Вредные и полезные насекомые. Почему сохнут кончики листьев у комнатных растений

КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат»

Урок

развитие устной речи

«Насекомые вредные и полезные»

Подготовила: Сазонова Лариса Александровна,

учитель начальных классов

Шербакуль

Май, 2016

Класс: 4

Тема: Вредные и полезные насекомые

Цель: познакомить учащихся с понятиями «вредные» и «полезные» насекомые, научить их классифицировать по данному признаку

Задачи:

Обобщить и расширить знания учащихся о насекомых;

Познакомить учащихся с понятиями «вредные» и «полезные» насекомые,научить их классифицировать по данному признаку;

Расширить словарный запас учащихся;

Воспитывать бережное отношение к насекомым;

Коррекция устной речи.

Оборудование: оформление доски, презентация, карточки.

Ход урока.

    Организационный момент.

(слайд №1)

Начинаем урок развитие устной речи. Посмотрите, чтобы у вас было всё готово к уроку.

2. Психологический настой.

(слайд №2)

Сотвори в сердце солнце.

Закройте глаза. Представьте, Весна. Пришёл месяц май. Вся природа очнулась ото сна. Распускаются первые листочки. Повсюду слышна птичья трель. Порхают разноцветные бабочки. Ярко светит солнце. Оно обогревает всех с любовью. Давайте и мы сотворим в своём сердце солнце. Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направьте к ней лучик, который несёт любовь. Вы чувствуете, как звёздочка увеличилась. Направьте лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направьте лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Вы направляете к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность и ласку. Теперь звёздочка стала большой как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем! Откройте глаза. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и подарите лучик радости и добра из своего сердца!

Вот с этим хорошим настроением мы начнём наш урок. И отправимся на лесную полянку.

    Речевая гимнастика.

(слайд №3)

Предлагаю начать наш урок с речевой гимнастики.

(хором)

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею – паучок

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза

Как фонарики глаза.

Покружились, полетали….

От усталости упали….

4. Сообщение темы и цели урока.

Посмотрите на рисунок и найдите тех представителей животного мира, которых вы встретили в стихотворении?

(пчела, паук, мотылёк, стрекоза, жук – божья коровка, жук-долгоносик)

Как можно назвать их одним словом?

Это насекомые.

Как вы думаете, может ли окружающий мир обойтись без насекомых?

(ответы детей)

А пользу или вред они приносят окружающему миру?

(ответы детей)

(слайд №4)

Как вы считаете, какая будет тема нашего урока?

Тема: Насекомые вредные и полезные.

Тогда давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.

Цель урока: узнать новое о насекомых, уметь различать вредных и полезных насекомых.

Мы с вами уже знаем, что в мире очень много насекомых. Они бывают совсем маленькими и большими. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие - один день. Одни – полезные, другие – вредные.

Сегодня мы повторим то, что знаем о насекомых, а также узнаем, на какие две группы можно разделить насекомых, будем учиться работать в парах, обсуждать различные задания и оценивать себя.

(слайд №5)

- На партах у вас лежат листы самооценки, в которых по мере выполнения заданий мы будем оценивать себя. Если вам будет всё понятно, вы будете делать отметку зелёным кругом, если вам не всё было понятно, возникли затруднения – жёлтый круг, если вам ничего не было понятно – красный.

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5

задание

Количество баллов

Оценка

Всё понятно, ошибок нет (5 баллов)

Понятно, но не всё, возникли затруднения (1-2 ошибки) (4 балла)

Ничего не понял (3-4 ошибки) (3 балла)

5. Изучение нового материала.

а) знакомство с внешним видом насекомых

Ребята мы вспомнили уже несколько насекомых. А каких ещё насекомых вы знаете?

(ответы детей)

Правильно. Вы много назвали насекомых. А как вы отличаете их от других представителей фауны?

По внешнему виду.

Совершенно верно. Различать насекомых, от других представителей фауны можно по внешнему виду.

Цель: Предлагаю, посмотрите внимательно на представленных насекомых, и попробуйте определить их части тела.

(слайд №6)

(ответы детей)

У насекомых есть: туловище (грудь и брюшко), голова, усики, крылья (не у всех) и шесть ног .

(слайд №7)

Насекомые – это самая большая группа животных. Существует целая наука, которая изучает насекомых, называется она «энтомология».

А вы знаете, почему этих животных назвали «насекомые»?

(ответы детей)

Слово « насе комые» переводится с латинского как «имеющий насе чки», «тот, кто имеет надрезы». Если вы внимательно присмотритесь к насекомым, то увидите, что их туловище как бы разделено на три части (голова, грудь, брюшко), брюшко и ноги имеют насечки и даже на крылышках имеется жилкование.

Итак, что нового мы узнали о внешнем виде насекомых? И почему их так назвали?

Вывод: Мы узнали, что у насекомых есть: глаза, усики, голова, шесть ног, крылья (не у всех), туловище (грудь и брюшко). Насекомых так назвали, потому что их тело имеет насечки.

(слайд №8)

б) Игра «Проверь себя»

(работа в парах)

Предлагаю проверить, как хорошо вы запомнили части тела насекомых. Работать вы будете в парах. На партах у вас лежат карточки №1. Вам нужно будет соединить стрелочками части тела насекомого с названием этой части.

(выполняют работу)

Проверяем.

(ответы детей)

Оцениваем. В графу задание 1 выставляем баллы.

