Организация бизнеса по обслуживанию аккумуляторных батарей. Оформление бизнеса - какие потребуются документы? Перевозка старых аккумуляторов

Существует несколько способов заработать на аккумуляторах. Среднестатистический автомобильный аккумулятор служит от 1 года до 3. Все зависит от интенсивности использования машины и условий ее эксплуатации. Качественные и дорогие батареи могут служить до 5 лет. Затем в большинстве случаев старая АКБ выбрасывается и приобретается новая.

  • Как начать бизнес на утилизации старых аккумуляторов
  • Какое помещение нужно?
  • Как сделать бизнес по утилизации аккумуляторов прибыльнее
  • Какие документы нужны для начала бизнеса
  • Организация бизнеса по ремонту аккумуляторов
  • Как начать бизнес на утилизации аккумуляторов
  • Какие документы нужны для открытия бизнеса
  • Какую систему налогообложения выбрать для бизнеса
  • Нужно ли разрешение на утилизацию аккумуляторов

Рассматривая жизненный цикл каждого аккумулятора, можно заметить не менее трех идей, с помощью которых можно заработать деньги: на производстве аккумуляторов , на утилизации старых аккумуляторов и на ремонте и обслуживании действующих батарей.

Как начать бизнес на утилизации старых аккумуляторов

Для начинающих предпринимателей идея может показаться довольно привлекательной, так как не требует высоких первоначальных инвестиций , специальных знаний или умений, оборудования и даже наемного персонала. Все операции сможет выполнять всего один человек.

Бизнес идея заключается в том, чтобы покупать у частных автовладельцев старые аккумуляторы и перепродавать их оптовым перекупщикам, а еще лучше - на завод, где их переработают в новые батареи.

Искать старые АКБ выгоднее всего в больших гаражных кооперативах, гаражных массивах. Большинству автолюбителей-частников не хочется везти 1-2 старых аккумулятора на завод для их переработки. Обходя гаражи и предлагая всем желающим продать старые ненужные батареи, можно приобретать их по цене 100-150 рублей за штуку. На заводе их можно будет перепродать за 300-500 рублей в зависимости от массы.

Транспортировку старых аккумуляторов можно организовать на личном автомобиле, велосипеде и даже на ручной тележке. Утомительный процесс обхода гаражей заменить расклейкой рекламных объявлений. Иногда полезно заглядывать на свалки отходов, скапливающихся возле гаражей и автопредприятий. Некоторые автовладельцы просто выкидывают отслужившие батареи на ближайшую помойку.

Существенный нюанс: предприятие, принимающее старые АКБ на переработку не заинтересовано работать с мелкими партиями. Придется накапливать товар до тех пор, пока не наберется минимальная партия, установленная предприятием. Затем оптом эту партию перевозить, что автоматически приводит к необходимости использования грузового или грузопассажирского автомобиля .

Какое помещение нужно?

Не рекомендуется хранить старые аккумуляторы в больших количествах у себя дома. Они выделяют токсические вещества, которые могут серьезно навредить здоровью и даже привести к проблемам с законом. Для хранения батарей необходим склад, который можно организовать в гараже или сарае .

Сам гараж можно либо арендовать, либо приобрести в собственность. Второе предпочтительнее, так как не всякий арендодатель согласится, чтобы в его собственности хранились потенциально опасные грузы. К тому же гараж, находящийся в собственности - ценный актив, который всегда можно продать в тяжелые времена или при желании уйти из этого бизнеса.

Как сделать бизнес по утилизации аккумуляторов прибыльнее

Появилось желание расширить бизнес? Не проблема! Можно организовать несколько точек приема старых АКБ, открыв их в наиболее крупных гаражных массивах, на обочинах интенсивных автомобильных дорог, неподалеку от частных ремонтных мастерских , обслуживающих автомобили.

Можно предложить услуги вывоза отработанных аккумуляторов крупным автопредприятиям, автопаркам, сервисным и техническим центрам. Многим из них приходится решать эту проблему самостоятельно, тогда как можно отдать ее на аутсорсинг.

Какие документы нужны для начала бизнеса

Подавляющему большинству юридических лиц выгодно работать не с частниками, а с такими же юридическими лицами. Поэтому придется регистрироваться в качестве частного предпринимателя, что ведет к дополнительным сложностям.

Кроме обязательной регистрации ООО или ИП и оформления соответствующих документов, необходимо обязательное лицензирование бизнеса на аккумуляторах. Учитывая тот факт, что старые батареи относятся к отходам 1-4 класса опасности, получить лицензию будет непросто. Перед получением лицензии обязательно пройдите проверку на предмет пригодности помещения от сотрудников СЭС и пожарного надзора.

