Система охлаждения д трансформатора. §2.4 охлаждение трансформаторов

При работе трансформатора происходит нагрев обмоток и магнитопровода за счет потерь энергии в них. Предельный нагрев частей трансформатора ограничивается изоляцией, срок службы которой зависит от температуры нагрева. Чем больше мощность трансформатора, тем интенсивнее должна быть система охлаждения силовых трансформаторов .

Краткое описание систем охлаждения трансформаторов приводится ниже.
Естественное воздушное охлаждение трансформаторов осуществляется путем естественной конвекции воздуха и частичного лучеиспускания в воздухе. Такие трансформаторы получили название “сухих”. Условно принято обозначать естественное охлаждение при открытом исполнении С, при защитном исполнении СЗ, при герметизированном исполнении СГ, с принудительной циркуляцией воздуха - СД.

Допустимое превышение температуры обмотки сухого трансформатора над температурой окружающей среды зависит от класса нагревостойкости изоляции и согласно ГОСТ 11677-85 должно быть не больше: 60 °С (класса А); 75 °С (класса Е); 80 (класса В); 100 °С (класса Е); 125 °С (класса Н). данная систем охлаждения малоэффективна, поэтому применяется для трансформаторов мощностью до 1600 кВ А при напряжении до 15 кН

Естественное масляное охлаждение (М) выполняется для трансформаторов мощностью до 16000 кВ А включительно. 11 таких трансформаторах тепло, выделенное в обмотках и магнит проводе, передается окружающему маслу, циркулирующему по баку и радиаторам, и передается окружающему воздуху. При номинальной нагрузке трансформатора температура масла в верхних, наиболее нагретых слоях не должна превышать +95 °С (ПТЭ).

Для лучшей отдачи тепла в окружающую среду бак трансформатора снабжают ребрами, охлаждающими трубами или радиаторами в зависимости от мощности.

Масляное охлаждение с дутьем и естественной циркуляцией масла (Д) применяется для более мощных трансформаторов. В этом случае в навесных охладителях из радиаторных труб помещают вентиляторы. Вентилятор засасывает воздух снизу и обдувает нагретую верхнюю часть труб. Пуск и останов вентиляторов осуществляется автоматически в зависимости от нагрузки и температуры нагрева масла. Трансформаторы с таким охлаждением могут работать при полностью отключенном дутье, если нагрузка не превышает 100 % номинальной, а температура верхних слоев масла не более +55 °С, а также при минусовых температурах окружающего воздуха и при температуре масла не выше +45 °С независимо от нагрузки (ПТЭ). Максимально допустимая температура масла в верхних слоях при работе с номинальной нагрузкой 95ºС.

Форсированный обдув радиаторных труб улучшает условия охлаждения масла, а, следовательно, обмоток и магнитопровода трансформатора, что позволяет изготовлять такие трансформаторы мощностью до 80000 кВ А.

Масляное охлаждение с дутьем и принудительной циркуляцией масла через воздушные охладители (ДЦ) применяются для трансформаторов мощностью 63000 кВ А и выше.
Охладители состоят из тонких ребристых трубок, обдуваемых снаружи вентилятором. Электронасосы, встроенные в маслопроводы, создают непрерывную принудительную циркуляцию масла через охладители.

Благодаря большой скорости циркуляции масла, развитой поверхности охлаждения и интенсивному дутью охладители обладают большой теплоотдачей и компактностью. Такая система охлаждения позволяет значительно уменьшить габариты трансформаторов. Охладители могут устанавливаться вместе с трансформатором на одном фундаменте или на отдельных фундаментах рядом с баком трансформатора.

Масляно-водяное охлаждение с принудительной циркуляцией масла (Ц) принципиально устроено также, как система ДЦ, но в отличие от последнего охладители состоят из трубок, по которым циркулирует вода, а между трубками движется масло.