(оценивают)

(слайд №9)

Физминутка

Чок–чок, каблучок! (Потопать ногами)

В танце кружится сверчок.(Покружиться)

А кузнечик без ошибки исполняет вальс на скрипке. (Движения руками, как при игре на скрипке)

Крылья бабочки мелькают (Движения руками, как крыльями)

С муравьем она порхает. (Покружиться)

Под весёлый гопачок лихо пляшет паучок. (Танцевальные движения)

Звонко хлопают ладошки! (Похлопать в ладоши)

Всё! Устали наши ножки! (Тихо сесть)

б) вредные и полезные насекомые

(работа в парах)

Как вы думаете, пользу или вред приносят насекомые? Почему?

(ответы детей)

Сейчас, я предлагаю выяснить: вред или пользу приносят насекомые.

Работать вы будете в парах. У каждой пары есть карточка с описанием жизни насекомого. Прочитайте и определите вред или пользу приносит данное насекомое, где его нужно расположить в нашей таблице.

Вредные насекомые

Полезные насекомые

Колорадский жук

Я – гость заграничный. Прилетел к вам из далёкой Америки, штат Колорадо. Очень люблю поедать траву молодого картофеля, томатов, баклажанов и других растений. Хотя, окраска у меня яркая, оранжево-чёрная, птицы меня не трогают. Единственный мой пернатый враг – фазан. Но он живёт не везде.

Муравей

Я- муравей. Нас называют лесными санитарами. Мы уничтожаем вредных насекомых, которые наносят вред лесу. Муравьи одного гнезда за день уничтожают 15 тысяч насекомых. Чтобы добыть такое число насекомых, дятлу приходится трудиться 20 дней. Не разоряйте муравейник! Мы друзья людей!

Тля

Я – тля, очень маленькое насекомое, но меня боятся, все растения. Я истощаю их, высасывая соки, и загрязняют своими выделениями листья, как бы душу растения. Листья от этого скручиваются и засыхают.

Пчела

Я - пчела даю мёд. Натуральный мед и пчелиный яд обладают ценными целебными свойствами. Также опыляю растения. Но от моих укусов погибают многие животные, птицы и звери. Вот ёж совершенно не реагирует на мой укус.

Божья коровка

Я – божья коровка, только на первый взгляд кажусь безобидным жучком, а на самом деле я – страшный хищник. Я быстро бегаю по веточкам и листочкам в поисках еды. Моя еда – тли, клещи, личинки колорадского жука и другие вредители. Аппетит у меня хороший – за день я могу съесть 200 тлей.

(дети определяют место насекомых в таблице и обосновывают свой ответ)

Комар (читает учитель)

Я – комар. Кто из вас не проклинал наше надоедливое комариное племя? Особенно на природе, где атаки крылатых кровопийц вполне способны погубить все очарование тихого летнего вечера. Да и в городе от нас порой житья нет. Но массы личинок комара, живущих в воде прудов и озер, служат там одним из главных источников питания рыб, особенно молодой рыбёшки.

Ребята помогите мне определить место комара в нашей таблице. Какое это насекомое, вредное или полезное?

(предположения детей)

Чаще всего, мы оцениваем вредность или полезность насекомого с точки зрения человека, но иногда насекомые приносят вред человеку, а для природы – пользу.

Можно ли однозначно обо всех насекомых сказать приносят они пользу или вред? Почему?

(ответы детей)

Так и комар, для человека это вредное назойливое, жалящее насекомое, от которого остаётся раздражение на коже, комар является переносчиком инфекция, а для природы – это полезное насекомое, личинками которого питаются рыбы. Поэтому предлагаю сделать третью колонку в нашей таблице и поместить комара туда.

Как вы думаете, а правильно ли было уничтожить всех вредных насекомых? Почему?

(ответы детей)

Вывод: Есть насекомые, которые приносят только пользу; есть насекомые, которые приносят только вред, а есть насекомые, которые могут приносить и пользу и вред.

(оценивают)

в) Игра «Потопаем – похлопаем»

Предлагаю вам проверить, как хорошо вы поняли, какую пользу, и какой вред способны приносит насекомые.

Если я буду говорить о пользе, вы хлопайте в ладоши, если о вреде, тогда топайте ногами:

Собирают мёд; (хлопают в ладоши)

Едят вредных насекомых; (хлопают в ладоши)

Являются пищей для других представителей животного мира;(хлопают в ладоши)

Переносят заразные заболевания; (топают ногами)

Доставляют радость и хорошее настроение; (хлопают в ладоши)

Поедают молодую зелень; (топают ногами)

Дают сырье для лекарств;(хлопают в ладоши)

Опыляют растения;(хлопают в ладоши)

Поедают останки погибших животных. (хлопают в ладоши)

Молодцы! Вы хорошо усвоили, какую пользу и вред приносят насекомые.

(оценивают)

6. Закрепление изученного материала.

(слайд №10)

а) классификация вредных и полезных насекомых

А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно и проверить свои знания. На карточках у вас изображены представители животного мира. Я буду загадывать вам загадки, а ваша задача: найти насекомого, о котором идёт речь и если оно полезное, обвести его зелёным цветом, а если вредное – красным.

С листьев тлю она съедает,

Следить за садом помогает.

Вот она взлетела ловко.

Это – (божья коровка)

Над цветком она летала,

И пыльцу из цветов собирала.

Полосатая она.

И зовут её... (пчела)

Хоть имеет много ножек,

Все равно бежать не может.

Вдоль по листику ползёт,

Бедный листик весь сгрызёт.

(гусеница)

Очень мелкие они,

Для листов они враги.

Сок из листьев выпивают,

Листья вянут, засыхают.

(тля)

Кто работает с утра:

Строит дом, несет дрова,

Тащит целый воз еды,

Мало ест, не пьет воды,

У него полно друзей.

Тот работник… (муравей)

Этот жук их Колорадо,

Есть картошку обожает.

