Книжная выставка «Цветы вокруг нас: комнатное и садовое цветоводство. Грачёвская Центральная Районная Библиотека Про комнатные цветы в библиотеке

  • Углубить знания учащихся о комнатных растениях.
  • Познакомить с правилами ухода за различными видами комнатных растений.
  • Способствовать развитию эстетического вкуса.

Методы проведения занятия:

  • беседа,
  • рассказ,
  • демонстрация,
  • практическая работа.

Межпредметные связи:

  • ботаника,
  • литература,
  • черчение.

Оборудование:

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

2. Подготовка к занятию.

3. Изложение материала занятия.

3.1. Учитель. Наше занятие мы сегодня проводим в школьной творческой лаборатории “Зимний сад”. Посмотрите сколько разнообразных растений и цветов находиться здесь. В этой лаборатории учащиеся школы сами ухаживают за цветами, проводят различные опыты и эксперименты над растениями. Чтобы правильно ухаживать за цветами, нужно хорошо их знать, как поливать растения, как пересаживать.

Занятие начнем с игры: попробуйте разгадать загадки о цветах.

  1. Я пришел к вам из пустыни,
    Мне не страшен окон иней,
    Я колючий, словно ежик,
    Но цвету, хоть редко, тоже. (Кактус)
  2. Я горда, меня не тронь,
    Если вред ты мне несешь.
    Нравится ль твоя ладонь?-
    Ты по запаху найдешь. (Герань)
  3. С цветочного горшка
    В низ свесила я косы.
    Я не цвету – пока
    На улице морозы.
    Но только снег растает –
    Я тут же расцветаю. (Традесканция)
  4. Меня по кличке все зовут,
    А имени не знают.
    Но будет сухо или дождь –
    Я тут же сообщаю. (Бальзамин)
  5. Я тоже в комнате расту,
    И пусть я без цветов –
    Тебе я ранки залечу
    Без всяких докторов. (Алоэ)
  6. В свой дом меня не возьмет семья,
    Ждут от меня беды.
    Но в чем же виновата я?
    Мне надо лишь воды.
    Я зеленью ваш дом увью –
    Порадую семью. (Лианы)
  7. Хоть мы ростом низковаты
    Любят очень нас ребята.
    Мы целый год почти цветем
    И украшаем дом.
    Всех оттенков наши глазки,
    Не жалеем для них краски. (Фиалки)
  8. Своими узкими листами
    Озеленю ваш дом.
    И всех отдельными кустами
    Я награжу потом.
    Своих детей очень люблю –
    Их при себе я сохраню. (Хлорофитум)
  9. Я бываю разная – высокая и низкая,
    А то, как кудри вьюсь.
    Но все же я прекрасная.
    Нас много разных видов.
    Мы все – одна семья. (Бегония)
  10. Нас найдешь на клубне, где тепло,
    А у вас – в горшке, - хороший класс.
    Лишь бы было нам достаточно светло,
    И цветами будем радовать мы вас. (Комнатная роза)

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Для чего нужны комнатные растения?

Почему люди стали разводить растения в доме?

Какую роль играют растения в жизни человека?

3.2. Учитель. Известно, что зеленые растения в помещении улучшают микроклимат, выделяют летучие вещества – фитоциды, пагубно влияющие на болезнетворные микробы. Растения, правильно подобранные и размещенные с хорошим вкусом, создают психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроение людей, придают помещению своеобразный колорит и создают определенный комфорт. Кроме того, живые цветы являют собой удачное украшение помещений.

Основная масса комнатных растений выходцы из стран с тропическим и субтропическим климатом.

В зависимости от места происхождения растения делятся на следующие группы:

  • растения влажных тропических лесов – гигрофиты (гигрос – влажный). К этой группе относятся: монстера, бегония, фикус, колеус, бальзамин, зигокактус, традисканция, циперус, эпифиллюм (амазонская лилия), глоксиния.

Рассказ ученицы о бегонии.

  • растения субтропиков – мезофиты (мезос - средний). К этой группе относятся: лимон, пеларгония, фуксия, абутилон, аспарагус, гибискус-китайская роза, гортензия, зефирантес-выскочка, камнеломка, кислица, кливия, хлорофитум, кринум, папоротники, узумбарская фиалка, амариллис, аспидистра.
  • растения пустынь и полупустынь – ксерофиты (ксерос-сухой). К этой группе растений относятся: алоэ, кактусы, опунции, каланхоэ, гемантус, молочай, сансевьера, финиковая пальма.

Рассказ учениц об алоэ, кактусах, молочае.

Предложить учащимся определить к какой группе относятся зачитываемые названия растений, и определить находятся ли данные растения в зимнем саду.

В зависимости от декоративных свойств растения делятся еще на 6 групп.

Учащиеся сами называют растения. Учитель добавляет.

1 группа – декоративно – цветущие растения. Выращивают исключительно ради красивого эффектного цветения (цикломены, пеларгонии, гибискус и т.д.).

2 группа – декоративно – лиственные растения. Растения с красивой формой листьев (пальмы, папоротники и др.) или необычной и пестрой их окраской (бегонии, колиеумы).

3 группа – лианы. Растения имеют длинные травянистые или одеревеневшие стебли (циссус, традесканции).

