выходят из строя полностью.

Что нужно делать для реанимации:

  • снимается верхняя крышка;
  • под крышкой находятся резиновые колпачки – их тоже нужно снять;
  • желательно взять фонарик и посветить внутрь каждой банки. Если поверхность пластин светлая и нормальной формы – идем к следующему шагу. А если внутри черная труха, АКБ можно выкидывать – вернуть к жизни его не получится;
  • внутрь каждой банки добавляется по два кубика дистиллированной воды и АКБ запечатывается. Важно проследить, чтобы верхняя крышка села плотно.

Если же он сильно потерял емкость – его можно реанимировать, погоняв цикличными зарядами и разрядами. Эта процедура описана выше, главное не разряжать АКБ ниже 10,5 В.

Таким образом, восстановить аккумулятор своими руками вполне возможно. Конечно, это займет время, а в некоторых случаях результат может получиться не очень. Но, тем не менее – попробовать стоит. А новый АКБ вы купить всегда успеете. Кроме того, такими же способами восстанавливаются и сухозаряженные аккумуляторы.

На этом все, надеюсь, материал был полезным, и вы сможете восстановить свой аккумулятор. Не забывайте оставлять свои комментарии.