Налетит он если тучей,

Все листочки вмиг съедает.

(колорадский жук)

Выполним проверку. Назовите вредных насекомых, которых вы обвели красным цветом. Назовите полезных насекомых, которых вы обвели зелёным цветом. Вы проверили, как вы запомнили вредных и полезных насекомых.

(оценивают)

(слайд №11)

б) дополни предложения

Следующее задание заключается в том, чтобы составить предложения. Работать будем по группам. 1 и 2 группы должны дополнить предложения по смыслу. В левом столбике начало предложения, в правом - иллюстрации насекомых, соедините их стрелочкой, чтобы предложение было верным.

Строит муравейник

.

Стрекочет в траве

.

Собирает нектар с цветов

.

Плетёт паутину

.

(слайд №12)

Ребята 3 группы должны будут составить предложения, заменить картинки словами. Карточки для (3 группы)

1.

на уничтожает . опыляют .

Выполним проверку.

(дети зачитывают предложения вслух)

(оценивают)

Сегодня на уроке мы ставили цель: узнать новое о насекомых, уметь различать вредных и полезных насекомых. Мы выполнили все задания, которые позволили нам достичь поставленной цели.

7. Домашнее задание.

Предлагаю вам дома нарисовать полезное насекомое, которое вам понравилось.

8. Рефлексия.

Вот наш урок подошёл к концу. Вы хорошо потрудились. Оцените себя - по листам самооценки. В последнем столбике вам нужно будет выставить себе оценку.

Где у вас зелёный круг – вы ставите 5 баллов;

Где у вас жёлтый круг – вы ставите 4 балла;

Где у вас красный круг – вы ставите 3 балла.

Посчитайте общее число баллов и выставите в последней графе оценку.

23 – 25 баллов – оценка «5»

18 – 23 баллов – оценка «4»

13 – 17 баллов – оценка «3»

< 13 баллов – оценка «2»

(оцениваю)

Поднимите руку, кто получил оценку «5», «4», «3».

Молодцы!

А сейчас мне очень хотелось бы узнать, насколько хорошо вы чувствовали себя на уроке, все ли запомнили. Я предлагаю вам населить ромашки насекомыми. У вас на парте лежат бабочки зелёного, жёлтого и красного цвета. Если вам сегодня понравилось на уроке, вы всё поняли и сможете научить этому своего товарища, вы крепите – зелёную бабочку, если вам было интересно, но кое-что вы не совсем запомнили, вы крепите – жёлтую бабочку. А если вам было скучно, вы плохо запомнили то, о чём мы говорили, вы крепите – красную бабочку.

Молодцы! Посмотрите, какая красивая полянка у нас получился.

Закройте глаза. Мысленно перенеситесь с прекрасной полянки в класс. Откройте глаза.

(слайд №13)

Мне приятно было с вами работать. А закончить наш урок я хочу словами А.Л. Барто.

Я сорвал цветок - и он завял,

Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.

Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

можно только сердцем.

А. Барто

(слайд №14)

Прошу вас, помните об этом. Спасибо за работу.

(слайд №15)

Картинки ,

Садоводы и огородники постоянно прилагают усилия для того, чтобы вырастить высокий урожай. Но их стараниям могут помешать несколько факторов. Один из них – насекомые-вредители. Как избавиться от них или свести до минимума результаты их деятельности?

, . На вид это небольшие незаметные бабочки с крыльями серо-коричневой окраски. Самка откладывает яйца на листья и в плоды растений. Личинка, развиваясь, выедает середину плода, оставляя там продукты своей жизнедеятельности. Плод падает на землю вместе с личинкой, которая оставляет его и лезет по стволу на другой. За свой жизненный цикл личинка может испортить около 5 плодов. Так как личинок бывает много, иногда опадает весь урожай.

Похожий механизм действия и способы борьбы с пильщиками. Они отличаются для каждого вида (сливовые, смородиновые, виноградные), но имеют одну характерную особенность – длинный хоботок.

Тли – небольшие, около 1 мм в длину, насекомые. Только в Европе насчитывается около 1 тысячи видов этого вредителя. Часть взрослых особей имеют крылья, при помощи которых они перелетают на другие растения. Яйца начинают откладывать с осени. Затем молодые личинки, проходя все стадии развития, превращаются во взрослых насекомых с крыльями и летят на другие ветки или деревья.

Тли – опасные насекомое, которые поражают молодые побеги кустарников, деревьев, огородных культур.

Особенно любят они калину , . Опасность представляют личинки, которые в больших количествах скапливаются на концах молодых побегов и молодых листьев. Высасывая из них сок, они приводят к тому, что листья скручиваются. Они не могут обеспечить питания стебля, и он засыхает. Кроме этого тли переносят заболевание, которое вызывает образование на листьях галловых наростов. Они ослабляют растение.

Способствуют разведению на растениях обычные муравьи. Они могут даже переносить ее на новые территории, заселяя ее там для того, чтобы затем питаться выделяемой тлями сладкой падью. Уничтожать тлей могут мелкие птицы (воробьи, синицы, малиновки, коноплянки). Они кормят ими своих птенцов. Уничтожают тлей и другие насекомые: златоглазки, божьи коровки, некоторые виды ос. Но обычно их бывает недостаточно для борьбы с тлями.

Личинок златоглазки можно купить в специализированных учреждения. Их выпускают в сад, и они сами находят тлей и уничтожают их. Но применять химическую обработку любым видом инсектицида после этого нельзя. Ведь вместе с вредителями яд уничтожит и подселенных насекомых. Можно бороться с тлями, смывая их водой под напором, обрабатывая раствором никотиновой кислоты (таблетки покупают в аптеке). 50 таблеток разводят в 10 л воды, затем литр раствора вливают в ведро воды. Поливают раствором корни растений. Профилактика поражения тлей – удаление сорняков, прореживание ветвей растений. Концы молодых веток черешни, пораженные тлей, можно срезать летом, после созревания урожая, и сжечь вместе с вредителями.