4 группа – ампельные растения. Растения с длинными, свисающими побегами. (циссус, традесканции).

5 группа – суккуленты. Растения с сочными, мясистыми стеблями или листьями часто причудливой формы (кактусы, агавы, алоэ).

6 группа – эпифиты. Растения, поселяющиеся на стволах и ветках деревьев. (орхидеи, бромелии).

3.3. Закрепление материала. Игра “Найди растение по описанию”.

  • листья покрыты волосками, испаряют эфирные масла. Растение можно отличить по характерному запаху (пеларгония);
  • это растение с красивыми листьями, розовыми цветками, растет в тропиках (бегония);
  • красивое растение со свисающими стеблями, листья зеленые, у некоторых имеются белые полосы (традесканция);
  • растение, имеющее яркие цветки и предсказывающие погоду (бальзамин);
  • растение – очиститель воздуха (хлорофитум);
  • самое известное лекарственное растение (алоэ);
  • растение с “фальшивыми листочками” (аспарагус).

3.4. Учитель. Для того чтобы успешно выращивать и ухаживать за комнатными растениями необходимо создать особенности их природной среды обитания и по возможности приблизить к ним условия выращивания.

Главное для растений свет, тепло и полив. Об особенностях ухода за определенными видами растений рассказали ученицы.

Уход за растениями заключается также в их подкормке. Подкормку растений осуществляют весной и летом, в период активного роста и цветения. В продаже сейчас есть большой выбор удобрений, как в виде гранул, так и жидкие удобрения. Можно применять и органические удобрения.

Во время интенсивного роста растения нужно подкармливать раз в 10-14 дней.

Наряду с обычными подкормками можно в течение лета несколько раз проводить внекорневые, опрыскивая надземную часть растения растворами удобрений. (Приложение 1).

3.5. Учитель. Все горшечные растения нуждаются в регулярной пересадке. Молодые и быстрорастущие растения нужно пересаживать ежегодно. Более крупные растения и медленно растущие пересаживают реже – раз в 2-3 года.

Растения обычно пересаживают весной (с конца февраля по май, с началом роста), чтобы они за лето успели хорошо укорениться и окрепнуть к зиме. У нас на севере срок начала пересадки может быть сдвинут (с конца марта).

За месяц до пересадки растения можно 1-2 раза подкормить раствором мочевины.

3.6. Подготовка тары под пересадку. В продаже имеются большое многообразие посуды для цветов: керамическая, пластмассовая, фарфоровая и др. Но лучше всего растения сажать в обыкновенные глиняные горшки. Часто используют пластмассовые горшки, т.к. они не дорогие, легко моются, имеют красивый внешний вид. Но в них труднее регулировать полив. Чтобы вода не застаивалась, в этих горшках делают в донышке отверстие, слой дренажа и земляную смесь более рыхлой.

4. Алгоритм выполнения практической работы.

Для озеленения школьных помещений мы с вами будем использовать емкости из под майонеза.

4.1 Сделать отверстие в донышке можно нагрев шило над огнем (используем свечку); Соблюдаем ОТ.

4.2 Наклейку с боковой стороны емкости можно убрать с помощью ручного фена. Нагреваем этикетку феном и аккуратно снимаем. Дома можно использовать духовку газовой или электрической плиты, предварительно нагрев ее до температуры 30 0 -40 0 С.

4.3 Боковые стороны мы будем украшать самоклеющейся цветной бумагой, используя узоры северных орнаментов для вязания варежек. Символы: “змейка” - символ воды, “женская фигура” - символ плодородия, “ромб” - символ земли. Часто в узорах используются обереги (от слова оберегать или защищать) “крестике на поперечине” или “куколки на полочке”. (Приложение 2).

4.4 На оборотной стороне самоклеющейся бумаги при помощи линейки и карандаша, в соответствии со схемой, нанести узор по выбору. Вырезать узор.

4.5 На боковой стенке емкости нанести предварительную разметку расположения рисунка. Снимая постепенно обратный слой с бумаги, наклеить узор на боковую сторону емкости.

4.6 Показ приемов оформления горшков.

Инструктаж по ОТ – безопасные приемы работы с ножницами, свечкой и шилом.

5. Практическая работа. Контроль за выполнением работы и безопасных приемов.

6. Подведение итогов.

Что нового узнали?

Что понравилось в работе?

Как еще можно оформить горшочки?

Показ оформленных горшков. (Приложение 3).

Уборка РМ.

Учитель. Занятие мене хочется закончить словами из книги, изданной еще в позапрошлом веке: “Если цветы не хороши или чем-либо не задаются, то прямо вам скажу, что без надлежащего ухода они и задаваться никогда не будут; если же кто ленив ухаживать за цветами, то лучше их и не разводи, то же можно сказать и относительно помещения. В неподходящем месте и с хорошим уходом цветы хорошими быть не могут”.

Как ухаживать за цветами. Москва, 1897 г.