Организация бизнеса по ремонту аккумуляторов

Часто при выходе АКБ из строя автовладелец выкидывает старую батарею и покупает новую. Тем более что современные высокотехнологичные аккумуляторы не обслуживаются и не ремонтируются. Но такие АКБ высшего класса имеются не у всех. У большинства автолюбителей простые свинцово-кислотные модели, хорошо поддающиеся ремонту и восстановлению. Причем после восстановления они могут прослужить еще довольно долго.

Наиболее часто встречающиеся неисправности аккумуляторов:

  • замыкание пластин устраняется заменой электролита и многократным промыванием батареи;
  • износ боковых платин лечится их заменой с одновременным обновлением электролита;
  • сульфатация пластин удаляется с помощью десульфатирующей смеси, которую добавляют в АКБ.

Очень востребована услуга восстановления аккумулятора с помощью импульсных токов, тренировочных циклов, добавления присадок, заряда батарей реверсивными токами. Такие процедуры придают старой АКБ новую жизнь, а качественное выполнение этих процедур становится поводом дать потребителю ограниченную гарантию на восстановленную батарею.

Специальное пуско-зарядное и восстановительное оборудование для аккумуляторов не относится к числу дорогих и труднодоступных. К слову, во времена Советского Союза многие умельцы собирали подобные аппараты у себя в гараже из подручных средств. Конечно, при отсутствии обширных знаний и навыков монтажа электроники нужный аппарат проще купить.

Организовать точку обслуживания и заработать на аккумулятрах можно также в гараже , выполняя все операции самостоятельно. Необходимо лишь потратить время и усилия на изучение всех процессов и приобретение практических навыков.

По опыту многих СТО данная услуга пользуется стабильным спросом у населения, особенно в зимний период. С другой стороны, далеко не все сервисные центры занимаются обслуживанием АКБ, поэтому конкуренция в этой сфере невелика. Причина - малая перспективность бизнеса в долгосрочной перспективе. В наше время все больше и больше батарей не разбираются, не подлежат ремонту и восстановлению.

Как начать бизнес на утилизации аккумуляторов

Для старта бизнеса на утилизации б/у аккумуляторов необходимо оформить «ООО» в государственных инстанциях. Организовать рекламу – создать сайт-визитку, а также организовать телефонную связь по горячей линии 8800.

Местонахождение пункта хранения и сортировки аккумуляторов должно быть в промышленной зоне, подальше от человеческого фактора. Можно арендовать складское помещение не меньше 500 м². Помещение нужно оснастить специальным оборудованием, измельчающие установки и прочее. Стоит обзавестись автомобилем для транспортировки сырья. Далее нужно взять на работу 10 -15 сотрудников. Работники должны быть высоко квалифицированы и иметь специализированное образование. Они должны соблюдать все технические и гигиенические нормы, а также соблюдать правила безопасности в процессе переработки аккумуляторов.

Если у вас есть возможность и желание, параллельно можно заняться инвестированием в автомобили. Аренда автомобилей прибыльна, если правильно подойти к организации дела. Смотрите о доходных инвестициях в авто , возможно вы тоже захотите так зарабатывать.

Какие документы нужны для открытия бизнеса

Чтобы получить лицензию на переработку б/у аккумуляторов необходимо:

  • свидетельство об оформлении «ООО»;
  • заключение экспертов, что подтверждает соблюдение санитарных нормам и правил;
  • СЭ заключение из Роспотребнадзора;
  • экспертное заключение на оборудование, на котором происходит утилизация;
  • лицензия на транспортировку, обработку и утилизацию опасных отходов 2-го класса.

Для получения всех необходимых документов и сертификатов можно обратиться в специальную фирму или заняться их получением самостоятельно.

Какую систему налогообложения выбрать для бизнеса

В соответствии с Налоговым кодексом, статья 149, пункт 25, подпункт 2, при наличии у налогоплательщиков лицензии на транспортировку, обезвреживание и утилизацию опасных отходов, они освобождаются от налогообложения.

Нужно ли разрешение на утилизацию аккумуляторов

Для утилизации б/у аккумуляторов необходимо получить лицензию на транспортировку, обработку и утилизацию опасных отходов 2-го класса.

Интересны ли вам другие ниши и возможности для заработка? Если да, читайте новую книгу Территории Инвестирования «Куда выгодно инвестировать деньги? «. И знайте, что грамотно вкладывая деньги, вы сможете обеспечить свое будущее.