Колорадский жук – один из самых опасных вредителей пасленовых. Больше всего страдают картофель , душистый табак, дикий паслен. Есть информация, что иногда колорадский жук может питаться листьями , и дерезы. Его родина – север Мексики, откуда он проник в Северную Америку, а в конце XIX века – в Европу. Сначала очаги поражении быстро ликвидировались, но во время Первой мировой войны расселился по Франции, откуда начал расселяться по всей Евразии. С 2000 год достиг Приморского края.

Взрослый колорадский жук – насекомое длиной до 12 мм и шириной до 8 мм. Его отличительной чертой служат по 5 черных продольных полосок на каждом крыле. Передспинка оранжевая с черными пятнами.

В своем развитии проходит, как и все насекомые, 4 стадии.

Первая, яйца желтого цвета, ничем не грозит растению. Их откладывают на нижней стороне листка самки насекомых сразу после того, как ботва картофеля взойдет или рассада томатов, баклажаны высажены в грунт. Через пару недель из яиц появляются личинки. Они начинают быстро питаться листьями пасленовых, приобретая ярко-оранжевый или розовый цвет и набирая массу. Цвет зависит от каротина, который накапливается в теле личинки, не перевариваясь. Голова личинки черная, такие же точки расположены продольно по спине в два ряда.

В своем развитии личинка проходит 4 стадии, линяя после каждой из них. В первой стадии они питаются частью листка снизу, во второй съедают весь листок, оставляя жилки. Затем они перелазят на другие стебли или кусты в поисках пищи. Через 2 недели личинки зарываются в землю на глубину до 10 см. Там они превращаются в куколку и через пару недель могут вылезти оттуда уже взрослыми особями. Начинается новый цикл размножения и развития. В зависимости от климата таких циклов может быть до трех. Чем севернее регион, тем меньше поколений появится за год. Зимует взрослый колорадский жук или куколка в земле. Не боится морозов. Может впадать в диапаузу, не погибая, если условия для него неблагоприятные.


Орда личинок практически не оставляет шансов пасленовым выжить. Поэтому бороться с ним нужно регулярно:

  • Самыми надежными являются обработки растений инсектицидами. Бороться с ними, раскладывая ловушки и каждый день собирая взрослых жуков, а затем и личинок можно, если картошки на участке пара соток. Но непредвиденные обстоятельства могут помешать это сделать несколько дней подряд. Этого времени будет достаточно, чтобы жуки и личинки съели всю ботву. Жуков собирают в глубокую посуду с крепким раствором соли или керосина. Это крайне неприятное занятие.
  • За неделю до уборки картофеля советуют срезать ботву. Молодые личинки могут погибнуть без питания. Но это произойдет только тогда, когда рядом не окажется пищи – томатов, баклажан. В таком случае все они перекочуют на них, уничтожая листья, плоды, стебли. Особенно плохо то, что обрабатывать химикатами участок томатов намного сложнее, чем ботву картофеля. Ведь плоды попадут непосредственно под воздействие яда.
  • Вместо химических препаратов лучше использовать «Фитоверм». Это биологический препарат кишечно-контактного действия. Оно относится к третьему классу опасности. Плоды после обработки препаратом можно собирать уже через 2 дня. А жуки погибнут через неделю. Если за это время пройдет дождь, то эффект от применения «Фитоверма» значительно снизится.
  • Для предпосадочной обработки клубней используют инсектицид пролонгированной формы действия, например, «Престиж». В его состав входит также стимулятор роста. Но сам препарат очень опасен для здоровья, работа с ним требует соблюдения всех правил работы с ядохимикатами. Последующие стадии ухода после обработки выполняются механизировано, не вручную.
  • Спасти на максимально длительный период томаты и баклажаны можно, опустив корни рассады на 2 часа в раствор «Актары». Упаковку препарата (2 г) растворяют в 2 литрах воды. Жуки, полакомившись листьями таких растений, быстро погибают. Об эффективности метода могут свидетельствовать трупики насекомых, покрывающих поверхность земли вокруг растений. Листья успевают отрастать, поэтому особого вреда растению жуки не принесут. Серьезная атака может начаться уже под осень, если количество поколений достигает трех.

Меры профилактики – не высаживать пасленовые по нескольку лет подряд на одном участке. Тогда взрослым жукам весной нужно будет некоторое время для того, чтобы перелететь на новый участок. Но от поражения это не спасет, так как колорадский жук может перелетать на длительные расстояния со скоростью 8 км в час. Кстати, жуки, с которыми не борются ваши соседи, могут быстро стать вашими жуками.

– это личинка жука-щелкуна. На вид они похожи на куски медной проволоки длиной около 2 см. Чаще всего живет на кислых почвах, которые можно узнать по наличию на участке пырея. Проволочник не приносит такого вреда, как колорадский жук. Он может прогрызть картофель и другие выросшие корнеплоды, оставляя в них ход. После этого они становятся непригодными для хранения. Подгрызает корни молодого , и других растений, выращенных из семян. Это может привести к их гибели.

Хорошо отпугивают проволочника бобовые - высевание на участке сои, гороха, фасоли, чечевицы поможет значительно уменьшить их количество на данном участке.

Меры профилактики – известкование почвы. Вносят доломитовую муку или гашеную известь. Из участка уйдет пырей, а с ним и проволочник. Известкование нужно проводить раз в 3-7 лет. Если проволочников на участке много, можно ловить их на приманки – кусочки старых корнеплодов. Закапывают их в землю и помечают эти места.