Литература:

  1. Технология: Учебник для учащихся 7 – го класса общеобразовательной школы (вариант для девочек)\ В.Д. Симоненко, О.В.Табурчак, Н.В.Синица и др.; Под ред. В.Д.Симоненко –М.: Вентана – граф, 2001. - 240 с.: ил.
  2. Колбасенко М.Н., Севастьянова З.П. Дидактические материалы по экологии (региональный компонент): Учеб.-метод. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Архангельск: Поморский гос.ун-т, 2003. – 176 с.
  3. Узорное вязание (из коллекции музея). Архангельский госуд. музей деревянного зодчества и народного искусства “Малые Карелы”. – Архангельск, 2000.
  4. ЩипаковаМ. Варежки по мотивам северных узоров. Для тех, кто вяжет. – Изд-во “Правда Севера”, 1991.
  5. Энциклопедия комнатного цветоводства \ Сост. Б.Н.Головкин. – М.: Народное творчество, 2001 . – 296 с.: ил.

Игра по станциям для школьников по теме "Цветы"

Сценарий познавательной игры-путешествия по станциям «Живая краса»

Ведущий 1 . Во все времена люди не перестают восхищаться природой. Всю свою жизнь человек тысячами невидимых нитей связан с ней. Он часть ее. Природа кормит и поит, радует, волнует, тревожит и успокаивает. Прекрасна природа России, неповторима и многолика. Испокон веков любили русские люди Родину, свой край, родную природу. Писатели и поэты, художники и композиторы находили в ней источник вдохновения, посвящали ей лучшие творения. «Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», - писал Л.H. Толстой. Наш праздник посвящен небольшой части природы - цветам России.

Ведущий 2.

Нет ничего прекраснее цветов,

Пришедших в палисады и жилища.

Они пришли из глубины веков,

Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.

Х.-К. Андерсен говорил: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и празднествах, их дарят нам в памятные даты. Дома и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью цветы необходимы, без их красоты беднее жизнь.

Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни. Близость к цветам, созерцание их неповторимой красоты смягчают душу и раскрывают лучшие грани человеческого характера. Чувство родины ощущается в каждом листочке, в каждой росинке, в каждом цветке.

Звучит мелодия «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди.

Страница первая. «Вестники весны»

Ребенок 1.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года...

Ребенок 2 . А. С. Пушкин назвал весну «утром года». Ее воспевают как пору расцвета, юности, красоты. Весной просыпается не только природа, весной просыпается что-то в нас самих. Хочется бродить по зеленеющим лугам, лесам, болотам. Пойдемте же и мы к тихим апрельским далям.

Ребенок 3 . Я предлагаю отправиться в лес. Правда, еще слишком рано, в природе еще не все пробудилось. Читаем у Гоголя в «Мертвых душах»: «Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей своей красе, и жизнь заиграла повсюду. Уже заголубели пролески, и по свежему изумруду первой зелени зажелтел одуванчик, лилово-розовый анемон наклонил нежную головку». Первые цветы появляются в лиственных лесах. Их называют эфемероидами. Это многолетние растения, для которых характерна осенне-зимне-весенняя вегетация. Цветут они ранней весной, летом надземные части их отмирают, остаются лишь подземные видоизмененные побеги - луковицы, клубни, корневища.

Ребенок 4 . В народе такие цветы называют подснежниками. Это гусиный лук, медуница, хохлатка, ветреница дубравная. Но самые красивые весенние цветы - голубые пролески. Им посвятил свою пьесу Чайковский. (Звучит пьеса.) Особенно много голубых пролесок в дубравах. Будто голубые лужицы разливаются. Кто-то сказал, что в дубовом лесу весной два неба - одно над головой, другое - под ногами. Этим цветам не страшны заморозки, так как в клетках этого растения содержится повышенная концентрация сахара.

Ребенок 5.

Еще лежит в канаве снег,

А я уже давно синею.

Растаял снег, Весна идет,

И я являюсь с нею.

Зеленый лист еще в лесу

Берез не оживляет,

И всю цветочную красу

Весна во мне являет.

Мне дни недолгие даны,

Но счастье пью я жадно.

И быть избранником весны

Мне любо и отрадно.

Ребенок 6 . Рядом с пролеской - медуница. Когда цветки только появляются, они все розовые, а затем появляются и голубые, и синие, и фиолетовые. Цветки медуницы изменяют свою окраску. Все дело в красителе - антоциане. В молодых цветках сок в клетках лепестков кислый, в такой среде антоциан окрашивает лепестки в ярко-розовый цвет. Через несколько дней клеточный сок становится щелочным, краситель придает лепесткам фиолетовую, а позже синюю окраску. Цветок - прекрасный медонос.

Ребенок 7. Первоцвет. Все цветки опущены и смотрят в разные стороны. Его называют баранчиком: листья волнистые, по краям немного морщинистые и покрыты пушком-шерсткой.

Ребенок 8 . Ландыш. У многих народов существуют легенды об этом цветке. На Украине ландыш вырос в том месте, где упали слезы девушки, ожидавшей суженого из дальнего похода. На Руси он связан с именами Садко, Любава. Самое известное лекарство из него - капли Зеленина (от сердца).

Страница вторая. «Добрые цветы»

Ведущий . В конце весны - начале лета цветов уже много.

Ребенок 1 . Анютины глазки. Во Франции это символ верности, в некоторых других странах - символ мудрости.

Ребенок 2 . Кипрей щедро одаривает пчел нектаром. Одна пчелиная семья собирает до 12 кг меда. Поселяется на лесных пожарищах и залечивает ожоги земли. Второе его название - иван-чай.

Ребенок 3.