Наиболее сложной частью этого проекта будет организации цепочки сбора отходов - вывоз на утилизацию. Да, бизнес этот не высокомаржинальный, однако и затраты не очень значительны, что подойдет для начинающих предпринимателей. А благодаря высокой организационной сложности он может стать отличной школой для организатора. Конечно этот бизнес остается низкозатратным лишь до того момента, когда вы решите организовать не просто пункт сбора и сортировки, но и собственный цех для утилизации. В этом случае ваши затраты могут составить десятки миллионов рублей, хотя также существенно и прибыли.

“ОБЪЕМ РОССИЙСКОГО РЫНКА УТИЛИЗАЦИИ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ЛАМП И БАТАРЕЕК ОЦЕНИВАЕТСЯ В 1,2-1,5 МИЛЛИАРДА ДОЛЛАРОВ В ГОД”

Итак, вы решили организовать свой пункт по сбору и сортировке для утилизации энергосберегающих лампочек, батареек и бытовой электроники (сюда можно включить как компьютеры и мобильные, так мониторы и телевизоры, а также микроволновые печи и другую кухонную технику).

Учтите, что на вашем пункте приема также будет осуществляться первичная обработка - отделение групп мусора, разделение металлов, редкоземельных элементов, пластика и стекла.

Сразу оговоримся, что расходы доходы можно подсчитать очень приблизительно, многое зависит от ваших организаторских способностей.

Кроме головного пункта, где будет осуществляться как прием, так и сортировка мусора, вам также будет необходимо оборудовать иные пункты. Например, по договоренности проводить совместные акции с торговыми центрами и государственными органами, размещая на их территории контейнеры для сбора ламп или батареек. Возможно оборудование выездного сборного пункта, который будет собирать такой мусор по заявкам. А его рекламу провести с помощью местных экологов в социальных сетях.

Самое главное, что вам за такой мусор платить не придется. А вот вам платить будут. За условный килограмм батареек - около 2 тысяч рублей, за килограмм металлов из энергосберегающих ламп - примерно 1,5 тысячи рублей. А килограмм золота или платины из компьютерных элементов стоит и вовсе космические 320-450 тысяч рублей, правда и такие объем вы едва ли сможете наскребать даже за месяц.

Сколько стоит

Теперь прикинем основные затраты. Создание "ООО" обойдется вам примерно в 15 тысяч рублей. На рекламу особых затрат не будет, коме создания сайта-визитки - это еще около 15 тысяч рублей. В 5 тысяч рублей в месяц вам обойдется телефонная связь с номером (8800) для вашей горячей линии.

Выбирая место для аренды вашего основного склада и сортировочного цеха приглядитесь к промзонам. Там за какие-то 5-8 тысяч рублей за квадратный метр в год вы сможете арендовать теплый склад (необходимое условие). Вам понадобиться не менее 500 квадратов, то есть в год за аренду с учетом "коммуналки" вам придется отдавать примерно 2,3 -4 миллиона рублей. Аванс придется вносить за месяц вперед. Примерно столько же составит ваш месячный оборот. Еще около 300-400 тысяч рублей вам придется потратить на оснащение склада дополнительным оборудованием. Еще в 150 тысяч рублей вам обойдется подержанный автопогрузчик.

Примерно в 800 тысяч рублей вам обойдется покупка "газели" и ее переоборудование в передвижной пункт для сбора утилизируемого сырья.

Для работы на складе площадью в 500 квадратов вам хватит 10 сотрудников - сортировщиков, работающих 5 дней в неделю, с зарплатой в 20-25 тысяч рублей в месяц (итого, около 300 тысяч рублей нужно будет заложить с учетом налоговых вычетов). Также 2-3 человека со схожей зарплатой будут работать в группе приемки (на Газели, а при необходимости и помогать загружать фуры обработанными материалами). Вам будет необходим и кладовщик-логист следящий за объемами материалов на складе - зарплата около 40 тысяч рублей. Все остальное можно передать на аутсорсинг - охрана, бухгалтерия и т.д. Таким образом аутсорсинг и зарплатный фонд отъедят у вас еще примерно 500 тысяч рублей в месяц. Таким образом первоначальные расходы из расчета на три месяца вперед составят около 4-х миллионов рублей

Маржинальность

При обороте в 2-3 миллиона в месяц и более (что реально достигнуть через 3-4 месяца), маржинальность составит около 20%, таким образом, окупаемость первоначальных затрат произойдет в течение первого года функционирования

Почему именно свинец и серная кислота?