Можно привязывать куски к леске. Раз в несколько дней вытягивают приманки и удаляют вредителей. Повторяют процедуру до сбора урожая. Перед высеванием семян в лунки можно высыпать или проливать их марганцовкой. На ведро воды достаточно 5 г перманганата калия.

Личинки бабочки белянки капустной могут уничтожить грядки капусты или других крестоцветных. Бабочки отличаются крыльями белого цвета с черными жилками. Края крыльев черные. На передних крыльях расположено по 2 черных точки. Размах крыльев до 6 см.

Вскоре после того, как они начали водить хороводы на огороде или на лугу, нужно ожидать появления личинок. Кладку яиц заметить сложно, они небольшие и по цвету особенно не выделяются на листе капусты. Длина одного яйца немногим больше 1 мм.

Гусеницы с 16 ножками желто-зеленого цвета, вырастают до 3,5 см, проходя 5 стадий.

Их тело покрыто мелкими волосками. У особей пятой стадии вдоль спины чередуются полосы желтого и зеленого цвета с большим количеством черных бородавок разного размера. Гусеницы плохо переносят повышенную температуру (выше 26°С) и сухой воздух.

Для отпугивания бабочек советуют:

  1. Развешивать по участку половинки яичной скорлупы. Бабочки, думая, что это «конкурент», летят дальше.
  2. Используя химические и биологические инсектициды, нужно добавлять к ним прилипатель. Ведь листья капусты очень скользкие, и капли вещества часто не могут уцепиться за них, скатываясь на землю.
  3. Действенным есть метод борьбы с беланом при помощи трихограммы.
  4. Для борьбы с гусеницами используют отвары пижмы, тысячелистника , .

– это тоже насекомое, но крупное. В длину оно достигает 8 см. Внешне медведка немного похожа на рака, но передние конечности у нее намного меньше. Есть крылья, но очень слабые. Цвет коричневый. Живет в земле, образуя в почве разветвленные коммуникации. Подгрызает корни растений, чтобы обеспечить максимальную температуру для потомства, которое появляется из светло-коричневых яиц, похожих на икринки.

Медведки зимуют в местах скопления навоза или перегноя поэтому, внося его в почву весной, нужно следить, чтобы туда не попали вредители.

Бороться с медведкой можно, разбрасывая перед вспашкой специальную приманку. После того, как на огороде появились ходы, и растения над ними начали погибать, можно разрывать землю вокруг, уничтожать гнезда с яйцами, а в ходы (их возле гнезда два) заливать воду с добавлением вещества с неприятным запахом.

Подежурив минут 15-20, можно дождаться появления медведки, которую нужно уничтожить острой лопатой. Замечено, что медведки не живут на участках, где водятся кроты. Но и сами кроты приносят немало забот. Поэтому привлекать их на участок для борьбы с медведкой вряд ли стоит.

Больше информации можно узнать из видео:

К вредным насекомым относят тех, которые снижают урожай (причем, иногда весьма существенно), разрушают материалы, дома и наносят ущерб на складах, переносят болезни людей и животных и т. д. В целом насекомых-вредителей не так много, по некоторым подсчетам, только один вид из ста.

Жизнь насекомых постоянно полна опасностей, поэтому они прибегают к самым разнообразным способам приспособления в области разнообразной защиты или маскировки. В этих вопросах Природа «постаралась»! Судите сами – некоторые насекомые поразительным образом сливаются с листьями, ветками, цветками, камнями, другие – замирают, как статуи, притворяясь мертвыми, третьи – могут прыгать, щелкая, как жук-щелкун, пугая при этом врага, четвертые – выпускают ядовитую или дурно пахнущую жидкость, кстати, они, как правило, ярко окрашены, чтобы предупредить врага, с кем тому придется иметь дело! Насекомые могут защищаться и активно: кусать, колоть, жалить. У некоторых мохнатых гусениц волоски содержат ядовитые вещества, точнее, они снабжены пузыречками с ядом, и при прокалывании кожи, ломаются и вызывают ожог.

Но самое главное, пожалуй, что спасает насекомых от всевозможных факторов среды, в том числе – и от химикатов, инсектицидов, создаваемых человеком для борьбы с ними, это - высокая плодовитость и быстрота размножения.

Мухи и комары

Чаще всего обращают на себя внимание людей комары и мухи. Иглообразная трубочка комаров – это и есть «рот» комара. Именно этой острой иглой насекомое прокалывает кожу жертвы и сосет кровь. Кровопийцами являются только самки, им нужна кровь для развития будущего потомства, нормальной работы половых желез, а самцы – безобидные существа — питаются нектаром и соком растений. Со слюной насекомого, выделяемой, чтобы воспрепятствовать свертыванию крови, в организм жертвы могут попадать возбудители болезней.

У комнатной мухи ротовые органы имеют вид короткого хоботка, проколоть кожу человека она не может. Но, подкрепившись где-то, она садится на стол, на посуду и т. д., отрыгивает капельку своего обеда и всасывает ее обратно. В оставшемся пятнышке остаются миллионы бактерий, в частности возбудители более чем 30 инфекционных болезней.

Продолжительность жизни комара две-три недели. Но это во взрослом состоянии, в каком мы привыкли его видеть. Но перед этим день-два плавало на поверхности пруда, болота, лужи отложенное комарихой яйцо, неделю-другую вырастала в виде личинки, еще два-три дня под поверхностной водной пленкой висела вниз головой необычная куколка комара.

Яйца, личинки и куколки комара – это прекрасный корм для рыб, взрослые особи во множестве идут на пропитание птицам.

