Что можно выжечь на доске. Выжигание по дереву паяльником: технология красоты

  1. Современный инструмент
  2. С чего начать
  3. Способы выжигания
  4. Инструкция для начинающих

Декоративное выжигание по дереву - искусство, появившееся в 700 году до н. э. В том или ином виде встречалось практически у всех народов. Родина - Перу. В Россию пришло в конце XX века. Техника применялась для украшения матрешек.

Первый инструмент, предназначенный для выжигания по дереву, работал на бензине. За счет этого топлива происходило накаливание платиновой иглы . Мастер, выжигающий узор на деревянной поверхности, был вынужден постоянно обеспечивать подачу горючего, управляя ножной педалью.

На смену выжиганию пришла декоративная роспись. Полюбившаяся многим техника отошла в тень, хотя преданные своему ремеслу мастера продолжили украшать шкатулки, сундуки, кувшины, другие деревянные предметы.

Современный инструмент

В СССР широко распространились кружки рукоделия. Школьники начали массово посещать уроки выжигания по дереву для начинающих. У многих и сейчас можно отыскать на кухне красиво украшенную разделочную доску. С появлением прибора нового образца выжигание стало доступным и безопасным. Сфера использования устройства постепенно расширилась. С его помощью стали украшать кожу, текстиль, костяные поверхности, бумагу.

Самый простой электровыжигатель состоит из:

  • понижающего трансформатора;
  • рукоятки;
  • насадок различного типа: перьев, нитей накаливания.

Электрический прибор для выжигания не всегда удовлетворяет конструкционным и функциональным наполнением. Некоторые предпочитают заменять встроенный реостат более надежным лабораторным трансформатором, позволяющим качественнее осуществлять выжигание картин с различной интенсивностью тона .

С чего начать

Начинать процесс необходимо со знакомства с тонкостями прикладного искусства. Нужно научиться правильно подбирать деревянный материал. Лучше отдавать предпочтение мягкой древесине лиственных пород. Хорошо подходит тополь , липа, осина.

Одни виды деревьев выдерживают температуру в 250 °C, другие воспламеняются при 120 °C. Чем мягче древесина, тем качественнее и комфортнее выполняется выжигание.

Перед работой обрабатывается доска. Поверхность должна быть ровной. После этого с помощью трафарета, карандаша или ножа с тонким концом переносится изображение. Эскиз можно нарисовать и от руки.

Для выполнения сложного рисунка рекомендуется использовать копировальную бумагу. Чтобы поверхность поделки оставалась чистой, не пачкалась от копирки, рисунок можно перевести на прозрачную папиросную бумагу. Затем зафиксировать картинку на дереве или фанере. В качестве клеевой основы используется заваренный крахмал или пшеничная мука. Пирография выполняется непосредственно по папиросной бумаге, эскиз удаляется после выжигания.

Для начинающих художников проводятся мастер-классы, где можно научиться азам рукоделия, получить советы . Первой работой должен быть рисунок, для выполнения которого не требуется особых навыков. Используется инструмент, купленный в специализированном магазине. В продаже можно найти огромный выбор сменных скобок для выжигания из нихромовой проволоки диаметром 0,3–1,5 мм. Этот материал хорошо переносит термические нагрузки. Наконечники на выжигательный паяльник можно изготовить и самостоятельно из проволоки.

Под рабочий инструмент необходимо подготовить подставку из негорючего материала: керамическую тарелку, кружку, стакан из толстого стекла. Включать прибор нужно заранее, положив его на подставку: насадки нагреваются быстро.

Способы выжигания

К выжиганию на доске приступают после того, как паяльный элемент пирографа раскалится до требуемой температуры. Неравномерное прогревание наконечника в момент выжигания свидетельствует о неполадках инструмента или необходимости провести смену рабочей насадки. Чтобы избежать перегрева выжигателя, периодически его нужно отключать.

Стереть или удалить нанесенные линии невозможно - нужно избегать помарок, ошибок. Для удобства древесину фиксируют под наклоном, рабочей руке с выжигателем обеспечивают устойчивую опору.