Вся белая наша поляна одета,

Качает цветки ветерок на лету.

Ромашки... Я знойного лета

Без вас и представить себе не могу.

Они бывают разные. Мелкие ромашки и есть настоящие, а крупные - это поповник, или нивяник. Ромашка используется как антисептик для полоскания горла и промывания ран.

Страница третья. «Цветы, которые нас удивили»

Ведущий. В жизни цветов много таинственного и необычного.

Ребенок 1 . Белая кувшинка - нимфея (в переводе - русалка). У славянских народов она считалась могучим цветком, он помогал против нечистой силы. У белой кувшинки самый большой цветок в наших местах, а самый маленький в мире цветок у ряски.

Ребенок 2. Венерин башмачок - из семейства орхидных (издавна привлекали людей разнообразием и сказочной красотой). Именно об этом цветке сложены легенды, связанные с богиней красоты - Венерой. Орхидеи занесены в Красную книгу, а в 1980 году в стране прошел симпозиум по вопросам их охраны.

Ведущий . Мы подошли к главному - наших верных друзей необходимо охранять.

Страница четвертая. «Охраняйте растения!»

Ребенок 1 . Сейчас уже ясно всем, что природу надо охранять. Необходимо бережно относиться ко всему, что нас окружает.

Судьба растений зависит от нашего отношения к ней. Приходиться видеть, как люди несут букеты, кто маленькие, кто большие охапки. Цветы вянут, их выбрасывают. Растений становится меньше по видовому составу и количеству. Сорванные растения не могут дать семян. Может быть, вместо букета ты принесешь домой фотопленку, сделаешь фотографии, которые всегда будут напоминать о встрече с прекрасным?

Человечество должно стремиться к сохранению всего видового многообразия планеты, чтобы не только мы, но и люди будущего смогли увидеть эти чудеса.

Страница пятая. «Цветочный калейдоскоп»

Викторина

1. У каких растений цветки могут «нырять» под воду? (Белая кувшинка, кубышка.)

2. У каких растений в качестве лекарственного сырья используют цветы или соцветия? (Липа, первоцвет.)

3. У какого растения в качестве сырья используют лепестки цветов? (Казанлыкская роза — для масла.)

4. Какое растение в переводе с китайского означает «человек - корень»? (Женьшень.)

5. За цветками какого растения в джунглях охотятся подобно тому, как охотятся за дикими животными? (Орхидеи.)

6. Название какого растения в переводе на русский означает «звезда»? (Астра.)

7. Родовое латинское название этого растения «центауре» произошло от древнегреческого мифического существа Центавра (Кентавра), который соком этого растения залечивал раны, нанесенные Гераклом. А как по-русски называется это растение? (Василек.)

8. У какого растения самый крупный в мире цветок? (У раффлезии Арнольди с острова Суматра.)

9. Какие растения никогда не цветут? (Водоросли, мхи, папоротники, хвощи.)

10. Цветки какого декоративного растения употребляют в пищу? (Настурции.)

Конкурс на самую интересную легенду о цветах.

Конкурс на лучшее исполнение песни о цветах. Подведение итогов, награждение победителей.

Праздник завершается песней Ю. Антонова «Не рвите цветы, не рвите», которую исполняют все участники.

Эстафета «Зоологические забеги»

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Вернее, зверята! Потому что сегодня у нас будет не простая эстафета, а зоологическая. И принимать участие в ней будут разные звери, вернее, вы побываете в каждой эстафете в шкуре какого-либо зверя. Все эстафеты будут на быстроту и правильность выполнения задания, которое игроки будут выполнять поочередно в каждой команде. Для того чтобы устроить такие соревнования, нужно разделиться на две команды.

Конкурс « Черепахи»

Ведущий. Начнем «Зоологические забеги» с самых медлительных животных, да и спешить им ни к чему, так как их тело защищено панцирем, который очень прочен. Черепахи живут в пустыне, где тепло. Они откладывают в песок яйца, из которых появляются маленькие черепашата. (Дети встают на четвереньки, на спину им кладется таз. Нужно очень тихо и аккуратно двигаться, чтобы его не уронить. Пройти дистанцию и передать эстафету следующему игроку.)

ВОКРУГ СВЕТА

С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

Цели: экологическое, эстетическое, нравственное воспитание

Оформление: заголовок мероприятия, рисунки с комнатными растениями.

Оборудование: горшки с комнатными растениями, литература о цветах, наборы открыток с комнатными растениями, карта мира, пректор.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Страница 1. ВВЕДЕНИЕ

О комнатных растениях

В стихах лишь изредка услышишь две – три строчки

Все о деревьях. розах, васильках

Не замечают бледные листочки .

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня я приглашаю вас принять участие в путешествии «Вокруг света с комнатными растениями», посвященной нашим домашним любимцам.

На моём окошке настоящий сад!

Крупные серёжки фуксии висят.

Лезет финик узкий – листики свежи.

А у пальмы русской листья как ножи.

Е. Благинина «На моём окошке»

Ребята, какие растения мы называем комнатными?

Комнатные растения – растения, которые живут в доме, комнате, рядом с человеком. Они наши большие друзья. Они улучшают состав воздуха, увлажняют его, тем самым облегчают людям дыхание. Когда за окном снег, зима, на окошке – лето, цветущий сад! Становится приятно и поднимается настроение. Некоторые растения содержат целебные вещества и оказывают помощь при различных заболеваниях, поэтому их иногда называют врачами-спасателями.