Температура масла на входе в маслоохладитель не должна превышать +70ºс.
Чтобы предотвратить попадание воды в масляную систему трансформатора, давление масла в маслоохладителях ДОЛЖНО превышать давление циркулирующей в них воды не менее чем на 0,02 МПа (2 Н/см2). Эта система охлаждения эффективна, но имеет более сложное конструктивное выполнение и выполняется на мощных трансформаторах (160 МВ*А и более).

Конструктивное выполнение трансформатора определяет­ся в значительной мере способом его охлаждения, который зависит от номинальной мощности. При увеличении мощнос­ ти трансформатора необходимо увеличивать и интенсивность его охлаждения. В силовых трансформаторах для отвода теплоты от обмоток и магнитопровода применяют следую­щие способы охлаждения: воздушное, масляное и посред­ ством негорючего жидкого диэлектрика. Каждый вид охлаж­ дения имеет соответствующее условное обозначение.

Трансформаторы с воздушным охлаждением (сухие транс­ форматоры). При естественном воздушном охлаждении ма гнитопровод, обмотки и другие части трансформатора имеют непосредственно со­ прикосновение с окру жающим воздухом, поэтому охлаждение их происходит путем конвекции воздуха и

излучения. Сухие трансформаторы (рис. 2.11) устанавли­ вают внутри помеще­ний (в зданиях, произ­ водственных цехах и пр.), при этом главным требованием яв ляется обеспече-ние по­ жарной безопасности. В эксплуатации они удобнее масляных, так как исключают необ­ходимость периоди-чес кой очистки и смены масла. Отметим, что воздух обладает меньшей электрической прочностью, чем трансформаторное ма­ сло, поэтому в сухих трансформаторах все и золяцион-ные проме жутки и вентиляционные каналы делают большими, чем в масляных. Из-за меньшей тепло-проводности воздуха по сравнению с маслом электромагнитные нагрузки активных материалов в сухих трансфор-маторах меньше, чем в масля­ ных, что приводит к увеличению сечения проводов обмотки и магнитопровода. Как следствие этого, масса активных частей (обмоток и магнитопровода) сухих трансформаторов больше, чем масляных. В настоящее время сухие трансфор­ маторы имеют мощности до 10 MB ·А и напряжения обмотки ВН до 35 кВ. Их устанавливают только в сухих закрытых помещениях с относительной влажностью воздуха до 80% во избежание чрезмерного увлажне-ния обмоток.

Сухие трансформаторы с естествен-ным воздушным охла­ждением могут иметь открытое (С), защищенное (СЗ) или герметизированное (СГ) исполнение. Трансформаторы типа СЗ закрывают защитным кожухом с отверстиями, а типа СГ-герметическим кожухом. Для повышения интенсивности охлаждения применяют обдув обмоток и магнитопровода потоком воздуха от вентилятора. Су­хие трансформаторы с воз­ душным дутьем условно обозначают СД.

Трансформаторы малой мощности выполняют, как правило, с охлаждением ти­ па С. В некоторых случаях их поме-щают в корпус, залитый термореактив-ными компаундами на основе эпо­ ксидных смол или других подобных материалов Та­ кие компаунды обладают высокими электроизоляци­ онными и влагозащит-ными свойствами. После затвер­ девания они не расплавля­ются при повышенных тем­ пературах и обеспечивают надежную защиту трансфо­ рматора от механических и атмосферных воздействий.

Трансформаторы с масля­ ным охлаждением. Втранс­форматорах с естес-твенным масляным охлаждением (М) магнитопровод с обмотками погружают в бак, наполненный тщательно очищенным минеральным (трансформаторным) маслом (рис. 2.12). Транс­ форматорное масло обладает более высокой тепло-проводно­ стью, чем воздух, и хорошо отводит теплоту от обмоток и магнитопровода трансформатора к стенкам бака, имеющего большую площадь охлаждения, чем трансформатор. Погруже­ние трансформатора в бак со специальным маслом обеспечи­ вает также повышение электрической прочности изоляции его обмоток и предотвращает ее увлажнение и потерю изоляцион­ных свойств под влиянием атмосферных воздействий. При правильной эксплуатации масляных трансформаторов, когда температура изоляции в наиболее нагретом месте не превыша­ет 105°С, трансформатор может служить 20... 25 лет. Повыше­ ние температуры на 8°С приводит к сокращению срока службы трансформатора примерно в 2 раза.

