Мебель средневековья в западной европе. Мебель и оборудование интерьера в средние века

Романский стиль

Романский стиль (от лат. - римский) был первой художественной системой средневековья, и господствовал около 400 лет, охватив большинство стран Европы. В период правления Карла Великого, около 800 года в Ахене были построены церковь и дворец. Здесь, в архитектуре эпохи династии Каролингов, и зарождается романский стиль. Широкое распространение он получает только в начале II тысячелетия и просуществовал до конца XII в. Отголоски его форм прослеживаются в народной мебели многих народов и в конце XIX в.

В основу стиля легло византийское искусство, кроме того на формирования стиля сказалось влияние античных форм и искусство варварских народов. Получил свое название в XIX в. в связи с использование в нем римских элементов.

Основной функцией романской архитектуры была оборонительная, поэтому для нее характерна статичность и тяжелые закрытые формы.

В этот период основная масса населения крестьяне мебели как таковой почти не имели, постоянные войны и грабежи не позволяли благоустраивать жилище. В условиях натурального хозяйства мебель для собственных нужд изготавливали сами крестьяне. Чаще всего это были скамьи и обтесанные чурбаны на которых сидели вокруг очага. Основными изготовителями мебели для церквей и замков были кузнецы и плотники. Как правило, мебель романского стиля имеет простую конструкцию и грубую массивную форму. Шкафы из плохо обструганных досок держались при помощи кованных железных накладок. Это прием зародился во Франции. В поздней романской мебели появляются колонны, профильные карнизы, аркатура.

Первое место среди мебели занимал сундук, который играл роль шкафа, стола, кровати, стула и дорожного чемодана. Во время поездок знатные люди перевозили в сундуках свое имущество. Первые сундуки выдалбливались из стволов деревьев, как у первобытных народов. Потом их стали делать из необработанных досок с двухскатной крышкой, часто украшенной резьбой в виде клиновидных зарубок. Очень часто сундуки украшали коваными накладками, которые являлись также крепежными элементами.

Ранняя форма сундука с тяжелыми коваными накладками

Сундук на ножках с коваными накладками

Французский сундук украшенный спиральными накладками. XIII в.

В храмах использовались более высокие сундуки с короткими ножками и дверцами, лицевую сторону украшали резьбой.

Сундук на ножках с ложными аркадами. XII в.

Сундук поставленный вертикально явился прототипом шкафа. Украшением романского шкафа служили розетки выполненные плосковыемчатой резьбой, грифоны по сторонам фронтонов, массивные полосы железной окантовки.

Шкаф с кованой обшивкой

1- Стоячий шкаф с резными розетками. XII в.

2- Стоячий шкаф с прорезными драконами и резной розеткой, окованный железными полосами.

Позднее появились шкафы с отделкой архитектурными элементами.

Шкаф из ризницы храма. XIII в.

В качестве мебели для сидения использовали массивные скамьи или сундуки, отдельные стулья полагались только главам знатных семей. Стул имел подставку для ног, чтобы не ставить их на холодный пол. Стулья имели прямые или точеные ноги и прямые спинки. Обивка не применялась. Дополненные подлокотниками стулья превращались в кресла.

Кресло точеное. XIII в.

Стул резной. XII в.

Кресло резное норвежской работы. XIII-XIV вв.

Мебель в большинстве случаев покрывалась слоем краски живых тонов с той целью, чтобы скрыть дефекты соединений. Необработанный деревянный каркас обтягивали холстом, покрывали его слоем гипса или мела и в некоторых местах расписывали эту грунтовку, создавая некое подобие картин. В позднем романском стиле к этому добавляется еще резьба по дереву и тонкая декоративная железная фурнитура.

Кровати. Кровати представляли собой коробку с выемкой в средней части боковой стенки. Стойки ножек заканчивались точеными элементам. В изголовье устраивали высокую стенку с небольшим деревянным навесом.

Кровать деревянная из Тироля

Начиная с XII в. под влиянием восточной шатровой конструкции над кроватями появились балдахины, которые крепились к потолочным балкам или на специальный каркас.

Столы романского стиля имели простую конструкцию. В ранний период они представляли широкую столешницу установленную на двух козлах, столы были разборные. Более поздние столы стоят на двух массивных щитах скрепленных одним или двумя массивными брусками. Концы брусков выходят за приделы щитов и заклиниваются. Декоративное оформление сводится к фигурной форме боковых щитов.

Прямоугольный стол с одной проножкой

Прямоугольный стол с двумя проножками

Более сложными по конструкции являются столы с круглой и восьмигранной столешницей, которая установлена на подстолье столярной работы сложной формы.

Круглый стол

Восьмигранный стол

Для изготовления мебели использовали местные породы: сосну, ель, дуб.

В качестве декоративных элементов применяли: кованные железные накладки, ряды кованных гвоздей, роспись, плосковыемчатую резьбу, архитектурные мотивы. В орнаментах использовали растительные мотивы (стилизованные листья, вьющиеся растения, гроздья), геометрические формы, зигзагообразные линии, фигурки людей и животных, мистических животных.