Часто покупатели задают вопрос - а нет ли в продаже более современных АКБ? Почему продавцы предлагают лишь «традиционные» свинцово-кислотные аккумуляторные батареи, изобретенные еще в 1859 году? И почему им на замену не пришли более современные никель-кадмиевые, никель-металлгидридные, литий-ионные аккумуляторы? Они более емкие, в них не содержатся токсичные кислота и свинец.

Ответ простой - у них есть недостатки, недопустимые для автомобильных аккумуляторов. У никель-кадмиевых - высокий уровень саморазряда, «эффект памяти», затрудняющий его подзарядку, и большая, чем у свинца, токсичность кадмия. У никель-металлгидридных уровень саморазряда еще больше. Литий-ионные аккумуляторы взрывоопасные, дорогие и теряют заряд при низких температурах. Зарядить литий-ионную батарею непросто: требуется специальное зарядное устройство, работающее по определенному алгоритму.

Так что «по сумме показателей» именно свинцово-кислотные батареи сегодня остаются оптимальным вариантом из всех возможных.

Кальциевая или «гибридная»?

Покупателей пугает слово «гибридная» на маркировке АКБ. А продавец не всегда может объяснить, в чем заключается эта «гибридность».

Стандартная АКБ состоит из шести последовательно соединенных в одном корпусе аккумуляторных «банок». В каждой банке чередуются положительные и отрицательные пластины электродов, покрытые слоем активной массы - у положительных из диоксида свинца, у отрицательных - из губчатого свинца. Электроды (они делаются в виде решеток) изготавливают из свинцового сплава. Но чистый свинец - материал непрочный, и потому его легируют - добавляют в сплав небольшие порции сурьмы или кальция.

«Чисто» сурьмяных аккумуляторов сегодня практически нет - сурьма является катализатором электролиза воды, и такой аккумулятор часто «закипает». Чтобы решить проблему выкипания, сурьму стали заменять кальцием.

Так что сейчас на рынке продают либо «гибридные» АКБ (положительные электроды с добавкой сурьмы, а отрицательные - с добавкой кальция), либо чисто «кальциевые» (все электроды сделаны из свинцово-кальциевого сплава). У «кальциевой» батареи есть свои преимущества - в частности, низкий уровень саморазряда (потеря 50% емкости за 18-20 месяцев) и минимальный расход воды из-за испарения (1 г/Ач). Однако у них есть недостаток - после двух-трех глубоких разрядов такую АКБ невозможно зарядить. У «гибридной» батареи таких проблем нет. Но расход воды в ней в полтора-два раза больше, чем у «кальциевой», - сказывается наличие сурьмы. И уровень саморазряда выше (потеря половины емкости за 12 месяцев). Но при этом «гибридные» батареи тоже не требуют «обслуживания», то есть долива дистиллированной воды в электролит.

Жидкий или гелевый?

Электроды АКБ помещены в электролит, в раствор серной кислоты. Соответственно, существует два вида батарей: с жидким электролитом и «не жидким» электролитом. Наиболее распространены АКБ с жидким электролитом - как более простые и, соответственно, более дешевые. Кроме того, запаса энергии в них хватает на все потребители в стандартном автомобиле.

По батареям с «не жидким» электролитом (иногда их все скопом ошибочно называют «гелевыми») - вопрос более сложный. Батареи, в которых электролит действительно доведен до состояния геля с помощью силикагелей, в настоящее время используются крайне редко: лишь в мотоциклах, да и то эксклюзивных. В батареях с «не жидким» электролитом все свободное место между электродами заполняется микропористым материалом, который пропитывается электролитом. Это технология AGM (Absorbed Glass Material), которая обеспечивает повышение эффективности активной массы за счет лучшего поглощения кислоты, что дает более высокий пусковой ток, стойкость к глубокому разряду, долговечность. Именно такие АКБ лучше всего подходят для автомобилей с системой Start&Stop и системой рекуперации энергии торможения. Но они - не «гелевые»…

На рынке сегодня востребованы АКБ с «промежуточной» технологией - EFB (Enhanced Flooded Battery). Ее еще называют «технология влажного электрода». В таком аккумуляторе на электроды надеты своеобразные «конверты» из микроволокна. Они тоже удерживают электролит, чем обеспечивает стабильность к циклическому разряду. Но сам аккумулятор заполнен жидким электролитом.

Полярность - Азия или Европа?

Прежде чем предлагать покупателю аккумулятор, стоит спросить у него, в какой стране собран его автомобиль. Потому что азиатские и европейские машины спроектированы под разное расположение клемм на АКБ.