Объем художественным работам придают с помощью оттенков. Их добиваются линиями разной толщины, различной интенсивностью прожига. Чем быстрее перемещается раскаленный наконечник по доске, тем тоньше получается выжженный контур. Регулировать оттенок рисунка можно варьированием температуры пера. Чем она больше, тем темнее получается узор. Выжигать необходимо легко, без натиска, резких толчков, долгих остановок.

Если нужно нанести штрих под углом, то его прорисовывают сверху вниз, не прожигают древесину на полную глубину. Можно предварительно формировать углубления долотом. Оформляют декоративный фон рисунка при помощи фигурных насадок.

Инструкция для начинающих

  • Необходимо занять удобное положение. Спина, шея, руки не должны уставать при работе. Доску располагают на столе таким образом, чтобы любой участок рисунка можно было легко достать.
  • Начинать рекомендуется с внешних линий: ошибки на них будут не так заметны (к тому же их можно зашлифовать). Затем следует сделать переход на основную часть рисунка, только после его завершения - к второстепенным фрагментам.

Производят выжигание сразу в нескольких участках холста поочередно.

  • После окончания выжигания можно раскрасить изображение или покрыть его лаком.

О чем нужно помнить во время работы :

  • Движения рук должны быть точными.
  • Скорость проведения инструмента по дереву, интенсивность нажатия влияют на толщину линии, глубину цвета.
  • Насадки на паяльник позволяют получать линии разной формы, толщины.
  • Насадки нужно периодически очищать от нагара шлифовальной колодкой.
  • К насадке во время работы следует прикасаться только пассатижами.

Если вы решили освоить искусство пирографии – выжигания по дереву, эта книга для вас. Свойства древесины, способы подготовки материала, необходимые инструменты и приспособления, основные приемы и техники выжигания, методы отделки готовых изделий, понятные иллюстрации – издание будет полезно не только начинающим, но и опытным мастерам.

Из серии: Страна мастеров

* * *

компанией ЛитРес .

Древесина как материал для пирографии

Хотя выжигать можно по поверхности любых материалов, которые могут быть обуглены, например по коже, кости, пробке и т. д., ни один из них не дает таких широких возможностей для пирографии, как дерево. К тому же из всего вышеперечисленного именно дерево является наиболее распространенным в быту и доступным материалом.

Какие же требования предъявляют к древесине как материалу для выжигания? Одни ее виды больше подходят для пирографии, чем другие: светлое дерево позволяет добиться лучшего контраста между выжженной картинкой и основой, на нем более четко просматриваются детали рисунка и штриховка, поэтому на светлой древесине ваша работа будет выглядеть наиболее выигрышно. Однако для выжигания подходит не любая светлая поверхность, поскольку некоторые светлые сорта древесины содержат значительную долю волокнистой ткани. Работать с деревом, имеющим ярко выраженную текстуру, труднее, поэтому большинство мастеров предпочитают как можно менее текстурную древесину. Это позволяет получить чистое полотно для выжигания. Но если включить естественный рисунок деревянной поверхности в композицию будущего изделия, результат может получиться очень выразительным.

Для выжигания можно использовать и темную древесину, но созданная на ней картинка обычно теряется на таком фоне, особенно после покрытия лаком. По этой причине вместе с пирографией на темных материалах обычно используют краску или другие пигменты, чтобы выделить изображение.

Известно также, что древесина одних пород воспламеняется уже при температуре 150 °С, а для других этот порог значительно выше – до 250 °С. Например, мягкая древесина липы воспламеняется при более низкой температуре, чем бук или береза. Поэтому виды дерева с точки зрения использования в пирографии следует разделять не только на светлые и темные, но также и на твердые и мягкие. Выжигать на мягкой древесине намного легче и быстрее, чем на твердой. Если у вас есть достаточно мощный пирограф, можно успешно выжигать самые твердые породы дерева, но лучше работать на мягких и ровных. Достаточно легкого прикосновения раскаленного наконечника к поверхности мягкой древесины, чтобы получился глубокий и выразительный след.