В трансформаторах мощностью 20...30кВ·А выделяется сравнительно небольшое количество теплоты, поэтому их баки имеют гладкие стенки. У более мощных трансформато­ ров (20... 1800 кВ·А) поверхность охлаждения бака искус­ ственно увеличивают, применяя ребристые или волнистые стенки либо окружая бак системой труб, в которых масло циркулирует за счет конвекции. Для повышения интенсивнос­ ти охлаждения в трансформаторах мощностью более 1800 кВ · А к баку пристраивают навесные или отдельно установленные трубчатые теплообменники (радиаторы), ко­ торые с помощью патрубков с фланцами сообщаются с внутренней полостью бака (рис. 2.12). В радиаторе проис­ ходит усиленная циркуляция масла и интенсивное охлажде­ ние. Масляные трансформаторы типа М применяют для мощностей 10... 10000 кВ · А.

Трансформаторы мощностью 10000...63000 кВ · А выпол­ няют обычно с дутьем (тип Д). В этом случае теплоотдача с поверхности радиаторов форсируется путем обдува их вентиляторами. Каждый радиатор обдувается двумя вен­ тиляторами, при этом теплоотдача увеличивается в 1,5... 1,6 раза. В трансформаторах с охлаждением типа ДЦ масло насосом откачивается из бака и прогоняется через навесные или отдельно установленные теплообменники (охладители), обдуваемые воздухом. Охлаждение с прину­ дительной циркуляцией масла применяют при мощностях 16000...250000 кВ · А и выше. При использовании масляно- водяного охлаждения нагретое масло проходит через теп­лообменники, охлаждаемые водой. Циркуляция масла осу­ ществляется за счет естественной конвекции (при охлаждении типа MB ) или же с помощью насоса (при охлаждении типа Ц).

Трансформаторы, охлаждаемые негорючим жидким диэлек­ триком. Трансформаторы с охлаждением типов Н и НД выполняют с герметизированным баком, заполненным него­ рючим жидким диэлектриком. Обычно применяют синтети­ ческие изоляционные материалы - совтол и др., которые имеют примерно такие же электроизоляционные свойства и теплопроводность, как и трансформаторное масло. Транс­ форматоры с охлаждением типов Н и НД пожаробезопасны и могут устанавливаться в закрытых помещениях. Их выпус­ кают мощностью 160...2500 кВ · А при напряжении 6 и 10 кВ.

Защита масла от соприкосновения с атмосферным возду­ хом. Во время работы масло в трансформаторе нагревается и расширяется. При уменьшении нагрузки оно, охлаждаясь, возвращается к первоначальному объему. Поэтому масляные трансформаторы мощностью 25 кВ · А и выше имеют неболь­ шой дополнительный бак-расширитель (рис. 2.12), соединен­ ный с внутренней полостью основного бака. При нагревании трансформатора изменяется объем масла, находящегося в расширителе. Объем его составляет около 10% от объема масла в баке. Применение расширителя позволяет значитель­ но сократить поверхность соприкосновения масла с возду­ хом, что уменьшает его загрязнение и увлажнение. Расшири­ тели имеют воздухоосушитель, заполненный сорбентом - ве­ ществом, поглощающим влагу из воздуха, поступающего в расширитель. При мощности 160 кВ · А и выше на них уста­навливают также термосифонный фильтр для непрерывного обезвоживания и очистки масла. Для более надежного предохранения от окисления трансформаторы большой мощ­ ности выполняют герметизированными с полной изоляцией масла, находящегося в расширителе, от атмосферного возду­ ха. Это осуществляется с помощью подушки, образующейся из инертного газа (азота) и расположенной между поверх­ ностью масла и гибкой растягивающейся мембраной - азот­ ная защита. Трансформаторы с азотной защитой можно выполнять также и без расширителя.

СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ТРАНСФОРМАТОРОВ.

Естественное воздушное охлаждение трансформаторов осуществляется путем естественной конвекции воздуха и частично лучеиспускания в воздухе. Такие трансформаторы получили название «сухих». Условно принято обозначать естественное воздушное охлаждение при открытом исполнении С; при защищенном исполнении СЗ, при герметизированном исполнении СГ. Допустимое превышение температуры обмотки сухого трансформатора над температурой охлаждающей среды зависит от класса нагревостойкости изоляции. Данная система охлаждения малоэффективна, поэтому применяется для трансформаторов мощностью до 1600 кВ-А при напряжении до 15 кВ

Естественное масляное охлаждение (М) выполняется для трансформаторов мощностью до 16 000 кВ-А включительно. В таких трансформаторах тепло, выделенное в обмотках и магнитопроводе, передается окружающему маслу, которое, циркулируя по баку и радиаторным трубам, передает его окружающему воздуху. При номинальной нагрузке трансформатора температура масла в верхних, наиболее нагретых слоях не должна превышать +95°С. Для лучшей отдачи тепла в окружающую среду бак трансформатора снабжается ребрами, охлаждающими трубами или радиаторами в зависимости от мощности.

^ Масляное охлаждение с дутьем и естественной циркуляцией масла (Д) применяется для более мощных трансформаторов. В этом случае в навесных охладителях из радиаторных труб помещаются вентиляторы. Вентилятор засасывает воздух снизу и обдувает нагретую верхнюю часть труб. Пуск и останов вентиляторов могут осуществляться автоматически в зависимости от нагрузки и температуры нагрева масла. Трансформаторы с таким охлаждением могут работать при полностью отключенном дутье, если нагрузка не превышает 100% номинальной, а температура верхних слоев масла не более +55°С, а также при минусовых температурах окружающего воздуха и при температуре масла не выше +45°С независимо от нагрузки. Максимально допустимая температура масла в верхних слоях при работе с номинальной нагрузкой +95°С.

Масляное охлаждение с дутьем и принудительной циркуляцией масла через воздушные охладители (ДЦ) применяется для трансформаторов мощностью 63 000 кВ-А и болееОхладители состоят из системы тонких ребристых трубок, обдуваемых снаружи вентилятором. Электронасосы, встроенные в маслопроводы, создают непрерывную принудительную циркуляцию масла через охладители (рис.3).
Рис. 3. Принципиальная схема охладителя системы ДЦ. 1 - бак трансформатора; 2 - электронасос; 3 - адсорбный фильтр; 4 - охладитель; 5 - вентиляторы обдува.

Благодаря большой скорости циркуляции масла, развитой поверхности охлаждения и интенсивному дутью охладители обладают большой теплоотдачей и компактностью. Переход к такой системе охлаждения позволяет значительно уменьшить габариты трансформаторов.

Масляно-водяное охлаждение с принудительной циркуляцией масла (Ц) принципиально устроено так же, как система ДЦ, но в отличие от последнего охладители состоят из трубок, по которым циркулирует вода, а между трубками движется масло. Температура масла на входе в маслоохладитель не должна превышать +70°С. Чтобы предотвратить попадание воды в масляную систему трансформатора, давление масла в маслоохладителях должно превышать давление циркулирующей в них воды.

На трансформаторах с системами охлаждения ДЦ и Ц устройства принудительной циркуляции масла должны автоматически включаться одновременно с включением трансформатора и работать непрерывно независимо от нагрузки трансформаторов. В то же время число включаемых в работу охладителей определяется нагрузкой трансформатора. Такие трансформаторы должны иметь сигнализацию о прекращении циркуляции масла, охлаждающей воды или об останове вентилятора.