Проще говоря, «прямая», она же «европейская», полярность - это когда при положении батареи «клеммы ближе к вам» плюсовая клемма находится слева, а минусовая - справа. У батареи с «обратной», то есть «азиатской», полярностью все ровно наоборот. Кроме того, у «Европы» и «Азии» может различаться и диаметр контактных клемм. Например, на типе Euro (Type 1) «плюсовая» клемма диаметром 19,5 мм, а «минусовая» - 17,9 мм. А у типа Asia (Type 3) «плюсовая» имеет диаметр 12,7 мм, а «минусовая» - 11,1 мм. Потому на европейскую машину (кстати, сюда входят и «корейцы», собранные у нас в России) установить японский аккумулятор еще можно: существуют переходники с тонких клемм на «толстые» европейские.

Кроме того, существует несколько типоразмеров аккумуляторов. И вполне может быть, что «азиат» просто не встанет на штатное место из-за того, что он меньше или больше…

Что на самом деле важно

Продавцы говорят: покупатель почти всегда не знает, что ему на самом деле нужно. И потому у него возникают все эти вопросы по поводу «кальциевых», «гелевых», «литий-ионных», «японских» АКБ. А потому продавцу важно объяснить покупателю, чего же он хочет - и почему он хочет именно это!

Итак, важнейшими для АКБ являются три параметра.

1. Номинальная электрическая емкость (Ач), она определяется отдаваемой энергией полностью заряженной батареи при двадцатичасовом разряде. Например, обозначение 6СТ-60 значит, что батарея в течение 20 часов будет отдавать ток 3 А и при этом в конце напряжение на клеммах не упадет меньше 10,8 В. Однако это вовсе не означает линейную зависимость времени разряда от разрядного тока. Целый час стабильно отдавать энергию батарея не сможет.

Есть и «неофициальный» параметр - «резервная емкость». Она измеряется в минутах - сколько аккумулятор может работать за себя и за генератор. Например, резервная емкость АКБ легкового автомобиля при нагрузке 25 А и падении напряжения до 10,5 В должна составлять не менее 90 минут.

2. Номинальное напряжение - для АКБ легкового автомобиля оно составляет 12 В. Оно может снизиться при разряде батареи и большой токовой нагрузке. Но экспериментировать, устанавливая АКБ с более высоким напряжением, не стоит…

3. Ток холодной прокрутки (CCA - Cold Cranking Amperes). Этот параметр особо важен в России: он представляет собой величину тока, который батарея способна отдать при температуре -18 о С в течение 10 секунд, напряжением не менее 7,5 В. Чем выше ток холодной прокрутки, тем легче двигатель будет запускаться зимой.

Все эти параметры есть в маркировке на корпусе АКБ.

О чем говорить с покупателем?

Прежде всего, продавец должен выслушать, что у клиента плохо светит, слабо и недолго крутится, а провода для «прикуривания» есть не у всех. И только потом спросить:

а) Сколько лет автомобилю?

б) Страна производства?

в) Ездит ли покупатель зимой или в холодное время ставит его на прикол?

г) Оборудован ли автомобиль Start&Stop и системой рекуперации энергии торможения?

д) Стоит машина ночью в гараже или «под окнами» во дворе?

е) Тюнингован ли автомобиль, установлено ли на нем дополнительное электрооборудование: подогреватели, нештатная осветительная техника и т.д.?

ж) И самый главный вопрос - на какую сумму покупки рассчитывает покупатель?

Если у покупателя «пожилая» или тюнингованная машина, то стоит порекомендовать аккумулятор с большей емкостью, например вместо 50 Ач взять 55 Ач. Но не надо «перебарщивать» - генераторы имеют строго определенную мощность и перегружать их не рекомендуется. Да и вынуждать покупателя платить лишние деньги тоже не стоит.

Если же автомобиль - «внедорожник» или «паркетник» и ездят на нем любители загородных поездок, то как раз им стоит порекомендовать аккумулятор AGM. У таких АКБ довольно высокий, до 135%, ток холодной прокрутки, более высокая устойчивость к циклам и очень высокая способность к глубокому разряду.

Торговля автокомпонентами — достаточно выгодный бизнес, о чем свидетельствует постоянный рост количества новых магазинов в городах. Интернет-магазины по продаже запчастей вообще растут как грибы после дождя. И у каждого существует свое приоритетное направление развития. Это может быть продвижение какого то бренда, или продажа запчастей к определенным маркам автомобилей, а также специализация по каким то группам товаров. Вот из последнего хотелось бы обсудить актуальность и рентабельность по организации продаж аккумуляторных батарей для автомобилей.