Другая положительная роль комаров в биогеоценозе - участие в перемещении некоторых элементов. Оказывается, комары в своем крошечном теле накапливают до 15 химических элементов (при развитии личинки в воде она накапливает их в своем теле), все это попадает на сушу - туда, где комары и погибают в конце концов. Очень много комаров в тундре и тайге, и, возможно, основными поставщиками микроэлементов в почву являются именно …комары. Комариные рои образуют самцы. Наблюдали комариные рои длиной до 7 км. Рой самцов кружится над одной точкой, гудит, на звук прилетают самки, образовавшиеся пары покидают рой.

Набрасываются комары больше всего на вспотевших людей, на детей. Лиц старше пятидесяти лет кусают реже. Писк комара – это не «песня», а звук машущих комариных крылышек, частота достигает более 150 взмахов в секунду. Для защиты от комаров применяют различные противокомариные мази, жидкости, аэрозоли: ДЭТА, «Тайга», «Офф», «Антигнус» и др. Работать в тайге без репеллентов – средств, отпугивающих комаров и другую кровососущую живность, — невозможно.

Но есть и полезные насекомые, например: муравьи.

Муравьи

Тем, кто идет по лесу, нет-нет да и встретится муравейник. Высота его может превышать 2 м, а число жителей достигать 1 млн. Муравьи относятся к общественным насекомым, они совместно строят жилища, выращивают потомство, запасают пищу, охотятся; взаимоотношения в их семье очень сложные, в ней существуют четкие, инстинктивно закрепленные, разделения труда: есть одна «царица», есть рабочие муравьи, муравьи-солдаты, муравьи-няньки, муравьи-уборщики, муравьи-разведчики, сторожа, носильщики, муравьи-добытчики и т.д. Зрение у муравьев очень слабое, но вот осязание и обоняние у них отменные. Дорогу они находят по «душистым» тропинкам.

Живут муравьи до 5-7 лет, «царица» муравейника - до 15. Полезны тем, что защищают растения от вредных насекомых . Специалисты считают, что на 1 га леса достаточно пяти муравейников, чтобы уберечь деревья от нашествия вредителей.

В муравейниках стабильная температура и влажность, вместе с муравьями в них живут некоторые пауки, клещи, многоножки, жуки, сверчки. В местах массового отдыха муравейников обычно мало. Их разрушают при различных работах, нередко разоряют отдыхающие.

Житель опушек и лесных полян - майский хрущ. Самка этого жука откладывает яйца в почву. Вышедшие из яиц личинки вначале питаются отмершими остатками растений, потом переходят на живые корни, обнаруживая их по выделяемому корнями углекислому газу. На третий, а на севере на четвертый год жизни личинка окукливается, в конце лета из куколки появляется взрослый жук, но остается он в земле до весны.
Майский хрущ развивает скорость до 180 м в минуту, делая за это время почти 3000 взмахов крыльями. Летит он всегда по прямой, высота полета от 6 до 100 м. При хорошей погоде способен совершать 20-километровые перелеты. При массовом размножении майские хрущи и их личинки могут на значительной площади погубить лесопосадки, питомники, плантации, молодые сады.

Многие насекомые привлекают внимание необычным видом. Например, жук-олень. Рога у него похожи на рога настоящего оленя, но в отличие от них представляют собой сильно разросшиеся верхние челюсти. Кстати, несмотря на внушительные размеры, они довольно слабые, у самки рога поменьше, но кусать ими она может до крови.

Как и другие насекомые, жук-олень начинает свой жизненный путь от яичка, отложенного в гнилую сердцевину дерева. Личинка окукливается на четвертый год, через месяц из куколки появляется жук. Живет он недолго. Единственная пища жуков-оленей - вытекающий из трещин или ран коры дуба, груши сок, который начинает бродить, и на его запах собираются муравьи, осы, бабочки, мухи. Жуки-олени слизывают сок, лакомятся им по нескольку часов.

Нередко все, что ползает по листьям или роется в корнях, бездумно уничтожа­ется. А ведь в огромном мире насекомых и червей есть существа весьма полез­ные. Создав для них комфортные условия, можно в разы сократить применение химии.

Моя соседка безжалостно борет­ся с божьими коровками! А сегодня вычитала на одном форуме, что женщина дождевых чер­вей отнесла к вредителям! Я хочу напомнить нашим чи­тателям о биологических методах борьбы с вредны­ми насекомыми, и о наших друзьях и помощниках.

Многих вредителей ис­требляют птицы, лягушки и жабы. Ежи уничтожают не только вредителей, но и мышей. Крот не только роет норы, чем иногда вредит нашим растениям, но и пое­дает слизней, куколок огне­вок, личинок майского жука и других вредителей. Но если данных вредителей у вас на участке нет, либо их очень мало, то присутствие крота на участке ведет к гибели урожая, поэтому логичнее избавиться от крота.

А па­уки питаются насекомы­ми, в их сетях гибнут мно­гие вредители. Черви рых­лят землю, перерабатывают растительные остатки в гу­мус. Конечно, в цветочном горшке им не место, с го­лоду и корни цветов станут есть. Муравьи тоже условно наши помощники: они унич­тожают гусениц многих на­секомых, но разводят тлю. Питаются сладкими выде­лениями, щекоча их своими усиками.

Теперь о безусловных по­мощниках. Божьи коров­ки вам известны. Они отли­чаются большой плодови­тостью, их личинки фиоле­тового цвета с желтоваты­ми точками по бокам. И ли­чинки, и взрослые насеко­мые питаются тлей, щитов­ками и ложными щитовка­ми. Взрослый жук за день уничтожает 40-50 шт., а ли­чинка за период своего раз­вития — 600-800 шт.