Обработанная поверхность может выцветать, если расположена под прямыми лучами источников искусственного или естественного освещения. Чтобы предупредить обесцвечивание выжженного рисунка, лучше расположить его в тех местах, где на него не падают прямые солнечные лучи или яркий свет от лампы. Если же ваша работа предназначена для открытого пространства, можно подумать об использовании лаков, содержащих ультрафиолетовые ингибиторы (например, корабельного лака).

Доски из твердой древесины отлично подходят для вывесок, функциональных предметов, кроме того, они позволяют выжигать очень мелкие детали, которые обычно на мягкой древесине сливаются. Особое внимание можно уделить спилам и горбылям, которые имеют кору по краям, – эта кора создает эффектную естественную рамку вокруг поверхности для выжигания.

Строение древесины

Древесина состоит из растительных клеток и включает в себя: сосуды, по которым движутся вода и растворенные в ней минеральные соли; волокна, обеспечивающие механическую прочность древесины; а также ткани, в которых дерево запасает органические вещества (в древесине хвойных пород имеются также вертикальные и горизонтальные смоляные ходы). У древесных клеток, прекративших рост, оболочка пропитывается лигнином, благодаря чему повышается механическая прочность древесины. В абсолютно сухой древесине на долю оболочек клеток приходится около 95 % всей древесной массы. Последняя составляет основную часть ствола дерева и окружена корой.

Рост ствола дерева в толщину происходит в результате развития камбия (образовательной ткани). У древесных растений камбий в виде тонкого слоя располагается между лубом (внутренней частью коры) и древесиной ствола. Камбий в определенной последовательности со своей внешней стороны «вырабатывает» луб, а с внутренней – древесину. Наиболее активно камбий развивается весной, к осени его жизнедеятельность приостанавливается и на зиму замирает, оставляя след на поперечном разрезе ствола в виде годичного кольца.

Для некоторых лиственных пород на поперечном разрезе ствола характерно наличие радиально расположенных светлых лучей (сердцевинных лучей), которые на радиальном разрезе выглядят как поперечные блестящие (светлые или темные) полосы, а на тангенциальном – как продольные веретенообразные тонкие штрихи или полоски (чечевички). По сердцевинным лучам питательные вещества передвигаются к местам их отложения. У ряда ядровых древесных пород, например у дуба, лиственницы, сосны, ясеня, на поперечном разрезе отчетливо различаются две области: темная центральная (ядро) и более светлая периферическая (заболонь). У безъядровых пород, например у березы, бука, граба, ели, ольхи, вся площадь поперечного разреза имеет одинаковый (обычно светлый) цвет.

На поперечном разрезе лиственных пород видны отверстия, представляющие собой сечения сосудов – трубок, каналов разной величины, предназначенных для проведения воды.

Узор, образованный на разрезе ствола годичными слоями, сердцевинными лучами, сосудами, волокнами и др., называется текстурой древесины. Именно текстура древесины определяет ценность последней как поделочного материала. Главные образующие текстуры – это годичные кольца и анатомические элементы древесины (сосуды, сердцевинные лучи, волокна, смоляные ходы).

Текстура древесины хвойных деревьев не отличается особой выразительностью. Она в основном определяется шириной годичных колец и разницей в окраске и толщине слоев ранней и поздней древесины в годичных кольцах.

У представителей лиственных пород текстура гораздо богаче и красивее, так как в создании узора на разрезе ствола участвуют не только более крупные водопроводящие сосуды, но также сердцевинные лучи и волокна.

Очень ценится древесина, у которой вышеуказанные текстурообразующие элементы, вместо того чтобы располагаться «нормально» (волокна и водопроводящие сосуды – продольно, сердцевинные лучи – радиально), по каким-либо причинам ориентируются беспорядочно, образуя оригинальный узор. Отличной выразительной текстурой, а следовательно, и декоративной древесиной обладают многие лиственные древесные породы (береза карельская, орех грецкий, орех маньчжурский, клен белый «птичий глаз» и др.), а также ствольные и прикорневые капы, развилки стволов (так называемые гаффели), комлевые части некоторых деревьев.

Древесина с красивой сочной текстурой – прекрасный материал для разнообразных поделок, а также для изготовления шпона, используемого для отделки мебели.