Чем комнатные растения отличаются от растений, живущих в природе?

За комнатными растениями ухаживает человек. Человек – дитя природы и тянется к природе, иногда не осознавая того. Комнатные растения связывают нас с природой. Среди них большинство травянистых, хотя есть и кустарники и даже древесные, правда, небольшие.

Люди давно пытались приучить к жизни в комнатах различные красивые растения, но не всегда это удавалось. Растения, не приспособленные к условиям человеческого жилища, погибали. Прижились в комнатах в основном чрезвычайно выносливые растения далеких пустынь, где очень жарко и сухо; и растения тропических лесов, в которых сумрачно, тепло и влажно, там растения не сбрасывают все листья одновременно, т. е. они вечнозелёные. Растения нашей местности в комнатных условиях жить не могут, так как зимой им в квартире бывает очень жарко и сухо, а они привыкли зимовать в прохладных и более влажных условиях.

Так что, ребята, внимательно рассмотрите свои растения – ведь все они путешественники и прибыли к нам из разных стран мира.

Сегодня мы совершим с вами путешествие на родину этих растений.

Кактусы

Мы на Мексиканском плоскогорье, в пустыне, где и находится родина кактусов. Кактусы, растущие здесь поражают размерами и формой. Кактусы по праву можно назвать одним из чудес природы. В этом растении все не обычно: нет листьев, но есть колючки - это видоизмененные листья,. У всех кактусов мощный стебель в 2,5 метров в обхвате, в котором содержится много воды. Почему у кактусов стебель такой толстый и на нём вместо листьев колючки? Чтобы это узнать, надо вспомнить в каких условиях они живут. Кактусы растут в пустыне, где три четверти года нет дождей. Всё их строение приспособлено к сохранению накопленной влаги. Таким образом, кактусы являются как бы родниками пустыни, запасными бочками с водой.

Когда эти зеленые уродцы цветут, то превращаются в прекрасных принцев. Цветки некоторых кактусов достигают в диаметре до 25 сантиметров.

Цветение кактусов - необыкновенное зрелище. Некоторые кактусы расцветают ночью. Светлые цветы, сильно пахнущие и наполненные нектаром, ждут поздних гостей - ночных бабочек и летучих мышей. Собрав нектар, визитеры опыляют цветок. Растения с яркими цветами опыляются днем. Над ними кружатся жуки, пчелы, шмели, мухи, муравьи и даже колибри. Плоды большинства кактусов съедобные, их едят засахаренными, как конфеты. Семена кактусов индейцы использовали в пищу, делая из них муку и выпекая лепешки.

Индейская легенда гласит, что люди из племени ацтеков долго странствовали в поисках места, где смогли бы поселиться. Но боги не давали ацтекам доброго знака. И вот, наконец - то они пришли к озеру Тескоко и видели большого орла, сидящего на опунции и разрывающего змею. Найдя это хорошим знамением, индейцы основали город - "Место священной опунции" - Теночтитлан. Через многие столетия на руинах древнего города выросла столица государства - Мехико. А кактус опунция из старинного придания перекочевал на герб Мексики

На своей родине дикорастущие кактусы используются очень многообразно.

Древесина кактусов опунции используется для изготовления изящных изделий и полированных украшений. Используют кактусы также в качестве живой изгороди. Многообразно употбебляют кактусы и для питания: из сока делают вино, сироп, из стеблей - варенье, из семян - муку; плоды тоже употребляют в пищу. Волоски одного вида кактуса используют как волокно. Плоды кактусов с длинными колючками индейцы употребляли как гребни. Некоторые кактусы дают каучук – сырьё для изготовления резины. Местное население Южной Америки использовало кактусы как лечебные средства: мясистыми корнями опунции лечили переломы костей; вытяжку из цветков одного из кактусов употребляли при болезни сердца.

Наши окна украшают зеленые ежики небольших размеров, но при правильном уходе их макушки покрываются цветами различной окраски. Кактусы поглощают вредное излучение телевизоров и компьютеров

Кактус - очень выносливое растение и даже в домашних условиях может жить долгое время без поливки.

Монстера

Родина монстеры тропические леса Южной Америки В начале XVIII века в Европе ходили легенды о гигантских растениях-убийцах, которые встречаются в южноамериканских дебрях. Путешественники рассказывали, что после нападения этих растений, от людей и животных оставались одни скелеты, буквально пронизанные свисающими со ствола длинными отростками.. Путешественники принимали за коварные щупальца воздушные корни монстеры. Свисая вниз, корни могли прорасти и сквозь скелет человека, затерявшегося в джунглях. Воображение рисовало совершенно иную картинку убийства несчастного. Благодаря подобным легендам, монстера и получила название, по латыни monstrum - чудовище. Ещё более вероятно, что слово монстера восходит к латинскому monstrosus - удивительная, причудливая. Монстера – это лиана.У молодых растений листья целые, у взрослых – разрезанные, часто с отверстиями. Перед дождем на листьях этого растения появляются капельки воды. Называется это растение Монстера. Монстера – это погодный барометр, а в народе это растение называют «плаксой»..