При открытии магазинов запчастей большинство предпринимателей рассматривают продажу аккумуляторов как второстепенный товар для ассортимента и делают ставку на расходные материалы, детали подвески и, реже, кузовные запчасти, которые стараются держать у себя на складе. Однако на самом деле, если произвести небольшие расчеты, а именно, взять парк автомобилей города, с населением порядка 500 000 человек, то в среднем по стране он составляет около 300 000 автомобилей как легковых, так и грузовых. Из них доля новых автомобилей до 3х лет в среднем не превышает 15%, то есть где-то 45 000 штук. Остальные автомобили, возрастом свыше 3-х лет становятся потенциальными претендентами на замену аккумуляторной батареи, так как их срок службы колеблется от 3-х до 6-ти лет, в зависимости от производителя и условий эксплуатации. Грубо подсчитывается, что емкость рынка аккумуляторов такого города составляет порядка 50 000 штук в год, а это очень хороший объем для этого бизнеса.

Обычно магазины запчастей, которые держат аккумуляторы для ассортимента продают в среднем от 5 до 20 батареек в месяц и считают эти объемы нормальными для данной товарной группы.

На самом деле реально продавать по 100-150 аккумуляторов в месяц и прилично на этом зарабатывать. Ведь средняя розничная стоимость аккумулятора для всех типов автомобилей (легковые+грузовые) составляет примерно 8000 рублей, средняя наценка составляет порядка 30%. Плюс прибавьте к этому возможность организовать приемку от клиентов старых аккумуляторов, на которых тоже можно зарабатывать, сдавая их вторчерметным предприятиям оптом. Например прием старого АКБ емкостью 55Ач обойдется в среднем в 250 рублей, а продажа на лом, из расчета 30 рублей за 1кг, при весе батарейки 14 кг — 420 рублей. Конечные результаты легко высчитываются.

Все эти цифры приведены из опыта работы некоторых магазинов, которые решили развивать эту тему и достигли хороших результатов. Для некоторых продажа и обслуживание аккумуляторов вообще стало основным направлением развития, а реализация запчастей второстепенным. Тем более что подбор аккумулятора намного проще и занимает меньше времени, чем например подбор запчастей для иностранных автомобилей, а прибыльность зачастую выше. Поэтому многие компании открывают специализированные интернет магазины по продаже аккумуляторов и сопутствующих им товаров и активно продвигают их в сети, выделяя в отдельное направление ведения бизнеса.

Челябинский предприниматель Владимир Мацюк одним из первых в России начал переработку батареек, которые для него собирают Media Markt и IKEA. Бизнес пока мизерный, но очень перспективный

Челябинский предприниматель Владимир Мацюк (Фото: Екатерина Кузьмина / РБК)

​Отходный промысел

Выросший в советском Казахстане Мацюк из личного опыта знал, как нужно бережно относиться к ресурсам. «Там часто возникали проблемы со снабжением, — вспоминает предприниматель в интервью РБК. — Поэтому из шкурок съеденных апельсинов мама делала цукаты, а из косточек облепихи, если их настоять на подсолнечном масле, получалось обеззараживающее масло. Для меня тогда это был естественный ход вещей».

В конце 1990-х Мацюк окончил экономический факультет Южно-Уральского государственного университета (Челябинск) и стал совмещать преподавание и работу в коммерческих структурах. В 2004 году он решил подойти серьезно к летней практике студентов по курсу «теория организации», предложив им создать фирму по-настоящему. Студенты сами придумали название фирмы — «Мегаполисресурс», а потом стали решать, чем она будет заниматься. У Мацюка уже был опыт решения «экологических» вопросов для челябинских фирм, поэтому было решено сосредоточиться на понятной тематике (переработка макулатуры). Но практика быстро закончилась, а Мацюк почувствовал вкус к бизнесу. «Я решил, пусть будут отходы, но с драгметаллом, из них нужно вытащить ценное содержимое и понизить класс опасности», — вспоминает он.

Мацюк решил заняться сбором фиксажа — раствора, который используется для закрепления изображений на пленке или бумаге. В зависимости от типа съемки (черно-белая, цветная, рентгеновская) при фиксаже до 70% серебра, содержащегося в фотобумаге (от 5 до 40 г на 1 кв. м), переходит в раствор, из которого серебро можно достаточно легко извлечь. «Главное было правильно определить цену приобретения отработанного раствора, чтобы лабораториям был смысл его хранить и продавать нам», — вспоминает Мацюк. По словам предпринимателя, литр фиксажа приобретается по цене от 40 до 70 руб.: «Методом электролиза из него можно извлечь до 4 г серебра». При текущих ценах на серебро (около 27 руб. за грамм) на литре фиксажа « Мегаполисресурс» может заработать около 110 руб. На запуск этого бизнеса (преимущественно на покупку оборудования) Мацюк потратил $20 тыс. В прибыль вышел уже через восемь месяцев. Прибыль составляла 25-30% выручки. Получаемое в виде гранул серебро « Мегаполисресурс» продает ювелирам (среди клиентов — великоустюжский завод «Северная чернь»).


Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

В 2008 году к извлечению серебра из фоторастворов добавился бизнес по его извлечению из пленок. «Сначала думали, что можно смыть с пленок серебро с помощью жесткой химии, но это люди, ручной труд, высокая степень опасности, а спать хочется спокойно, — вспоминает Мацюк. — Нашли биологические решение — специальные бактерии превращают пленку в желатин, из которого затем извлекается серебро. Вся процедура по опасности близка к сырному производству».

В 2009 году «Мегаполисресурс» стал заниматься утилизацией микросхем и электроники (медицинской и офисной техники), в которых помимо серебра есть золото и другие редкие металлы. Требования по переработке различной техники были введены в 2002 году федеральным законом «Об охране окружающей среды», и за их нарушение компаниям грозил штраф от 100 тыс. до 250 тыс. руб. или приостановка деятельности до полугода. «Первыми клиентами стали консульства и иностранные компании: они жутко боялись наших законов, согласно которым у нас нельзя просто так выкидывать компьютеры», — вспоминает Мацюк. Сейчас «Мегаполисресурс» по этой тематике активно обслуживает госструктуры — только за последние два года, по данным сайта госзакупок, компания Мацюка выиграла более 40 конкурсов на утилизацию различной техники на общую сумму около 2,5 млн руб.

Батарейки — тоже отходы

Идею перерабатывать батарейки Мацюку подкинули «из зала». В 2013 году, когда предприниматель выступал на одной из конференций, его спросили, почему он перерабатывает платы, но не перерабатывает батарейки. «Я ответил, что можем и батарейки, но никто их не собирает в достаточном количестве», — говорит Мацюк. После конференции на него вышла одна из общественных организаций Санкт-Петербурга, собравшая 2 т использованных батареек. Для «Мегаполисресурса» это был первый опыт работы с элементами питания.

Как перерабатывают батарейки

Для переработки элементов питания «Мегаполисресурс» использует производственную линию, на которой утилизируются микросхемы. В первую очередь батарейки дробят и специальной магнитной лентой отделяют железные элементы. Из получаемой полиметаллической смеси в несколько этапов выщелачивания извлекают марганец и цинк (в виде солей), а также графит. В общей сложности на четыре извлекаемых элемента приходится 80% массы батареек. Производственные линии «Мегаполисресурса» позволяют осуществлять переработку до 2 т батареек в сутки. Переработка батарейки занимает около четырех дней.

В 2013 году проект по сбору батареек решила запустить сеть Media Markt, которая в качестве партнера по переработке выбрала «Мегаполисресурс» (компании уже сотрудничали по фоторастворам). Для торговой сети это социальный проект (в Германии утилизируется свыше половины продаваемых батареек). При старте проекта выяснилось, что батарейки не включены в российский классификатор отходов, на исправление этого недочета и другие организационные мероприятия Media Markt и «Мегаполисресурс» потратили почти полгода. «Общая масса батареек, отправленных на переработку в 2014 году, составила около 18 т, — сообщил РБК представитель Media Markt. — Это более чем вдвое больше, чем мы планировали при запуске проекта (7 т)». Свои батарейки компании Мацюка отдают также IKEA (три точки в Москве, собрано около 6,5 т), сеть магазинов «ВкусВилл» (56 точек в Москве, 1,4 т), а также торговые сети в нескольких регионах (несколько десятков точек).

Мусорный ресурс

565 млн батареек было продано в России в 2013 году

30 тонн батареек переработал «Мегаполисресурс» в 2014 году

2 тонны батареек в час может переработать «Мегаполисресурс»

70 руб. — стоимость переработки 1 кг батареек

1,5 млн руб. выручила компания от переработки батареек в 2014 году

100 млн руб. — общая выручка «Мегаполисресурса»

Источники: данные компании, «Гринпис Россия», расчеты РБК

Для « Мегаполисресурса» переработка батареек — небольшой, но перспективный бизнес. В отличие от фиксажа, пленок и компьютеров за батарейки Мацюк не только не платит, но еще и получает деньги — от компаний, которые их собирают. «За переработку 1 кг батареек мы платим 70 руб., — рассказал РБК директор по связям с общественностью « ВкусВилл» Евгений Щепин. — При этом нам самим приходится доставлять батарейки на склад « Мегаполисресурса» в Москве. Услуги транспортировки они пока не оказывают». Менеджер экопроекта Media Markt Алена Юзефович в ноябре 2014 года рассказывала интернет-изданию Recycle, что «начальный ценник « Мегаполисресурса» за транспортировку и переработку килограмма батареек — около 110 руб.». Компания не зарабатывает на партнерах, а берет с них только себестоимость доставки и переработки батареек: «70 руб. — это средняя стоимость переработки 1 кг батареек», — утверждает Мацюк. По его словам, доход от переработки батареек в 2014 году составил 1,5 млн руб.