Литература:

1. Барташевич А.А., Алданова Н.И., Романовский А.М. История интерьера и мебели. Учебн./ Под общ. Ред. А.А. Барташевича. - Мн.: УП «Технопринт», 2002. - 284 с.

2. Кес Д. Стили мебели. - Будапешт, 1979.

3. Соболев Н.Н. Стили в мебели. М.: «СВАРОГ и К», 2000.

4. Черепахина А.Н. История художественной обработки изделий из древесины: Учеб. Для ПТУ. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1993. - 176 с.: ил.

Когда Одоакр, предводитель герулов, в 476 году прогнал последнего западно-римского императора, он отослал инсигнии, знаки императорской власти, в Константинополь; для Запада же этот факт означал конец более чем шестивекового господства Рима над Западной Европой. Бесконечные войны и споры на счет территориальных притязаний неизбежно разрушали классическое наследие региона, а это, в свою очередь, отрицательно сказалось на всех видах искусства.

Хотя империя продолжала существовать на востоке, с центром в Константинополе, ее греческо-эллинистическую составляющую ныне потеснили христианские идеалы римских правителей. Христианство определяло также и характер культуры на Западе, где возрастала мощь пап. Стабильность была обусловлена продолжавшейся жизнью Римской империи в Византии, новый расцвет которой обозначился в конце VIII века. Старая классическая эстетика сплавилась с восточными влияниями, обусловив сложение более линеарного стиля и более абстрактного, геометрического характера декора. В византийских интерьерах мозаика стала более яркой и многоцветной, чем в предшествующих по времени интерьерах римлян, и использовалась намного чаще для украшения стен, нежели пола.

Створки триптиха с живописью на дереве. Обе эти створки расписаны мастером из Флемаля (вероятно, этот художник Робер Кампен). На них представлены заказчик Генрих Верль со своим святым патроном Иоанном Крестителем и Святая Варвара. 1438 г. В.101 см; ш.47 см (каждая).

ВИЗАНТИЙСКАЯ МЕБЕЛЬ.

Торговцы мебели в Византии различали изделия столяров, которые изготавливали стандартную мебель для обычных потребителей, и изделия краснодеревщиков, точнее, отражающие веяния в архитектуре и устремления гордой, элитарной культуры. Форма стула с египетской X - образной рамой сохранилась, дополненная завершениями с изображениями голов и лап животных, хотя дерево использовали более тяжелое, чем прежде, а порой даже отделывали металлом.

Стулья оставались символом власти и в качестве таковых зачастую отличались монументальностью и по размерам, и по статусу. Мудреные столы, снабженные съемной подставкой для чтения, демонстрируют гораздо большее внимание к утилитарным функциям объекта. Обеденные столы были очень низкими, в соответствии с античной манерой принимать пищу полулежа, опираясь на один локоть, - этой практике до сих пор следуют многие жители Малой Азии. Самым распространенным предметом обстановки был сундук. Роскошные экземпляры включали декор в виде интарсий или вставки из цветных камней, слоновой кости и драгоценных металлов.

Коронационное кресло. Этот стул в Вестминстерском аббатстве был сделан для Эдуарда I, чтобы поместить в нем шотландскую реликвию - священный камень, отнятый у шотландцев в 1297 г. Около 1300 г.

МЕБЕЛЬ НА ЗАПАДЕ.

Сундук, в том числе дорожный, или кофр, был также самым распространенным образцом мебели и в Западной Европе. Основной вариант деревянного короба состоял из шести сбитых гвоздями досок или даже из выдолбленной колоды. У многих людей из предметов обстановки часто имелся такой сундук. А землевладельцы побогаче обычно владели дюжиной сундуков.

Многие сеньоры вели кочевой образ жизни, переезжая ради постоянного контроля над своими владениями с места на место. Поэтому мебель по большей части делали пригодной для транспортировки. Ковры, настенные драпировки и подушки обычно брали с собой, везя от одного дома к другому. Сундуки, предназначенные для надежной перевозки имущества, имели выпуклые крышки, чтобы с них скатывалась дождевая вода, и декорировали их редко, разве, что обтягивали кожей. Сундуки, составляющие домашнюю мебель, имели более удобные плоские крышки.

РАСТУЩИЙ ОПЫТ КОНСТРУИРОВАНИЯ.

По мере того как столяры совершенствовали свои рабочие навыки, сундуки становились все более красивыми. В сундуке-ларе, первые упоминания о котором относятся к XIII веку, использовались примитивные соединения частей типа ласточкина хвоста, но усиление шпонками делало их гораздо более крепкими и прочными, чем в аналогичных изделиях предшествующего времени.

Резной сундук. Этот французский сундук сделан из дерева грецкого ореха и богато декорирован резьбой в духе поздней, «пламенеющей» готики, воспроизводя изощренную кладку на фасадах и в окнах готических соборов. Конец XV в.

ГОТИКА.