Особенности древесных пород

Сосна – пожалуй, самый распространенный у нас вид древесины. Она стоит недорого и хорошо обжигается, но разные участки ее имеют неодинаковую твердость, из-за чего по ней трудно провести непрерывную линию. Кому-то удается с успехом использовать и сосну, и другие сорта волокнистой древесины, однако все же лучше выжигать на такой древесине изображения с небольшим количеством деталей. Еще одним недостатком сосны, как и всех хвойных пород, является ее смолистость. Даже тщательно зачищенная поверхность сосновой доски со временем может покрыться выступившими капельками смолы. Эта особенность еще ярче проявляется под воздействием высокой температуры, которую создаст выжигательный прибор. Поэтому при подготовке сосновой детали к выжиганию ее следует обессмолить.


Ель. Древесина немного уступает сосновой по плотности, прочности и стойкости к гниению. Из-за большого количества сучков и повышенной их твердости она труднее поддается обработке. Преимущества: однородность строения, сохраняющийся в течение длительного времени белый цвет, малая смолистость. Годичные слои хорошо видны на всех разрезах. В отличие от сосны, более крупные сучки располагаются мутовками, между которыми попадаются одиночные сучки меньших размеров. Древесина безъядровая, однородного белого цвета, иногда со слабым желтоватым или розоватым оттенком.


Пихта . Древесина сибирской пихты по внешнему виду очень похожа на древесину ели, но отличается отсутствием смоляных ходов. Годичные слои видны на всех разрезах. Крупные сучки расположены мутовками, между которыми встречаются мелкие одиночные сучки.


Кедр сибирский, или сосна кедровая сибирская . Древесина мягкая, легкая, хорошо поддается обработке. Обладает желтовато-розовым ядром, желтовато-белой заболонью. Смоляные ходы более крупные, зато их меньше, чем у сосны. Годичные слои хорошо заметны на всех разрезах, но переход от ранней зоны к поздней постепенный, растушеванный. Сердцевинные лучи не видны. Легко и гладко режется в разных направлениях, имеет красивый цвет и текстуру.


Лиственница. Древесина лиственницы примерно на 30 % превосходит сосну по прочности и плотности, отличается сравнительно небольшой сучковатостью, высокой стойкостью к гниению, однако имеет склонность к растрескиванию, а повышенная смолистость и твердость затрудняют обработку. Поэтому лиственница малопригодна для пирографии.


Дуб. Высокая твердость и прочность – главные отличия дубовой древесины. Также заслуживают внимания такие свойства, как стойкость к гниению, способность гнуться. На разрезах дает красивую текстуру. Но, несмотря на все преимущества, дуб, к сожалению, малопригоден для пирографии. Волокнистая ткань дуба настолько тверда, что практически не поддается обжиганию. Однако вышесказанное не означает, что вам не следует экспериментировать с этим красивым материалом.


Бук . Обладает высокой прочностью древесины, хорошо поддается изгибанию (в пропаренном состоянии), но малоустойчив к гниению. Для пирографии, как и дуб, пригоден мало.


Липа как материал для выжигания занимает лидирующее место. Именно из липы изготавливают 90 % деревянных сувениров. Древесина ее светлая и мягкая, податливая, обладает гладким волокном, однородной по плотности структурой. Эти свойства делают липу идеальной для выжигания и резьбы. При выжигании по ее древесине на проволочном наконечнике практически не остается угольных наслоений, так как липа не смолистое дерево.


Ива. Древесина этого дерева мало чем уступает липе, она легкая, мягкая, вязкая, эластичная. Иву используют при изготовлении различного инвентаря, ракеток для тенниса и бадминтона, протезов; она – лучший материал для дуг, обручей, плетения корзин и мебели и т. п.


Осина . Еще один популярный материал для выжигания. Безъядровая порода. Древесина белого цвета, с зеленоватым оттенком; годичные слои заметны слабо, сердцевинные лучи не видны. Древесина осины имеет однородное строение, легко лущится, хорошо поддается обработке и долгое время не желтеет, если находится в помещении. Еще одним положительным качеством является ее способность очень долго не гнить в воде.