Большую часть этой суммы внесли сборщики батареек, торговать продуктами утилизации у Мацюка пока получается не очень. Из 1 т батареек можно получить 288 кг марганца, 240 кг цинка, около 47 кг графита. «Содержание марганца (28,8%) и цинка (24%) в батарейках выше, чем в самых богатых рудах (до 26%), — отмечает Мацюк. — Если мы посмотрим на батарейки как на сырье, а не как на отходы, то увидим уникальное месторождение, в котором много ценного сырья». Но это теоретически. А практически продавать получается только железо из батареек: оно поступает на завод «Мечела» в Челябинске. С продажами солей цветных металлов пока тяжело: «Объемы небольшие и малоинтересны оптовым покупателям, а продавать в розницу для лабораторий слишком трудоемко».

По расчетам РБК, если бы «Мегаполисресурс» продавал химически чистый металл, то извлеченные из 30 т батареек 1,4 т графита, 8,6 т марганца и 7,2 т цинка могли принести компании около $50 тыс. (около 1,9 млн руб. по среднему курсу рубля в 2014 году; исходя из рыночных цен на металлы). Но чтобы получать марганец и цинк в виде металла, нужны дополнительные инвестиции в $1,5 млн, рассказывает Мацюк.

Кризис подвел

Основными статьями дохода для «Мегаполисресурса» по-прежнему являются переработка офисной техники и фотоотходов. В 2014 году эти направления, по словам предпринимателя, принесли компании в сумме 100 млн руб. (приблизительно в равных долях). В 2013 году, согласно данным «Контур.Фокус», выручка компании составила 49 млн руб., а чистая прибыль — 7,7 млн руб.

Мацюк ожидает, что объемы утилизации вырастут. «В декабре 2014 года были приняты поправки в закон «Об отходах производства и потребления», которые обязывают производителя платить либо утилизационный сбор за свою продукцию, либо брать на себя обязательства по ее частичному обратному сбору, — рассказывает Мацюк. — Но пока нет соответствующих подзаконных актов, как это все будет работать, непонятно».

В случае с батарейками, если перерабатываться будет хотя бы 10% того, что продается (в 2014 году, по оценке Мацюка, было продано 8 тыс. т), это позволит «Мегаполисресурсу» ежегодно зарабатывать свыше 100 млн руб.

В 2015 году Мацюк планирует заработать 220 млн руб. на утилизации офисной техники и примерно 100 млн руб. — на извлечении серебра из пленок и растворов. Насколько эти планы реалистичны? В прошлом году «Мегаполисресурс» завершил с убытком (Мацюк его размер не раскрывает) из-за падения цен на серебро во втором полугодии на 20% (с $20 до $16 за тройскую унцию). В результате компании «Мегаполисресурс» и «Фрактал» (также принадлежит Мацюку) не стали выполнять заключенные ранее контракты как на переработку лома, содержащего драгметаллы (например, с НИИ полупроводниковых приборов — на 3,8 млн руб.), так и на поставку серебра (заводу «Северная чернь» — на 427 тыс. руб., компании «Ювелирдрагметалл» — на 3,6 млн руб.). Это, как следует из картотеки арбитражных дел системы «Право.ру», вынудило партнеров компании обращаться в суды. «Мы брали кредиты и закупали оборудование исходя из цен на серебро в $30-35 за тройскую унцию, а продавать металл были вынуждены по ценам почти вдвое ниже», — отмечает Мацюк. В январе 2015 года он зарегистрировал в Кургане новую компа​нию «Мегаполисресурс».

Московские конкуренты

В Москве помимо «Мегаполисресурса» батарейки на утилизацию принимают еще несколько фирм: ООО «Экопроф» — по 580 руб. за 1 кг, ООО «Мегаполис-Групп» — по 100 руб. за 1 кг. Имеют ли эти компании собственные мощности по переработке элементов питания, их сотрудники по телефону сообщить не смогли.