Готический стиль - доминирующая эстетика Средневековья - понимался как антитеза цивилизованному классическому миру. Это было норманнское нововведение, в котором каролингские и бургундские художественные традиции сплавились с исламскими элементами сарацинской Сицилии. Величайшим достижением готического искусства стали соборы заальпийской Европы, и элементы этой церковной архитектуры образовали основу дизайна готической мебели.

Основным элементом готического стиля была стрельчатая арка, заменившая полуциркульную римскую арку. Это нововведение было инженерного свойства: церкви могли быть отныне шире, поскольку вес перекрытий можно распределить по ряду свободно стоящих столбов и соединяющих их ребер, вместо того чтобы делать массивные, толстые стены. Эта архитектурная структура получила отражение и в ажурной кладке больших оконных проемов соборов и церквей, а характерные для нее мотивы трифолия и квадрифолия так же хорошо подходили к украшению скамей и столов. Для хранения священнических риз все чаще использовался вертикально стоящий шкаф.

Еще одним новшеством периода готики стал буфет, название которого (cupboard) происходит от его первоначальной функции: в богатых домах он предназначался для показа ценного серебряного блюда (cups). У английских и фламандских мастеров региональные варианты стиля включали предпочтение филенчатой отделки.

За исключением Италии, где доминирующей модой оставался романский стиль, готика процветала в Европе до конца XV века и оставалась в ходу даже после того, как влияние Ренессанса повернуло северян лицом к классической традиции.

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИНТЕРЬЕРЫ.

Вопреки распространенному отношению к готическому стилю как жесткому и мрачному, интерьеры и мебель той поры были исключительно светлыми и многоцветными. Краснодеревщики обычно работали с местными породами: в Англии в северных частях Европы - дуб, в альпийском регионе - сосна и прочие хвойные породы, в Средиземноморье - фруктовые деревья. Сохранившаяся средневековая мебель, сделанная из дуба, всегда выглядит очень темной из-за патины времени, но свежеобработанный дуб производит гораздо более легкое впечатление. Кроме того, многие предметы мебели ярко раскрашивались, в том числе основными цветами и позолотой. Особенно часто получали раскраску сундуки. Хотя до сегодняшнего дня сохранилось мало образцов, и поныне можно видеть следы средневековой живописи на потолках и стенах церквей.

Церковная скамья, сделанная во Франции. Эта профилированная дубовая скамья-сундук имеет филенки и ажурный резной узор.

РЕНЕССАНСНАЯ ИТАЛИЯ.

Деятели Итальянского Возрождения осознавали, что они вступают в новую, современную эпоху, пусть даже способствуя закладке только ее основ. Леонардо Бруни первым представил историю как триаду, состоящую из античности, современности и вклинившейся между ними середины, «темного века», или Средневековья, что отражало негативное отношение к этой эпохе и научного знания, и художественной практики, отныне ориентированных на классику.

ДУХ ПОЗНАНИЯ.

В конце XIV века влиятельный город - государство Флоренция вышел из периода социальных неурядиц и невзгод, связанных с чумой, и вступил в полосу дотоле неведомого процветания. Совершенно особая итальянская городская культура и особенно республиканские устремления флорентийцев стали почвой для формирования философии гражданского гуманизма, питавшего ренессансную мысль. Университеты и торговое сословие начали переоценку науки, философии, искусства и дизайна античной Греции и Древнего Рима, а богатая Флоренция стала центром притяжения для многих художников. Все они надеялись на заказы купеческих домов, жаждавших продемонстрировать свой успех и хороший вкус. Тот же дух научного познания, который вел к потрясающим открытиям Коперника, Везалия и Галилея, направлял и ход развития искусств. Андреа Палладио разрабатывал теорию архитектурных пропорций, опираясь на изучение образцов классического зодчества, а Филиппо Брунеллески сформулировал законы линейной перспективы. Художники отказались от вытянутых, стилизованных фигур средневековой живописи, перейдя к более точному изображению человеческого тела, подкрепляя свои навыки достижениями анатомии.

Майоликовая тарелка. Термин «майолика» применяется для обозначения характерно ренессансной керамики с белой глазурью. Белизну дает добавляемый в глазурь оксид олова. На этой тарелке изображен художник, расписывающий тарелку в той же технике. Около 1510 г.

ВЗРЫВ МЕЦЕНАТСВА.

Все вышеозначенные процессы оказали неизбежное влияние на мебель. Горожане отстраивали пышные ратуши и палаццо, наполняли новое пространство предметами мебели и произведениями декоративного искусства, отражавшими их социальные притязания. Богатейшие семейства, такие как Медичи во Флоренции, Монтефельтро в Урбино и Фарнезе в Риме, нанимали виднейших художников и ремесленников для создания монументальных предметов обстановки.

Стол из мрамора и алебастра. Этот стол сделан Фарнезе в Риме по рисунку архитектора Джакомо Бароцци да Виньола (1507 - 1573 г.) В.96 см; ш.381 см; г.168 см.

СВАДЕБНЫЕ СУНДУКИ.