Иногда, подвинув ко­мок почвы, можно увидеть жука продолговатой фор­мы темного цвета с метал­лическим отливом, кото­рый очень быстро убега­ет. Это жужелица, которая днем прячется. Эти жуки и их личинки питаются мел­кими гусеницами, слизнями, улитками, личинками долгоносиков и другими вредителями.

Я с этим столкнулась сама. Лет 15 назад впервые посадила в пленочные те­плицы перцы и баклажаны. Растения развивались очень хорошо, уже начина­ли цвести, как вдруг стали желтеть листья и цветы ста­ли опадать. Оказалось, они сплошь усеяны тлей. Я поехала в лабораторию под Петербургом, где приобрела божьих коровок и их личинок, привезла их в спичечном коробке и выпустила их в разных местах теплицы. Буквально через неделю мои растения стали оживать. Правда, урожая в том году я так и не получила, так как плодоносить они стали уже очень поздно, созреть не успели.

Надо беречь наших по­мощников, а не бороться с ними.

Г. Л. Масляницкая

Знать врага в лицо означает приблизиться к победе над ним. В случае с садово-огородными врагами это особенно актуально. Понимание того, какие вредители сада и огорода самые опасные, как их распознать и главное - как с ними бороться поможет спасти урожай, сэкономить время и застраховаться от их нашествия в будущем. Ниже топ-10 вредных насекомых и зверьков, о которых каждый огородник и садовод знать просто обязан.

Враг № 1 - тля: чем опасен и как победить

Тля - насекомое, одинаково опасное как для сада, так и для огорода. Вредитель высасывает сок из листьев и неокрепших побегов, попутно отравляя растения ядами, вызывающими их неминуемую гибель. Тля является разносчиком инфекций и вирусов, при отсутствии своевременных мер по истреблению способна погубить большую часть урожая, особенно фруктов в саду.

Бороться с тлей можно и нужно следующими способами:

  1. Механическим - смывая насекомое струей воды под напором (не 100% эффект).
  2. Обработкой зольно-мыльным раствором как для борьбы, так и для профилактики появления насекомого.
  3. Удалением с участка разносчиков тли - муравьев.
  4. Настойками на основе растений с инсектицидными свойствами (чеснока, одуванчика, щавеля, бархатцев и пр.).
  5. Отварами из табака, чистотела, тысячелистника, пижмы, горького перца, полыни и пр.
  6. Высаживанием вблизи пораженных растений отпугивающих тлю культур, способных выделять фитонциды (мяты, мелисы, горчицы, лаванды и пр.).

Если ни один из способов не помогает решить проблему, насекомые вредители могут быть уничтожены с помощью химических препаратов.

Враг № 2 - кроты: как отвадить от участка?

На первый взгляд безобидные и симпатичные кроты в саду или на огороде могут стать настоящей напастью, если не принимать меры. Зверьки прорывают многочисленные ходы на небольшой глубине, поражая корневые системы растений, портят цветники и нарушают ландшафтный дизайн.

Бороться с кротами можно разными способами. Есть гуманные варианты с отпугиванием зверьков специальными отпугивателями или удаление их с участка с помощью ловушек. Более жестокие методы подразумевают истребление кротов химическими и механическими методами.


Враг № 3 - белокрылка: какой вред наносит и можно ли уничтожить?

Каждый дачник знает, что белокрылки - частые вредители огорода, неравнодушные к ряду овощных культур. Любимое лакомство насекомого - тыква, огурцы, помидоры и патиссоны. Обнаружить белокрылку в огороде или теплице несложно. Визуально это небольшие насекомые с желтым телом, двумя парами крыльев с характерными белым восковидным налетом.

Личинки белокрылки бледного зеленого цвета с овальным телом, небольшим ворсом волос и нитями у основания брюшка. Самки взрослых особей оставляют яйцекладки с обратной стороны листьев в форме кольца. Личинки высасывают сок из листьев, загрязняют их экскрементами. Результатом становится сажистый гриб на поверхности листа и гибель растения со временем.

Наиболее эффективными против белокрылки считаются химические препараты: «Актофит», «Гааупсин», «Вермицид».


Враг № 4 - блошки: что поражают и как бороться?

Не все знают, что блошки миниатюрные и почти незаметные тоже считаются вредителями полей и огородов, где выращивают белокочанную и краснокочанную капусту, редьку, редис и репу. Имея тело в несколько миллиметров в длину, насекомые способны существенно вредить урожаю, прогрызая углубления в листьях и кочанах культур.

Борются с блошкой частыми поливами, высаживанием в пасмурный день и раньше предполагаемого срока, в качестве соседей для культур выбирая чеснок и лук. Первые следы появления блошек должны стать сигналом к быстрым действиям. Как вариант можно приготовить простую настойку из чеснока, листьев помидор и ложки мыла для опрыскивания, либо известное средство против вредителей - на основе корней и листьев одуванчика для опрыскивания культур.


Враг № 5 - злейший вредитель колорадский жук

Опасный жук вредитель для картошки, а также помидор, перца и баклажанов - колорадский. Взрослые особи довольно крупные с ярким оранжево желтым телом, покрытым продольными черными полосами. Личинки жуков полностью объедают листья культур, поэтому при первых признаках появления вредителя, нужно принимать меры.

Бороться с напастью можно проверенным механическим способом, собирая жуков и личинок вручную, уничтожая яйцекладки. Дополнительно после окончания сборки растения обрабатывают настойкой из древесной золы, жидкого мыла и измельченной ботвы полыни, смешанных с горячей водой и настоянных в течение нескольких дней.