Декоративное комнатное растение, достигающее в длину 6 и более метров Растение имеет сильную положительную энергетику – помогает справиться с проблемами, не спешить, принимая важные решения, действовать по обстановке.

Страница 3. АЛОЭ (СТОЛЕТНИК)

Говорят - алоэ, алоэ, - интересно, что это такое?

Какое оно алоэ – алое, голубое?

Доброе или злое? Маленькое или большое?

Хорошее или плохое?

Б. Заходер

А теперь отправимся на Южное побережье Африки. Там в пустынях растут странные деревья, придающие местности унылый и мрачный вид. Это алоэ древовидное. Оно, так же как и кактусы, способно запасать воду. У себя на родине алоэ вырастает до 20 м в высоту, а листья до 60 см длиной и 15 см толщиной!

Листья у алоэ даже не похожи на листья: они мясистые, сверху вогнутые, края листьев зазубрены, но без колючек. Если полить лист водой, то вода скатывается шариками, а лист при этом остается сухим. Если отломить лист алоэ и опустить в воду, то он становится блестящим, словно серебряным. Но если его потереть пальцем, то он становится ярко-зеленым, гладким. Оказывается, листья алоэ покрыты воском, который предохраняет растение от излишнего испарения влаги. Само название растения алоэ переводится как “горький”, потому что сок растения имеет горький вкус.

В России алоэ известен как “столетник”, само название говорит о его чудесной силе продлевать людям жизнь, защищая от болезней. Столетник имеет целебные свойства. Если вы порезали или обожгли палец, то срежьте кусочек листа, разрежьте его пополам и приложите внутренней частью к ране. Мякоть листа обладает целебными свойствами и используется при насморке, болезни полости рта и дёсен, глазных болезнях, заболеваниях кожи, туберкулёзе, заболеваниях желудочно-кишечного тракта и крови.

Наши столетники в комнатных условиях растут, но не цветут. Для цветения, а тем более плодоношения, им не хватает тех условий, которые имеются на их родине, в Африке. В комнатных условиях для зимовки алоэ нужен сухой воздух и относительно прохладное помещение.

Хлорофитум

В тропических лесах Африки можно встретить травянистое растение.В переводе с греческого его так и называют – зеленое растение. Это хлорофитум.Он настолько неприхотлив, что им часто пренебрегают – и напрасно: это прекрас ное комнатное растение. Его красиво поникающие ярко – зеленые листья собраны в прикорневую розетку. Летом на длинных, тонких побегах появляются белые цветки. Поникающие листья хлорофитума выигрышнее всего смотрятся в подвесном кашпо или на высокой подставке. У молодых растений листья широкие, у взрослых становятся уже. Хлорофитум прекрасно очищает воздух от вредных примесей. Хлорофитум побывал в космосе.

Сенполия, или узумбарская фиалка

Среди комнатных растений фиалка занимает особое место Символ пробуждения природы. Она олицетворяет невинность, чистоту и скромность. Впервые фиалка была обнаружена в Танзании, в районе Узамбарских гор и описана бароном Вальтером фон Сен-Полем в 1892 году , от имени которого и получила название сенполия. Вскоре она была показана на всемирной цветочной выставке и навсегда завоевала сердца любителей цветов всего мира.

В результате активной работы селекционеров на протяжении многих лет получены тысячи изумительных по красоте сортов сенполии. Огромной популярностью узамбарская фиалка пользуется, прежде всего, из-за своего продолжительного цветения, а также невероятного многообразия сортов.

Фиалку называют цветком мира. Замечено, что в доме, где растут и цветут фиалки, домочадцы очень редко ссорятся. А еще символизирует вечную преданность. Если вы переживаете в жизни сложный период – заведите белую фиалку, она помогает легче перенести душевные страдания.

Сенполия действует на человека успокаивающе, вносит в дом уют.

Страница 4. БЕГОНИЯ

Они происходят из тропических лесов острова Явы.

В тропическом лесу нет солнечных полянок, под пологом листвы громадных деревьев царит сумрак. Воздух насыщен влагой. Деревья пробиваются к свету, иначе им грозит гибель. Лианы, обвивая деревья, также прорываются к свету сквозь листву деревьев.

Название «бегония» происходит от фамилии большого любителя и собирателя цветов М. Бегона, Бегония имеет интересное русское название, свидетельствующее, что это растение было распространено в России ещё в 1812 году. Во время бегства французов из Москвы бегония была названа «ухом Наполеона». И действительно, по очертанию и с нижней красной стороны лист бегонии похож на большое отмороженное ухо.

Цветы у этих листовых бегоний мелкие, с четырьмя розовыми или белыми лепестками, из которых два - больших прямых и два - маленьких загнутых. Мелкие и некрасивые цветы королевской бегонии не радуют наш взгляд, и у себя на родине, в лесу, мало привлекают бабочек и других насекомых.

Цветы многих бегоний оказываются неопыленными, и из них не образуется семян. Бегонии должны были бы погибнуть, но они почти сплошным ковром покрывают многие места тропических лесов. Приглядимся. Вот опали красивые листья на влажную почву. Нежный лист не сохнет. Свежесть листа зависит от хорошей смачиваемости поверхности листа, а также и от наличия водоносной ткани в черешке листа (похожей на водоносную ткань суккулентов).