Кассоне (cassone), или свадебный сундук, принадлежал к числу наиболее ценимых вещей в любом доме, и в таком случае на его украшение затрат не жалели. Боковые стороны часто покрывали расписными или позолоченными gesso, встроенными в рельефный орнамент или полностью скульптурными, с изображениями героев и сюжетов классической античности. В Италии для украшения таких сундуков приглашались лучшие художники и скульпторы, и те образцы, которые дожили до наших дней, раскрывают богатство декора, сравняться с которым может лишь религиозное искусство той эпохи.

ДЕКОРАТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Мебель, которую часто делали из ореха или ивы, получала декор маркетри и инкрустации из слоновой кости, камня или драгоценных пород дерева, вроде эбенового, а также искусную резьбу, часто с гротесками. Орнамент с гротесками (слово происходит от итальянского grottesco) исполнял роль шутливой игры со смещением границ между миром природы и миром человека. Сиденье, вырезанное в форме открытой створки раковины, одновременно и забавляет и заставляет задуматься. Декоративная мебель помещалась в такие же декоративные интерьеры, где стены порой являли собой смело задуманные обманки (trompe loeil), которые выглядели то, как приоткрытые дверцы шкафа, то, как окна с открывающимися пейзажными далями.

Рабочий кабинет герцога Урбинского во дворце Урбино. Стены реконструированного кабинета украшены деревянными панелями с инкрустацией из разных пород - ореха, березы, розового дерева, дуба и фруктовых деревьев с основой из древесины грецкого ореха. Обманки изображают шкаф с инструментами ученого.

Стул gqbello. Этот стул, сделанный в XV веке во Флоренции, выполнен из ореха с включением резьбы и инкрустации. 1489 - 1491 г.

ВЛИЯНИЕ АРХИТЕКТУРЫ.

Искусство Возрождения, подобно стилю готики в Средние века, определялось ходом развития архитектуры. Ввод колонн, принципиального элемента греческого или римского здания, отныне стал характерен и для мебельного дизайна. Особенно ценились кариатиды - колонноподобные опоры, изображавшие женские фигуры. Стул, традиционное выражение социального статуса и власти, пережил пору Ренессанса процесс демократии, превратившись в привычный атрибут домашней жизни. Аналой, или стул с X - образной рамой, сделанный из двух пар коротких брусьев, пересекающихся в центральной точке и связанных перекладиной, стал широко распространенным. Наиболее пышные образцы покрывались тонким слоем серебра или обтягивались бархатом, но большинство стульев представляли собой более скромные предметы. Первоначальная форма аналоя заимствована у античности, а кожаное сиденье, натянутое между двумя X - рамами, использовалось в ренессансной Италии так же часто, как и в античной Греции. Пристенный стул называемый sgabello, был в исходном виде табуретом с восьмиугольным сиденьем и длинной декоративной спинкой-планкой. Иногда эту спинку могли удалять, превращая стул в табурет.

РЕНЕССАНСНАЯ ЕВРОПА.

Гуманистическая ученость в сочетании с покровительством сильных мира сего способствовала утверждению идеалов Возрождения, уже укоренившихся к югу от Альп, во Франции и Северной Европе. Притязания Франции на Неаполитанское королевство и оказание влияния на прочие итальянские государства привели к серии военных кампаний и взятия под французский контроль части полуострова. Это усилило интеллектуальный и художественный обмен между Францией и центрами ренессансной культуры в Италии, прежде всего Флоренцией и Римом.

РЕНЕССАНС ПРИХОДИТ ВО ФРАНЦИЮ.

Продолжительное папское правление в Авиньонском анклаве и после переноса папского престола обратно в Рим обеспечило сильное итальянское влияние во Франции. Многие из художников, прибывших для выполнения крупного заказа, фресок папского дворца в Авиньоне, приехали из Сиены. Эту традицию с энтузиазмом продолжил Франциск I, когда пригласил итальянских знаменитостей, вроде Бенвенуто Челлини, Франческо Приматиччо и Николо дель Аббате, для отделки интерьеров нового замка в Фонтенбло.

Продолжительная работа итальянцев в этой резиденции обеспечила формирование целой художественной школы, и затем стиль Фонтенбло стал распространяться по всей заальпийской Европе. Это была специфически французская интерпретация итальянского маньеризма.

Галерея Франциска I в замке Фонтенбло. Галерею украшают 12 фресковых композиций, помещенных в скульптурные обрамления; внизу проходят резные панели орехового дерева. Эта самая роскошная из подобных галерей во французских замках; с нею во Францию пришел стиль итальянского маньеризма. Около 1533 - 1540 г.

Замок Шамбор, построенный Франциском I в долине Луары, - это, возможно, лучший пример ренессансной архитектуры во Франции. Мебель Французского Возрождения развивалась в основном в створе архитектурных процессов. Жак Андруэ дю Серсо публиковал труды, включавшие рисунки с предметами мебели. Многие из его гравюр, представляющих архитектурные детали, были приспособлены и для декоративного использования в мебели. Он черпал вдохновение в античности, в особенности увлекаясь листьями аканфа, перьями и мотивами геральдики. Экзотические и фантастические животные были любимыми темами у мастеров декоративной резьбы. Орех вытеснил дуб, став главной древесиной у мебельщиков.