Следует отметить, что в настоящее время ведутся разработки новых конструкций трансформаторов с обмотками, охлаждаемыми до очень низких температур. Металл при низких температурах обладает сверхпроводимостью, что позволяет резко уменьшить сечение обмоток. Трансформаторы с использованием принципа сверхпроводимости (криогенные трансформаторы) будут иметь малый транспортировочный вес при мощностях 1000 MB-А и выше.

Условно-букывенные обозначения в трансформаторах

Каждый трансформатор имеет условное буквенное обозначение , которое содержит следующие данные в том порядке, как указано выше:

1) число фаз (для однофазных – О; для трехфазных – Т);

2) вид охлаждения – в соответствии с пояснениями, приведенными выше;

3) число обмоток, работающих на различные сети (если оно больше двух); для трехобмоточного трансформатора Т; для трансформатора с расщепленными обмотками Р (после числа фаз);

4) выполнение одной из обмоток с устройством РПН обозначают дополнительно буквой Н;

5) для обозначения автотрансформатора на первом месте добавляют букву А.

За буквенным обозначением указываются номинальная мощность и класс напряжения. Для трансформаторов с одинаковыми параметрами одной и той же конструкции, изготовляемых на нескольких предприятиях, указывается год начала выпуска трансформаторов данной конструкции.

Например: ТМН-10000/110-67 - трехфазный двухобмоточный трансформатор с естественным масляным охлаждением, с РПН, номинальной мощностью 10 000 кВ-А, класса 110 кВ, конструкции 1967 г.

Для вентиляции трансформаторных подстанций Вентиляторный завод Укрвентсистемы выпускает: . Вентиляция трансформаторной подстанции залог удобной и безопасной эксплуатации каждого модуля такой подстанции.

Вентилятор обдува ВОТ-400К У1 системы охлаждения силовых трансформаторов




ОСНОВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ:

  • Осевые вентиляторы охлаждения трансформатора ВОТ-400К У1 используют для вентиляции трансформаторных подстанций;
  • Осевые вентиляторы обдува ВОТ-400К У1 применяют в системах воздушного отопления, в системах различных технологических установок;
  • Вентиляторы охлаждения трансформатора ВОТ-400К У1 используют для комплектации изделий машиностроения.

ВАРИАНТЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ:

  • изготавливается из стали обыкновенного качества или из пластмассы;
  • Вентиляторы обдува ВОТ-400К У1 для охлаждения трансформаторов общепромышленного назначения изготавливаются по 1-й конструктивной схеме согласно ГОСТа 11442-90 с горизонтальной осью вращения.

УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ:

  • Осевые вентиляторы охлаждения трансформатора используют при температуре перемещаемой среды от -40°С и кратковременно до +80°С;
  • Вентиляторы обдува ВОТ-400К У1 используют в макроклиматических районах с умеренным климатом 1-й категории размещения согласно ГОСТ 15150-69.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ:

  • Вентилятор осевой;
  • Рабочее колесо сварное или пластмассовое.

Преимущества стального рабочего колеса вентилятора ВОТ-400К У1:

  • специально разработанная аэродинамическая форма рабочего колеса обеспечивает максимальную производительность и минимальную нагрузку на двигатель.

Преимущества вентиляторов ВОТ-400К У1:

  • простота конструкции;
  • надежность эксплуатации;
  • малая потребляемая мощность (электродвигатель 0,25/1500);
  • повышенный ресурс до первого капитального ремонта.

Преимущества пластмассового рабочего колеса вентилятора ВОТ-400К У1:

  • отсутствие коррозионных процессов;
  • более низкий уровень шума.