Береза. Древесина березы отличается высокой прочностью, особенно при ударных нагрузках. Имеет однородное строение и цвет, среднюю плотность и твердость. Малостойкая против гниения. Порода безъядровая, заболонная (без спелой древесины); древесина белая с красноватым (реже желтоватым) оттенком. Годичные слои на всех разрезах различаются плохо. Сосуды почти незаметны. Сердцевинные лучи узкие, едва видимые лишь на радиальном разрезе (лучше – на расколе). Одна из самых востребованных по промышленному значению среди лиственных пород благодаря широкому распространению, высоким механическим свойствам и доступности. Древесина березы карельской и капов используется в качестве декоративного материала, а березовая фанера – один из самых популярных материалов для пирографии.


Вяз принадлежит к семейству Ильмовые (Вязовые), куда также относятся ильм и карагач . Все три породы ядровые, с плотной, прочной древесиной, различаются они только по цвету на срезе и расположению мелких сосудов в поздней части годовых слоев. У вяза заболонь серовато-белая, иногда с фиолетовым оттенком. Она резко отграничена от буровато-серого ядра, на всех разрезах хорошо видны годичные слои. У вяза заболонь довольно широкая (до 40 годовых слоев), у ильма и карагача – узкая (до 8 годовых слоев). Древесина ильма темно-бурого цвета, в радиальном разрезе отличается красивой текстурой. Но самым темным из них является карагач – его древесина красновато-бурого цвета. Произрастают эти деревья в средней полосе. Древесина вязкая, хорошо поддается изгибу, плохо раскалывается.

Что важно для пирографов – вяз традиционно используют для изготовления кухонной утвари: деревянных ложек, лопаточек, разделочных досок. Он представляет собой прекрасный материал для выжигания – отчасти благодаря светлой древесине, но главным образом из-за слабого различия в твердости волокнистых и прочих тканей.


Тис имеет очень твердую древесину, что, однако, в данном случае не является недостатком. На выжигание по такой древесине уходит много времени, но зато на ней можно выполнить рисунок с мелкими деталями. Древесина тиса большей частью довольно темная, но ближе к коре встречаются и светлые участки. Тис хорошо поддается обработке на токарном станке, а после шлифовки мелкой шкуркой его поверхность становится очень гладкой, приятной на ощупь. Если вы покупаете целый лист шпона, осмотрите внимательно товар: возможно, вам встретится лист с интересным естественным рисунком.


Ясень . По свойствам древесины схож с дубом, обладает высокой прочностью и вязкостью, малой склонностью к растрескиванию, хорошей способностью к изгибанию. Широкая заболонь белого цвета с желтоватым или розоватым оттенком, нерезко отграниченная от светло-бурого ядра. Годичные слои хорошо видны на всех разрезах, а сердцевинные лучи, напротив, различимы плохо. Все это создает на разрезах довольно красивую текстуру. Как и другие твердые породы, сложен для выжигания.


Каштан. Древесина каштана легкая, мягкая, хорошо поддается обработке резанием и отделке. Вполне подходит для пирографии. Порода ядровая, ядро по цвету и строению похоже на дубовую древесину, но сердцевинные лучи не видны. Заболонь узкая, светлая, с желтоватым оттенком. Годичные кольца хорошо заметны во всех разрезах. Каштан содержит большое количество дубильных веществ, отличается сероватым оттенком и характерным рисунком текстуры.


Клен . Обладает твердой плотной древесиной, по прочности несколько большей, чем у дуба. Мало коробится и хорошо обрабатывается, в том числе обжигается. Древесина белая с буроватым или красноватым оттенком, на всех разрезах хорошо видны годичные слои. На радиальном разрезе заметны сердцевинные лучи, создающие рябоватость. Строганый кленовый шпон имеет свилеватую текстуру и весьма востребован как декоративный поделочный материал. Наиболее ценным является подвид клена под названием «птичий глаз» благодаря красивой текстуре. Некоторые образцы шпона настолько красивы сами по себе, что их можно поместить в рамку и выставлять как произведения искусства.