Из черешка, из трещинок в листе, вы видите, поднимаются маленькие растеньица с миниатюрными листочками, похожими на тот, из которого они вырастают. Это какието бегониилилипутики. Можно насчитать 10, 15 и даже 20 растеньиц, выросших из одного листа.

В семействе бегониевых насчитывается более четырехсот видов, населяющих тропические леса.

Современные сорта клубневых бегоний дают цветы в 20 и даже в 30 сантиметров в диаметре, то есть превышающие размеры цветов крупных хризантем и пионов.

Страница 5. САНСЕВЬЕРА (ЩУЧИЙ ХВОСТ)

Ребята, а вы слышали о таком комнатном растении, как «щучий хвост»? Нет? Тогда послушайте. Это растение довольно широко распространено в комнатной культуре, многие из вас его видели, просто не знали, что оно так называется. А его научное название – сансевиерия. Это многолетнее вечнозеленое растение с растение с твёрдыми, торчащими прямо из земли листьями. Латинское название растение получило в честь князя Сансевьеро, жившего в Италии в 18 веке.

Ни у одного комнатного растения нет такого количества народных названий. У нас его называют «тещин язык», «щучий хвост», в Англии – «леопардовая лилия», «змеиное растение», «язык дьявола», а в Германии – «африканская конопля»,.

Самый распространенный в комнатной культуре вид – сансевиерия трехполосая , с плоскими крупными, до 1,5 м высотой и до 7 см шириной, листьями, украшенными темно-зелеными волнистыми полосами. Чередование темных и светлых полос напоминает раскраску щучьей чешуи. Отсюда и название «щучий хвост».

Родиной сансевиерии считаются тропики и субтропики Африки, но это растение успешно и с давних времен возделывают в Индии как волокнистое растение. Из волокна сансевиерии делают морские канаты, веревки, грубые ткани. Используют сансевиерию и для живых изгородей. Листья у «щучки» очень жесткие, само растение корневищное, поэтому очень быстро после посадки растения образуются заросли, не дающие животным проникать на крестьянские поля и огороды.

У «щучьего хвоста» есть интересная особенность – лист, разрезанный на куски, дает корни. Для этого куски листа длиной 7–10 см надо на две трети воткнуть во влажный песок, накрыть банкой и поставить в теплое место на свет. Через тридцать - сорок дней появятся у нижнего обреза корни, а затем и почки, из которых вырастут небольшие листья. Молодое растение сажают в горшок с землёй.

Цветёт в комнатных условиях это растение очень редко.

Нейтрализует пыль и вредные вещества снижает содержание микробов в воздухе, отвар листьев помогает при кожном зуде, а отвар корневища обладает стимулирующим действием.

Китайская роза

Это растение знают все или почти все По праву китайская роза является символом и достоянием юго- восточной Азии. , Интересно, что ее выращивают в на плантациях в больших мастабах, т.к. цветки этой красиво- цветущей культуры являются источником необычного чая. Которые многие знают под таким названием «Каркадэ» Его также называют цветком прекрасных женщин, цветком страсти и любви.

Согласно философскому учению фэн-шуй, присутствие этого растения помогает укреплению отношений - как с партнерами по бизнесу, так и с близкими людьми.

Страница. ЦВЕТОЧНАЯ ВИКТОРИНА

Загадки о цветах:

Лист горбочком, с желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет.

Зато лечит нас в любой день и час.

(Алоэ)

Что за хвост пошёл в рост:

Не в пруду, не в речке –

На окне, у печки.

(Сансевьера /щучий хвост/)

Зелёный, в колючках,

Похож на ежа,

А цветки атласные

Белые, жёлтые, красные.

(Кактус)

Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.

(Комнатные растения)

Розеточки – на веточках,

Цветочки – белый цвет.

Хохлатенький, лохматенький,

Зелёный этот цвет.

(Хлорофитум)

Для чего же нам нужны комнатные растения?

Вот и закончилось наше повествование об удивительном мире комнатных растений. Буду искренне рада, если знания, которые вы смогли почерпнуть, принесут пользу вам и вашим близким.

Помните: растения, которые вы получили из маленького кустика или семечки, будут считать вас своим родителем. Поделитесь с ним теплом и лаской, и они ответят вам тем же. Растения никогда не придадут и всегда будут готовы прийти к вам на помощь в самую трудную минуту. Они наши молчаливые друзья.

Забота о комнатных растениях делает человека добрее.

Ты должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

(С. Вургун)

ЛИТЕРАТУРА

Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями / Верзилин Н. - М.; Л.: Детгиз, 1949. - 295 с.: ил., карт.

3 февраля в библиотеке-филиале №1 им. М.Е. Салтыкова-Шедрина провели день информации «Комнатные растения».

Программа дня информации:

1. Выставка-просмотр «Вальс цветов»;
2. Обзор литературы «Остатки рая на Земле»;
3. Ретроспективная выставка журналов «Приусадебное хозяйство», «Сельская новь».
4. Медиабеседа «Цветочное ассорти».

В течение дня библиотекари знакомили посетителей с выставкой-просмотром «Вальс цветов», включающей в себя два раздела: «Комнатная радость» (литература о комнатных растениях); «Цветочный ландшафт» (литература о ландшафтном дизайне на приусадебных участках). У выставки проводился обзор литературы «Остатки рая на Земле».