МОНТАЖ ВЕНТИЛЯТОРОВ ВОТ-400К У1:

  • Вентиляторы ВОТ поставляются заказчику в собранном виде, комплектно с электродвигателем;
  • Монтаж вентилятора должен обеспечивать свободный доступ к месту его обслуживания во время эксплуатации;
  • Благодаря конструкции, установка осевых вентиляторов может выполнятся горизонтально и вертикально;
  • При монтаже необходимо предусмотреть защиту электродвигателя: тепловую и от короткого замыкания.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕНТИЛЯТОРОВ ВОТ №400К У1:

Обозначение Диаметр рабочего колеса, мм Мощность двигателя, кВт Синхронная частота вращения, об/мин ØD, мм L*, мм Ød, мм Ød1, мм n, шт Øm, мм Масса с двигателем, кг ±5%
ИСПОЛНЕНИЕ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ИЗ УГЛЕРОДИСТОЙ СТАЛИ
Вентилятор ВОТ-3601-К-0,25/1500-У1 360 0,25 1500 390 262 160 130 4 10 9
Вентилятор ВОТ-4001-К-0,25/1500-У1 400 0,25 1500 456 262 160 130 4 10 9
Вентилятор ВОТ-4501-К-0,25/1500-У1 450 0,25 1500 506 262 160 130 4 10 9
ИСПОЛНЕНИЕ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ИЗ ПЛАСТМАССЫ
Вентилятор ВОТ-3602-К-0,25/1500-У1 360 0,25 1500 390 262 160 130 4 10 8
Вентилятор ВОТ-4002-К-0,25/1500-У1 400 0,25 1500 456 262 160 130 4 10 8
Вентилятор ВОТ-4502-К-0,25/1500-У1 450 0,25 1500 506 262 160 130 4 10 8

Желательно произвести расчет вентиляции трансформаторной подстанции.

Расчет системы вентиляции выполняется соответствующими проектными организациями.

Система вентиляции трансформаторной подстанции представляет собой вентилятор установленный на крышу или встроенный в стену данного объекта.

Осевые вентиляторы охлаждения трансформатора ВОТ-400К У1 используют для вентиляции трансформаторных подстанций.

При этом температура перемещаемой среды не должна превышать +40°С.

Благодаря своеобразному внешнему виду, вентиляторы охлаждения трансформатора ВОТ-400К У1 часто называют «бабочка».

Кроме указанного выше осевые вентиляторы обдува ВОТ-400К У1 применяют в системах воздушного отопления, в системах приточной и вытяжной вентиляции различных технологических установок, поэтому справедливо называть такие вентиляторы -вентилятор осевой вытяжной.

Дополнительно, вентиляторы обдува ВОТ используют для комплектации изделий машиностроения.

Вентиляторы обдува ВОТ ВОТ-400К У1 используют в макроклиматических районах с умеренным и тропическим климатом 3-й категории размещения согласно ГОСТ 15150-69.

Вентиляторы обдува ВОТ ВОТ-400К У1 для охлаждения трансформаторов общепромышленного назначения изготавливаются из углеродистой стали обыкновенного качества по 1-й конструктивной схеме согласно ГОСТ 11442-90 с горизонтальной осью вращения.

Технические характеристики вентилятора ВОТ-400К У1: Производительность, Вес (Масса), Мощность электродвигателя

Расход воздуха 4000 м³/ч;

Электродвигатель мощностью 0,25 кВт/1500 об/мин;

Напряжение питания 3ф. 220/380 В, 50 Гц;

Степень защиты электродвигателя IP54;

Вес — 10кг.

Производственные осевые вентиляторы ВОТ-400К У1 просты в эксплуатации, обладают надежной конструкцией, имеют малую потребляемую мощность и повышенный ресурс до первого капитального ремонта.