Тополь. Древесина тополя мягкая, легкая, однородного строения, с неярко выраженным рисунком текстуры, почти не растрескивается при сушке, поддается обработке резанием и отделке. Годичные слои видны на всех срезах. Комлевая часть стволов черного и канадского тополя отличается красивой текстурой, подобной текстуре карельской березы, и используется для производства строганой фанеры и декоративного лущеного шпона.


Ольха . Древесина ольхи мягкая, легкая, однородная по строению. Хорошо режется, мало коробится, хорошо протравливается и полируется, очень стойкая в воде, поэтому она используется для изготовления свай, колодезных срубов, шахтных подпорок. Цвет заболони в свежесрубленном состоянии белый; на воздухе постепенно краснеет и становится желтовато-красным. Годичные кольца малозаметны. Сердцевинные лучи узкие, простым глазом не видны, на поперечном срезе – ложноширокие и выявляются в виде светлых, иногда искривленных радиальных линий. Встречаются сердцевидные повторения в виде буроватых крапинок, пятнышек или черточек. На комлевых частях ствола ольхи возможны наросты, капы.


Платан, или чинара. Древесина плотная, твердая, с хорошими механическими свойствами, неплохо обрабатывается, режется и отделывается, подходит и для пирографии. Порода ядровая, цвет заболони серовато-бурый, ядро красно-бурое. Сердцевинные лучи хорошо видны и намного темнее древесины. Текстура дерева на срезах отличается большой декоративностью.


Груша. Древесина розовато-бурого или красно-бурого цвета, однородного строения, прочная, твердая, тяжелая, обрабатывается и режется во всех направлениях, легко отделывается, хорошо воспринимает окраску, особенно при имитации под черное дерево. Груша мало коробится, ее поверхность с помощью мелкой шкурки можно сделать очень гладкой. Как и у конского каштана, участки волокнистой ткани почти не сопротивляются обжигу, но тем не менее приходится долго работать, чтобы добиться желаемого контраста с темной древесиной.


Яблоня . Сердцевина яблони красно-бурая, заболонь – желто-розовая и намного светлее ядра, годичные кольца и сердцевинные лучи выражены слабо. Древесина вязкая, прочная, плотная, довольно хорошо режется, поддается обработке и отделке, точится на токарном станке, обжигается.


Черешня, вишня . Ядровые породы. Цвет древесины желто-коричневый с сероватым оттенком. При радиальном разрезе хорошо выявляется характерная для древесины полосатость. Дерево прочное, твердое, хорошо обрабатывается, режется и отделывается.


Рябина – один из наименее подходящих материалов для выжигания. Древесина плотная, твердая, прочная, тяжелая, огнестойкая, отличается хорошей сопротивляемостью ударам и обжигу.


Орех . Дерево отличается красивой текстурой и высоко ценится в мебельном и фанерном производстве. Однако ореховая древесина весьма твердая и умеренно тяжелая, поэтому, как и рябина, для пирографии орех малопригоден.


Другие сорта древесины . Видов деревьев очень много, кроме вышеперечисленных, существует еще немало хорошо подходящих для выжигания сортов древесины, например самшит, кипарис, английский или канадский клен. По своим свойствам их древесина близка к древесине вяза. Встречаются и более экзотические сорта, однако в наши широты они попадают, как правило, в виде уже готовых изделий, к тому же довольно дорогих. По этой причине рассматривать всерьез древесину, например, палисандра, секвойи или сосны гикори как материала для выжигания не имеет особого смысла. У нас лучшими материалами для выжигания считаются ольха, липа, береза, вяз, тополь и каштан, так как они имеют светлую окраску, а их структура однородная и мелкопористая.

Не бывает двух кусков древесины с совершенно одинаковыми свойствами. Поэтому почаще тренируйтесь на разных материалах. Поэкспериментировав с различными образцами древесины самостоятельно, вы приобретете весьма ценный опыт.

Прекрасный материал для выжигания – фанера. Она прекрасно подходит для того, чтобы выжечь на ней картину и повесить на стену, изготовить шкатулку и покрыть ее выжженным узором, сделать украшенную пирографией полку и многие другие предметы.