Готовые средства для борьбы с насекомым - «Акотфит» и специализированный «Колорадоцид».


Враг № 6 - восклицательная совка: чем опасна

Восклицательную совку на участке можно узнать по характерному клиновидному пятну у основания крыльев, имеющему сходство с восклицательным знаком. У самок крылья свело-серого цвета, у самцов на несколько тонов темнее.

Особый вред для растения представляют именно самки. Они откладывают яйца на сорняках, а уже спустя неделю из них появляются гусеницы до 5 мм длиной. Они обгрызают листья культур, лакомятся корнеплодами, оставляя за собой широкие ходы и углубления. Восклицательная совка наносит вред более чем 80 видам растений в саду и на огороде, поэтому считается одним из опасных врагов для урожая.

Бороться с насекомыми можно разными способами. После того, как они окуклятся, имеет смысл использовать ловушки с приманками. Гусениц же можно остановить регулярными рыхлениями почвы, разрушающими их подземные владения. Из химических препаратов хорошо себя зарекомендовали «Талстар» и «Циктор», которые можно дополнительно сочетать с народными средствами - отварами из полыни, ботвы томатов и белены. Добиться массового истребления насекомого получится за счет сезонной перекопки почвы поздней осенью.


Враг № 7 - медведка обыкновенная: какой вред приносит?

Это насекомое относится к категории земляные вредители, так как повреждает подземные части культур, включая клубни картофеля. Под воздействием насекомого всходы растения усыхают и не подлежат восстановлению. Клубни картофеля приобретают неправильную форму с многочисленными полостями.

Узнать насекомое несложно по характерным отличительным чертам. Это крупный (до 6 см длиной) вредитель темного цвета с копательного типа передними лапками, кожистыми передними и перепончатыми длинными задними крыльями.

Личинки имеют много сходства со взрослыми особями и отличаются только отсутствием крыльев. Вредители селятся на участках, удобренных перегноем с влажной почвой, испещряя их горизонтальными ходами. Питаются личинки сначала гумусом, а по мере созревания - корнями и корнеплодами.


Победить медведку в саду или на огороде можно путем простого рыхления почвы с наступлением весны и в начале лета. Глубина обработки должна быть не менее 15 см. Также как, вариант можно пробовать воздействовать на вредителей, устраивая ловчие ямки до 30 см в глубину и до 70 см в диаметре с навозом на дне. Медведки заползают в ямы для зимовки, там их можно уничтожить, используя химические и биологические препараты, например, Метаризин.

Враг № 8 - листоеды: как узнать и как истребить?

Мелкие огородные вредители листоеды - это небольшие (до 10 мм в длину) жуки, личинки которых вредят большей части растений. Насекомые ярко окрашены и представлены многочисленными видами, среди которых и ранее описанный колорадский жук.

Бороться с листоедами можно химическими препаратами:

  • «Корадо»;
  • «Фьюри»;
  • «Командор»;
  • «Кинмикс» и пр.

Как вариант стоит попробовать и альтернативные народные средства, например, отвар из ботвы помидоров, заливаемой кипятком и настаиваемой в течение нескольких часов для обработки растений.


Враг № 9 - луговой мотылек: чем питается и как бороться

Изучая фото и названия главных вредителей сада и огорода, стоит обратить внимание на лугового мотылька, который вредит не только цветам, но и деревьям, огородным культурами и кустарникам. Насекомое истребляет листья, завязь, кору, повреждает плоды и даже семена. За один день два десятка гусениц способны полностью уничтожить растение и перейти на следующее.

Луговой мотылек ищет пропитания ночью, днем маскируется в траве. Самки откладывают яйца, из которых уже через несколько дней появляются личинки-вредители. Чем теплее погода и выше уровень влажности воздуха, тем благоприятнее условия для развития насекомых.

Бороться с мотыльком нужно прежде всего, удаляя с участка сорняки. С первых дней весны рекомендуется проводить обработку растений инсектицидными препаратами с повтором обработки каждые 2 недели. Достойно себя зарекомендовали безопасные для культур и человека средства «Лепидоцидом» и «Битоксибациллином». Гусениц на последней стадии развития получится истребить более радикально действующими средствами «Фуфаноном» и «Фьюри».


Враг № 10 - слизни: чем опасны и какие способы борьбы выбрать?

Так же, как и кроты, слизняки на первый взгляд могут показаться совершенно безопасными. На самом деле моллюски представляют серьезную угрозу для сада и огорода. Лишенные панциря, они выбирают для себя самые влажные зоны участка, стараются поселится в укрытии из картона, досок, камней.

Слизни способны навредить практически всем растениям без исключения, повреждая стволы рассады, заползая в плоды и корнеплоды.

Бороться со слизнями можно в первую очередь, снижая уровень влажности на участке. Это просто сделать с помощью устройствоа качественного дренажа. Кроме того уменьшить численность моллюсков поможет регулярная прополка грунта с удалением возможных мест для укрытий - досок, камней и прочих предметов.


Подселение природных врагов также сыграет свою роль. Грачи, скворцы, лягушки, ежи - все они питаются слизняками, поэтому помогут справиться с проблемой естественным способом.

Усложнить передвижение насекомым можно с помощью посыпанных песком или измельченной яичной скорлупой дорожек.

В заключение отметим, что перечисленные выше вредители далеко не весь список. На огороде и в саду встречаются и другие виды насекомых, моллюсков и зверьков, способных заметно снизить численность урожая, причиняя ощутимые неудобства владельцам участка. Практикуя методы борьбы с самыми частыми непрошенными гостями на огороде или в саду, стоит не забывать изучать список вредителей культур, вооружаясь знаниями для эффективной борьбы.