Замок Шамбор, построенный в 1519 - 1547 годах. Это одно из самых прекрасных творений ренессансной архитектуры во Франции.

НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫЕ СТРАНЫ.

Идеалы итальянского Возрождения впервые достигли немецкоязычных стран благодаря художникам, как Альбрехт Дюрер, который дважды посетил Италию. Однако на мебельный дизайн более непосредственное влияние оказало творчество «малых мастеров» или Kleinmeister, базировавшихся в Нюрнберге, Вестфалии и Нидерландах и занимавшихся орнаментом. Они делали гравюры на металле или дереве с узорами, перерабатывающими мотивы классической античности и итальянские образцы. Эти узоры составлялись из непрерывных лент цветочных мотивов, птиц, животных, обнаженных фигур, вазонов и трофеев.

Однако существование мощных гильдий в таких городах, как, например Берлин, означало, что введение мебели нового типа задерживалось из-за того, что рисунки установленного образца, по которым проверялось соответствие соискателя на звание мастера, редко изменялись. Города Нюрнберг и Аугсбург, где не было гильдий, прославились своими краснодеревщиками, такими как Петр Флётнер и Лоренц Штёр, который опубликовал ксилографии с рисунками для интарсий: подобным образом украшенные панели были популярны в Аугсбурге.

НОВЫЕ СТИЛИ.

С точки зрения конструкции развитие ренессансной мебели можно рассматривать как эволюцию средневекового стула-трона, обычно имевшего основание в виде сундука, в более легкий вариант, с опорами вокруг нижней планки. Большей популярностью стали пользоваться открытые подлокотники, отражая ту тенденцию к более легкой мебели.

Французский стул caquetoire (болтовня) создавался как отклик на меняющиеся вкусы, он имел широкое, трапециевидное сиденье, чтобы на нем красиво располагались свободно ниспадающие складки дамских платьев. Более привычной становилась обивка, хотя большинство стульев и скамей пока что имели твердые, деревянные поверхности.

Caquetoire, или «стул болтовни». Этот стул, сделанный из ореха, имеет крепкую X - образную раму с прямоугольной планкой для спины и подлокотниками, завершающимися завитками. Сиденье выполнено из кожи. XVI в. В.85 см; ш.50 см; г.60 см.

Развивались и новые типы корпусной мебели, вроде кухонного шкафа, отпочковавшегося от средневекового буфета; его делали из различных комбинаций опор, полок и закрытых кабинетов с дверцами. Кабинет, который в средневековой Европе использовали для хранения и показа серебряного блюда, стал более пышным. Семейные сокровища времен Ренессанса обычно включали ювелирные украшения и различные художественные безделушки; для их надежного хранения требовалось много небольших ящиков. Эти ящики часто обтягивали изнутри тканью, чтобы защитить содержимое. В Южной Германии буфеты, первоначально создававшиеся установкой одного ящика поверх другого, достигли более полезного использования своей вместимости, при отсутствии разделяющего верхнюю и нижнюю секции фриза, хотя старая форма оставалась популярной и после 1600 года.

Длинные обеденные столы еще изготавливали с простой столешницей, установленной на козлы, как то делали в Средние века. В богатых домах не было строгого выделения обеденной зоны, поэтому столы по мере необходимости переносили на иное место.

Буфет по образцу Петера Флётнера. Этот массивный, с тщательно выполненной резьбой двухсекционный буфет, решенный в виде панелей, сделан в Южной Германии и имеет, подчеркнуто архитектурный облик.

Средневековый дизайн в итерьере отражает период Европейской истории, длившийся с 5-го по 15-ый век. Он начался с упадка Западной Римской Империи, и продолжился в Ренессанс и, так называемый, Век Открытий.

Средневековый стиль создает яркий, драматичный образ квартиры или дома, который возвращает в памяти роскошные замки и отделанные деревом просторные обеденные залы той эпохи.

Средневековый стиль в интерьере комнаты - яркий, роскошный, эксклюзивный

Характеристика средневекового стиля интерьера

Для того чтобы придать помещению нотку изысканного, помпезного, великолепного Средневековья, придерживайтесь таких рекомендаций от дизайнеров:

Стены и их отделка

Активно используется природный камень: известняк или гранит.

Если это возможно, с их помощью отделывается одна или все стены, в крайнем случае – отдельные элементы в комнате. Если нет – можно обратиться к технике рисования на стенах, декоративной штукатурке либо использовать искусственные заменители натуральных камней. Сегодняшние технологии позволяют сделать это незаметно и без потери в качестве материалов.


Отделка стен в средневековом интерьере не должна быть идеальной

Как самостоятельно отделать стены для средневекового интерьера при помощи декоративного известкового покрытия, подскажет следующее видео:

Панели из дуба или других темных древесных пород придают комнате аутентичный средневековый look. Деревянные потолочные балки, прочные, темные, дубовые – также идеально впишутся в средневековую тему.