Фанера древесный материал, состоящий из склеенных между собой двух или более листов лущеного шпона лиственных пород (осины, березы) при взаимно перпендикулярном расположении волокон древесины в смежных листах. При этом симметрично расположенные слои шпона (по толщине фанеры) должны быть из древесины одной породы и одинаковой толщины.

Наружные слои называются рубашками, внутренние – серединками. По той породе древесины, из которой изготовлены ее рубашки, фанеру и называют. Чаще всего она изготавливается из березы, но можно также найти фанеру из сосны, сложнее – из бука. Березовая фанера поддается обжигу тяжелее, нежели фанера из сосны, однако она имеет более равномерную структуру. Фанера из бука считается весьма хорошим материалом для выжигания, она также поддается обжигу с некоторым трудом, но зато однородна по структуре.

При работе с фанерой следует учитывать ее некоторые особенности. Толщины каждого слоя шпона, из которых склеен фанерный лист, вполне достаточно, чтобы создать рельефный выжженный рисунок, так что следует быть осторожным, чтобы раскаленный наконечник не проник в слой клея. Хотя сам по себе этот клей безвреден для здоровья, но его пары – отнюдь не лечебные. К тому же нарушение границы между слоями может привести к вспучиванию шпона в этом месте. Точно так же обращайтесь с облицованной шпоном ДСП, тем более что клей, который применяют для склеивания опилок в единую древесностружечную плиту, уже точно содержит вредные для здоровья вещества.

Толщина листов обычной фанеры составляет 1–12 мм. Листы толщиной от 12 до 78 мм называют фанерными плитами.

Длину листа фанеры определяют по направлению волокон древесины рубашек. Фанеру называют продольной, если длина листа больше его ширины, и поперечной, если длина листа меньше ширины. В записи первое число всегда означает длину. Листы фанеры имеют большие размеры – от 725 × 1220 мм для толстых сортов фанеры и плит до 1525 × 1525 и 1525 × 2440 мм для тонких сортов.

Разумеется, если вы не занимаетесь пирографией профессионально, то не станете покупать для поделок целый лист фанеры, а резать его на части продавцы вряд ли согласятся. Где же брать заготовки?

Популярное применение пирографии – мебель. При наличии времени и воображения можно превратить недорогой сосновый кофейный столик, шезлонг для отдыха в саду или простой табурет в семейную реликвию. Даже деревянным предметам домашнего обихода, таким как кухонные шкафы, можно придать индивидуальность с помощью пирографии.

Заготовки для выжигания можно приобретать в магазинах, где продается недорогая кухонная утварь. Все эти разделочные доски, ложки, подставки для яиц и т. п., разумеется, не делаются в расчете на пирографию, но вы можете выбрать себе заготовки с наиболее подходящей для работы поверхностью.

Всегда обращайте внимание на любые деревянные вещи, имеющиеся в продаже, среди них может попасться подходящая или даже интересная для вас. Никогда не знаешь заранее, где она встретится. Даже если такая вещь покрыта лаком или расписана, ее можно ошкурить и использовать как заготовку для выжигания.

Если заготовка собрана из двух и более частей, лучше не выжигать по стыкам между ними.

Еще одно замечание касается использования цветовой и фактурной неоднородности древесины (рис. 3).


Рис. 3. Пирографическое панно, выполненное на дощечке с крупным сучком.


В отличие от книжных и журнальных страниц, с которых вы будете копировать рисунки, поверхность древесины очень неоднородна. На ней видны темные пятна и полосы, от совсем маленьких до довольно крупных. Однако творческая фантазия подскажет вам, как даже большие пятна от сучков удачно включить в рисунок.

Часто, особенно при изображении природы, естественная неоднородность древесины даже делает работу эффектнее, темные полосы выглядят как веточки, травинки и т. п. Иногда бывает и так, что какое-нибудь интересное пятно или полоса наводят на мысль и занимают свое немаловажное место в целостной картине, а быть может, даже предопределяют ее. Так что не забывайте уделять внимание естественной неоднородности древесины при наметке рисунка, и она, скорее всего, сослужит вам хорошую службу.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Выжигание по дереву. Техники, приемы, изделия (Ю. Ф. Подольский, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром -

Первые шаги

Самое главное – научиться управлять пером и чувствовать особенности поверхности древесины. Намного полезнее понять, как проводятся точные прямые линии, чем постоянно пытаться исправить допущенные во время работы погрешности. Конечно, умение приходит только с опытом, поэтому требует постоянных и длительных упражнений.