Конструкция вентилятора ВОТ-400К У1

Конструкция вентилятора ВОТ-400К У1 (см. чертеж) состоит из:

1- Рабочее колесо

2- Ограждение

При работе трансформатора происходит нагрев обмоток и магнитопровода за счет потерь энергии в них. Предельный нагрев частей трансформатора ограничивается изоляцией, срок службы которой зависит от температуры нагрева. Чем больше мощность трансформатора, тем интенсивнее должна быть система охлаждения.
Краткое описание применяемых систем охлаждения трансформаторов приводится ниже.
Естественное воздушное охлаждение трансформаторов осуществляется путем естественной конвекции воздуха и частичного лучеиспускания в воздухе. Такие трансформаторы получили название "сухих". Условно принято обозначать естественное охлаждение при открытом исполнении С, при защитном исполнении - СЗ, при герметизированном исполнении СГ, с принудительной циркуляцией воздуха - СД.
Допустимое превышение температуры обмотки сухого трансформатора над температурой окружающей среды зависит от класса нагревостойкости изоляции и согласно ГОСТ 11677-85 должно быть не больше: 60 °С (класса А); 75 °С (класса Е); 80 "С (класса В); 100 °С (класса F); 125 °С (класса Н). Данная система охлаждения малоэффективна, поэтому применяется для трансформаторов мощностью до 1600 кВ А при напряжении до 15 кВ.
Естественное масляное охлаждение (М) выполняется для трансформаторов мощностью до 16000 кВ А включительно. В таких трансформаторах тепло, выделенное в обмотках и магнитопроводе, передается окружающему маслу, циркулирующему по баку и радиаторам, и передается окружающему воздуху. При номинальной нагрузке трансформатора температура масла в верхних, наиболее нагретых слоях не должна превышать +95 °С (ПТЭ).
Для лучшей отдачи тепла в окружающую среду бак трансформатора снабжают ребрами, охлаждающими трубами или радиаторами в зависимости от мощности.
Масляное охлаждение с дутьем и естественной циркуляцией масла (Д) применяется для более мощных трансформаторов. В этом случае в навесных охладителях из радиаторных труб помещают вентиляторы. Вентилятор засасывает воздух снизу и обдувает нагретую верхнюю часть труб. Пуск и останов вентиляторов осуществляется автоматически в зависимости от нагрузки и температуры нагрева масла. Трансформаторы с таким охлаждением могут работать при полностью отключенном дутье, если нагрузка не превышает 100 % номинальной, а температура верхних слоев масла не более +55 С, а также при минусовых температурах окружающего воздуха и при температуре масла не выше +45 °С независимо от нагрузки (ПТЭ). Максимально допустимая температура масла в верхних слоях при работе с номинальной нагрузкой +95 С.
Форсированный обдув радиаторных труб улучшает условия охлаждения масла, а следовательно, обмоток и магнитопровода трансформатора, что позволяет изготовлять такие трансформаторы мощностью до 80000 кВ * А.
Масляное охлаждение с дутьем и принудительной циркуляцией масла через воздушные охладители (ДЦ) применяются для трансформаторов мощностью 63000 кВ А и выше.
Охладители состоят из тонких ребристых трубок, обдуваемых снаружи вентилятором. Электронасосы, встроенные в маслопроводы, создают непрерывную принудительную циркуляцию масла через охладители.
Благодаря большой скорости циркуляции масла, развитой поверхности охлаждения и интенсивному дутью охладители обладают большой теплоотдачей и компактностью. Такая система охлаждения позволяет значительно уменьшить габариты трансформаторов. Охладители могут устанавливаться вместе с трансформатором на одном фундаменте или на отдельных фундаментах рядом с баком трансформатора.
Масляно-водяное охлаждение с принудительной циркуляцией масла (Ц) принципиально устроено также, как система ДЦ, но в отличие от последнего охладители состоят из трубок, по которым циркулирует вода, а между трубками движется масло.
Температура масла на входе в маслоохладитель не должна превышать +70 "С.
Чтобы предотвратить попадание воды в масляную систему трансформатора, давление масла в маслоохладителях должно превышать давление циркулирующей в них воды не менее чем на 0,02 МПа (2 Н/см 2). Эта система охлаждения эффективна, но имеет более сложное конструктивное выполнение и выполняется на мощных трансформаторах (160 МВ А и более).