Цвет

Выбор за богатыми, глубокими, насыщенными цветами:

  • темно-бордовый;
  • темно-зеленый;
  • золотистый.


Цветовая гамма в средневековых интерьерах - насыщенная, богатая, глубокая

Для деталей интерьера, которые планируется сделать более светлыми, выбирайте:

  • кремовый;
  • тусклые розовый, голубой, зеленый;
  • рыжий или цвет ржавчины.


В этой столовой средневекового стиля цветовая гамма подобрана очень удачно

Подбирая бумажные обои в Средневековый стиль, выберите что-то в этой цветовой гамме, можно с геральдическими рисунками; цветочными или другими растительными принтами; имитацией гобелена или другими изображениями «в тему».

Камин или печь

Обустройство камина или печи создаст фокусную точку в Средневековом интерьере.


Настоящий дровяной камин - незаменимый атрибут для гостиной в средневековом интерьере


Грубая каменная кладка на стенах, потолочные балки, камин выдают средневековый стиль в этой комнате

Напольное покрытие

Для пола подберите что-то из следующего:

  • древесина;
  • камень;
  • плитка;
  • бетонная заливка.


Неровная бетонная заливка, на которую уложен богатый расписной ковер - то, что надо для средневекового интерьера

Фурнитура

Обратите внимание на деревянную мебель из темных пород: дуб или другие лесоматериалы.

Подходящую атмосферу помогут придать детали фурнитуры из:

  • железа;
  • окислившейся меди;
  • латуни.


Удачным приобретением в Средневековый интерьер станут канделябры и античные статуэтки. Главное требование к мебели и фурнитуре – ее массивность, надежность, устойчивость.

Другие детали и декор в Средневековом интерьере

Использование витражных стекол в интерьере позаимствовано прямо из выдающихся кафедральных соборов и церквей Европы. Живые и красочные витражи, выполненные смелыми, сочными расцветками, с интересными узорами – будут удачным решением в комнату, где царит средневековая тема.


Традиционно витражные стекла украшали изображениями фамильных гербов или щитов. Такие символы можно оформить и у себя дома. Хорошо, если они будут повторяться в разных элементах интерьера, например, на текстильном декоре или деревянных напольных или стеновых панелях.


Столы и текстиль (скатерти, покрывала и др.) в Средневековом стиле должны сочетаться с коваными железными элементами декора и большими подсвечниками на мощных подставках. Отличным дополнением к ним станут массивные настенные кованые бра или канделябры.

Из материалов для обивки мебели, драпировки окон, стен или столов подходят богатые, роскошные ткани:

  • вельвет;
  • синель;
  • камчатое полотно;
  • парча.


Текстильная отделка в средневековом стиле - это богатые, дорогие ткани

Разнообразные тематические статуэтки и аксессуары можно сегодня приобрести в различных интернет-магазинах декора для дома. Подойдут, например:

  • статуэтки рыцарей, коней или драконов;
  • детали рыцарского обмундирования: латы, мечи, шлемы и пр.;
  • кубки и чаши;
  • шкатулки;
  • картины;
  • оригинальные торшеры и светильники «под старину» и т. д.


Подбирая отделочные материалы и декор, стильную атрибутику и аксессуары, Вы можете создать неповторимый Средневековый стиль в интерьере своей квартиры или загородного дома. Ваш личный дизайн может быть чуть более античным или готическим, подчеркнуто гламурным или нарочито романтичным, близким к эклектике или минимализму. Современный Средневековый стиль допускает некоторые вариации в зависимости от Ваших вкусов и предпочтений. В любом случае, со Средневековым интерьером Вы сможете продемонcтрировать свой изысканный вкус и неординарность.

Романский стиль средневековой эпохи характеризуют: узорность, язычество, животный мир и сочетание ярких красок. Архитектура того времени не отличалась изяществом, а скорее несла оборонительные функции. Замки, крепости, церкви и монастыри тяжелели массивными и статичными формами. Роскошью интерьера и великолепными росписями в декорировании комнат и мебели выделялись только императорские и королевские дворцы.

Как такового понятия "мебель" не существовало в принципе. Грубо обтесанные стволы деревьев, стоящие на ветвях исполняли функции скамьи, что, очевидно, впоследствии послужило прототипом трехногого стула. Мебель романского стиля создавалась, в основном, для церквей: шкафы, сундуки, скамьи, пюпитры и другие изделия. Предметы как домашнего обихода так и дворцовая мебель раннего средневековья были просты и отвечали своему назначению. Сундук использовали не только как шкаф для хранения вещей, посуды и домашней утвари, но, и как кровать, и как место для сидения, и в качестве чемодана для длительных путешествий. Вся романская мебель стояла у стены вплотную, и только позднее изделия стали расставлять несколько свободнее.

Отделывая мебель, широко используют металл и роспись, окрашивая изделия яркими цветами. Архитектурные мотивы с растительным орнаментом обогащают мебель романского стиля. В создании орнаментов пропорции не соблюдались, но в изображении людей, животных и мистических чудовищ ощущается живость фантазии художников. Романская мебель не отвечала целям комфорта и уюта, она была простой, массивной и функциональной в соответствии с культурой и исторически сложившейся ситуации средневековья.