В течение дня также знакомили с ретроспективной выставкой «Цветочные фантазии», на которой были представлены журналы «Приусадебное хозяйство», «Сельская новь» с 2004 года.

С читателями библиотеки проводилась медиабеседа «Цветочное ассорти», в ходе которой присутствующим было рассказано о видах комнатных растений, их происхождении, о способах ухода, пересадки и размножения, а так же о том, какую пользу комнатные растения приносят людям.

Активными участниками дня информации стали учащиеся 11 кл. МБОУ СОШ №8. Всего участниками дня стали 71 чел.


Цели:

  1. Расширить знания детей о комнатных растениях.
  2. Развивать интерес к живой природе, окружающей нас дома.
  3. Воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: комнатные растения, иллюстрации комнатных растений (журнал “Юный натуралист”), карта полушарий, таблички с названиями комнатных растений.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы

Загадка.

Нарядные сестрёнки
Весь год гостей встречают,
Красотой к себе прельщают,
Летом мёдом угощают. (Цветы.)

Сегодня мы с вами поговорим о цветах (комнатных растениях), попутешествуем по миру вместе с ними, узнаем, откуда они к нам прибыли.

III. Рассказ учителя.

Домашние растения – это путешественники, прибывшие к нам из разных стран мира. Это хотя и маленькие, но настоящие растения тропических лесов Индии, Мексики, пустынь Африки. Растения тропических лесов на своей родине имеют условия, сходные с комнатными. В тропических лесах сумрачно, тепло, влажно. Там нет листопада, и растения круглый год не теряют листьев.

Когда за окном снег, можно вырастить цветущий сад в комнате, на окнах, балконах, украсив свой дом.

Чтобы поближе познакомиться с ними и с необходимыми условиями жизни, нам нужно отправиться в путешествие вокруг света. Оно будет необыкновенным. Оно будет мысленным и в то же время конкретным, так как растения, которые мы будем рассматривать во время путешествия, настоящие, живые.

Путь наш будет лежать через раскалённые солнцем пустыни, где некрасивые, но выносливые растения ведут удивительную жизнь почти без воды.

Мы проникнем в сумрачные дебри влажных тропических лесов, где среди множества гигантских растений находятся наши знакомые.

Вернувшись из необычайного путешествия, мы не только раскроем тайны происхождения и жизни зелёных друзей, узнаем, как живут наши растения на своей родине, посмотрим, какую пользу они приносят.

IV. Рассказы детей о домашних растениях.

(Кактус, алоэ, хлорофитум, сансевьера (щучий хвост), бальзамин, традесканция, циперус (папирус), амараллис, аспарагус, монстерра, фикус, бегония, пеларгония (герань), плющ.)

После каждого рассказа на карте прикрепляются названия этих растений:

ЕВРОПА – цикламен, плющ;

АФРИКА – алоэ, аспарагус, бальзамин, хлорофитум, сансевьера, папирус, герань, амараллис;

АЗИЯ – фикус, бегония, сансевьера, плющ;

АМЕРИКА – монстерра, агава, кактус, традесканция амаралли;

АВСТРАЛИЯ – эвкалипт.

V. Викторина.

  • Как по научному называется “Ванька мокрый”? (Бальзамин)
  • Как правильно поливать цветы?
  • Что нужно сделать с кактусами зимой? (Закрыть плёнкой на окне и не поливать)
  • Как размножается традесканция? (Черенками)
  • Для чего люди разводят домашние растения?
  • На каких окнах домашние растения лучше растут? (Южных, юго – восточных)

VI. Конкурс “Узнайте растение”.

Растение с мелкими зелёными или полосатыми листочками, висит длинными плетями, его обычно подвешивают в горшке на окнах или на стенах. Не любит солнечного света. Родом из тропических лесов Америки.

Чтобы солнце сквозь стекло
В окошки сильно не пекло,
Повешу на распорочку
Узорчатую шторочку:
Не тканую – плетёную –
Живую и зелёную. (Традесканция)

Самое бычное и самое древнее комнатное растение. Листья округлой формы. Цветы самых разнообразных оттенков – от белого, розового до ярко – красного. Летом его высаживают на балконы, клумбы. На листьях по краям может быть белая или тёмная кайма. Родом этот цветок из Африки.

Куст – оконный и балконный,
Лист – пушистый и душистый,
Он сборчатый и каёмчатый,
А цветы на окне – словно шапка в огне. (Герань)

Лист горбочком,
С желобочком,
Шипы иеет,
А ранить не умеет.
Зато лечит нас
В любой день и час. (Алоэ)

Тут и ёж колючий,
Тут и гад ползучий,
Тут и башня с резьбой,
Тут и самовар с трубой,
И лепёшка – блин,
И угольник – клин,
И всё это в колючках, в кривых закорючках.
На окне, на полке
Выросли иголки
Да цветки атласные –
Алые и красные. (Кактус)

VII. Конкурс-аукцион “Кто больше знает комнатных растений”.

Используемая литература

  1. Н. Верзилин. “Путешествие с домашними растениями”.
  2. В. Волина. “Загадки от А до Я”.
  3. М. Бесова. “В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет”.