Мебель романского стиля многое заимствовала у византийской культуры, хотя все лучшее, что было создано в эту эпоху было робкой попыткой воссоздать дух античности.

Готика появилась в период развития западноевропейского феодализма (XI-XIII в.в. н. э.), когда рост и развитие больших феодальных городов стало мощной политической и социальной силой, меняя облик всей средневековой Европы.

Для мебели готического стиля характерными являются церковные мотивы в качестве декоративной отделки - остроконечные купола, изображения церковной утвари. Уже к концу средневековья мебельная отрасль практически полностью сформировалась и в ней присутствуют почти все современные аналоги мебели.

Именно тогда появилась возможность конструировать мебель не из цельных кусков дерева, которая получалась очень массивной и тяжеловесной, а из легких и тонких досок. Для декора в основном используют пластичные филенки в виде ажурного или лиственного орнаментов, ленточного плетения, помимо этого каркас готической мебели украшается разнообразными архитектурными мотивами - башенками, стрелами, иногда целыми замками, что несколько облегчает внешний вид изделий.

Готическая мебель становится более разнообразной по назначению, что свидетельствовало о большом внимании, уделяемому развитию быта, но пока неизменным артибутом любого жилища, как обычных простолюдинов, так и знати остается сундук, который использовался также в качестве мебели для сидения, теперь он начинает отделываться с применением различных рамок и филенок. Были изобретены новые типы мебели, такие как шкаф для посуды - буфет, креденц или дрессуар.

Романский стиль в интерьере сформировался в католических европейских странах в XI-XII вв. под сильным влиянием византийского направления в оформлении домов средневековой аристократии. В то время такой тип дизайна назывался «римский» и складывался на основе возрождающегося интереса к античному наследию. И действительно, романские интерьеры немного напоминают внутреннее убранство древнеримских вилл. С течением столетий романский стиль стал совершенно самостоятельным направлением.

В каждом уголке Европы формировалось собственное направление в рамках романтизма. Его характерные особенности проявлялись и в древнерусском зодчестве, и в архитектуре Италии, Англии или Франции. В Средние века создание внутренних интерьеров было доступно только немногим сословиям, поэтому основной упор делался на декорирование церквей и замков. В современном мире дотошное следование канонам романского стиля почти невозможно, да и уместным будет только в домах истинных поклонников средневековой тематики. Зато отдельные элементы применяются довольно часто для создания сдержанных и благородных помещений.

Романский стиль появился еще в 11 веке

Оформление в Романском стиле может многое сказать о хозяевах

Дерево в сочетании с камнем выглядит очень дорого и красиво

Это одно из древнейших направлений дизайна, поэтому его основные черты давно устоялись и легко узнаваемы. К ним относятся:

  • простота интерьера и отделки помещения;
  • минимальное количество предметов декора;
  • резная линия в форме зигзага для украшения помещения;
  • темная деревянная мебель;
  • обязательный элемент – статуи в античном стиле, бюсты мыслителей и поэтов древности;
  • крупные вазы, овальные зеркала, светильники и подсвечники из бронзы;
  • для отделки пола и стен используются керамическая плитка, деревянные панели, штукатурка, мозаика.

В Романском стиле очень мало элементов декора

Чаще всего для отделки пола используют плитку либо дерево

Особенности декорирования

Потолок можно выполнить в форме узоров

Мебель имеет простую и грубую форму

Для отделки стен используют камень либо штукатурку

Дом в романском стиле

Средневековые интерьеры больше подходят для декорирования коттеджей и загородных домов, в маленьком пространстве стандартных городских квартир трудно создать величественное убранство древнего замка. Зато при оформлении дома, еще на этапе его строительства можно учесть некоторые особенности, например, сделать толстые стены и полукруглые окна.

Само здание должно гармонично вписываться в окружающую природу, сочетать простой архитектурный облик с лаконичной внешней отделкой. При этом внутренне убранство дома выглядит совсем иначе: его выделяет на фоне других направлений элегантность и величественность. В силу богатых исторических традиций облик романского интерьера отличается некоторой монументальностью.

Не забывайте о том, что средневековая архитектура – это храмы, построенные для общения с богом, и крепости, созданные для защиты от врагов. Само предназначение архитектурных комплексов не предполагает витиеватого внешнего облика.

Романский стиль больше подходит для загородных домов и коттеджей

Внутренняя и внешняя отделка чаще всего отличаются

Отделка пола

Романский стиль в интерьере требует несколько скупой отделки напольного покрытия. Лучше всего подойдет для этих целей облицовочный камень или не слишком яркая мозаика. Поскольку такой пол получается довольно холодным (как в смысле его температуры, так и его внешнего вида), вполне допускаются различные ковры и даже шкуры животных.

В современных домах можно использовать плитку черного и белого цвета или паркет из темных пород дерева. В мозаичных узорах чаще всего встречаются зодиакальные знаки (Средневековье – период расцвета астрологии), звезды и геометрические фигуры в разных сочетаниях.

Чаще всего для отделки пола используют плитку

Дерево для отделки пола так же подходит для Романского стиля

Особой чертой Романского стиля является темное дерево

Декорирование потолка

Характерными для данного стилистического направления считаются высокие сводчатые потолки, цвет которых часто совпадает с цветом стен. Для оживления поверхности широко применяются:

  • деревянные вставки;
  • грубые подпорки;
  • фрески;
  • художественные росписи, вошедшие в моду еще в эпоху Ренессанса.

Обычно потолки в таком стиле высокие

Так же уместно использование деревянных вставок

Отделка стен

Как правило, дизайнеры советуют использовать материалы, имитирующие камень и создающие иллюзию, что комната находится в средневековом замке. Поэтому ни обои, ни краска не будут аутентичными. Зато выгодно будут выглядеть такие варианты оформления, как:

  • облицовочный камень;
  • деревянные модули;
  • бежевая, серая или светло-коричневая штукатурка.

Чтобы избежать монотонности стен, можно декорировать их фресками, гобеленами, светильниками, росписью, витражами из цветного стекла или картинами в массивных рамах, написанными в духе мастеров Возрождения.

Характерной чертой средневековых интерьеров является настенный орнамент с растительными узорами, фигурками животных, геометрическими фигурами, переплетенными искусными завитками.

Для отделки стен лучше всего использовать камень либо дерево

Стены можно декорировать различными предметами

Так же отделку можно провести штукатуркой

Как правильно выбрать мебель?

Аутентичная средневековая мебель вряд ли придется по вкусу современному человеку, привыкшему к комфорту. Столы и шкафы, сколоченные из грубых досок, диваны и стулья без тканевой обивки, нельзя назвать удобными. Для современного дизайна в романском стиле пригодны, пожалуй, только крупные сундуки или комоды, украшенные чугунной обивкой. Остальную обстановку комнат лучше просто стилизовать под Средневековье.

Стоит избегать причудливых форм мебели: только простые формы и плавные линии. Возможна отделка предметов меблировки железными деталями или окрашивание в белый, красный, коричневый или черный цвет.

Внешняя простота мебели может сочетаться с высоким качеством материала и красивыми украшениями: дорогие породы дерева, декорированные искусной резьбой причудливым растительным орнаментом, придадут аскетической средневековой атмосфере роскоши и элегантности.

Мебель лучше использовать из темного дерева

Обычно мебель используют без оббивки

Романский стиль в интерьере кухни

Если кухня небольшого размера, для создания удачного дизайна в средневековых традициях лучше совместить ее с гостиной или столовой. Рабочую зону, все подвесные шкафчики стоит выбрать деревянными. Холодильник должен быть либо стилизован под дерево, либо спрятан в шкаф, как и остальные предметы бытовой техники. Газовые плиты и посудомоечные машины вряд ли будут гармонично выглядеть на фоне каменных стен и потолочных сводов, стилизованных под архитектурные особенности старинных европейских замков и крепостей.

В обеденной зоне аутентично будет смотреть грубоватый стол, окруженный множеством массивных стульев. Для освещения пространства лучше использовать крупную потолочную люстру с лампочками, напоминающими пламя свечи.

На стенах обычно используют рисунки

Гостиную можно совместить с кухней

Керамогранит отлично подойдет для отделки

Оформление средневековой спальни

Центральный элемент внутреннего убранства романской спальни – массивная, широкая кровать, часто с балдахином. Если в древности балдахины имели важную практическую ценность в деле борьбы с насекомыми, то в наши дни они предоставляют возможность проявить свою фантазию и индивидуальность. Красивым способом украсить комнату станет покрывало из натуральной ткани, на котором расставлены многочисленные подушки разного размера.

Любая спальня – прекрасное место для использования текстиля даже в довольно сдержанном средневековом дизайне. Можно декорировать окна тяжелыми шторами из плотных тканей с ламбрекенами, кистями, фалдами. Не менее уместными будут и многослойные портьеры. Обязательными в декорировании являются подхваты для штор.

Свечи отлично дополнят стилистику комнаты

Кровать в комнате должна быть большой

Как оформить ванную комнату?

Ванная – поистине уникальное помещение для выбранного направления. Ее функциональное предназначение чуждо средневековой эпохе. В католических странах гигиенические процедуры считались ублажением плоти, едва ли не грехом, рыцари хвалились тем, что годами не снимали сапоги. Но такое противоречие не помешает современному дизайнеру выдержать ванную в романском стиле, применяя его основные черты.

Для ванной нужно выбрать большое помещение, в котором центральное место непременно займет ванна, выложенная плиткой или камнем. Для декорирования подойдут каменные мыльницы и дозаторы, подсвечники и подставки.

Современные условия жизни предъявляют определенные требования к комфорту, не всегда совместимые с романским стилем. Но его отдельные черты становятся все более популярными, превращают в очередной тренд дизайнерской моды.

Видео: Романский стиль