Начинать лучше с мелких предметов и постепенно переходить к более крупным. Так вы скорее освоитесь со своим оборудованием и научитесь правильно пользоваться им. Возьмите деревянные ложки или лопаточки, выжигая на них простые линейные узоры, не требующие светотени, стараясь придать своему рисунку фактуру и объем за счет разнообразной штриховки. Можно начать также с брелоков, подставок для яиц или других мелких предметов. Даже если вы испортили вещь, выбросить в корзину фанерную бабочку не так жалко, как, например, часы в деревянном корпусе. Кроме того, работа над мелкими предметами научит вас обращению с различными по размеру перьями.

Начинайте работу с верхней части задуманного рисунка, делая короткие легкие штрихи. Движения должны быть плавными. Работайте не торопясь: дереву требуется время, чтобы оно потемнело под воздействием температуры. Поначалу у вас будут получаться кляксы и неровные линии, поэтому придется поупражняться.

Новичкам труднее всего научиться выжигать равномерно. Часто их картинки выглядят неровными и грязными. Если вы столкнулись с этой проблемой, мужайтесь. Первый блин выходит комом не только у вас, и есть несколько вещей, которые помогут справиться с этими трудностями.

Прежде всего, надо помнить, что при первом соприкосновении с поверхностью перо будет более горячим, чем во время последующего выжигания штриха. Это происходит потому, что часть тепла поглощается материалом, по которому вы выжигаете. Этот факт и предопределяет самую распространенную для всех пирографов проблему: как предупредить появление кляксы от момента, когда вы впервые дотрагиваетесь пером до поверхности, до того, как оно достаточно остынет, чтобы получилась ровная линия.

Эта проблема имеет два решения. Первое – это движение и скорость. Движение не дает горячему перу оставаться на одном месте и прожигать отверстие, прежде чем вы сможете заставить свою руку двигаться. Представьте, что ваше перо – это самолет, садящийся на взлетную полосу. В течение первой секунды после прикосновения к поверхности вам потребуется перемещать перо немного быстрее, прежде чем все тепло будет поглощено материалом. Тогда надо замедлить движение пера до той скорости, которая даст возможность равномерно выжигать по этому материалу. Когда же настанет время завершить штрих, вам просто нужно продолжать движение, одновременно отрывая перо от поверхности, чтобы оно даже долю секунды не оставалось на одном месте и не прожгло отверстия на конце линии. И вновь представьте перо самолетом, до сих пор разбегавшимся по взлетной полосе и взлетающим в конце нужной вам линии (рис. 8).

Рис. 8. Перо в движении.

Второй метод предупреждения клякс состоит в том, чтобы осторожно подуть на перо, прежде чем коснуться поверхности. Это охладит перо, а когда оно будет на поверхности и в движении, температура нагрева вернется.

Возможно, при чтении вводного материала некоторые действия кажутся слишком сложными, но пирография, как и любое ремесло, требует навыка. Поэтому потребуется практика, прежде чем искусство владения раскаленным пером станет вашей второй натурой. Возьмите обрезки какого-нибудь материала и практикуйтесь в нанесении штрихов, прямых и кривых линий, выбирая разные перья. Вскоре кляксы останутся в прошлом. Кстати, при работе пирографом с твердой насадкой проблемы с кляксами обычно встречаются реже.

Выполняя первое простое упражнение, надо следовать двум правилам:

1. Не пишите пирографом, даже если вам этого очень хочется. Возможно, сама форма его рукоятки провоцирует к этому: кажется, что в руке обычный карандаш. Но по крайней мере для начала – не пишите.

2. Не рисуйте, не пытайтесь что-либо изобразить.

Иными словами, вначале вам надо всего лишь провести несколько штрихов. Не меняя температуры рабочего наконечника, проведите несколько линий и поставьте несколько точек. Есть много способов сделать это. Например, если вы слегка прикоснетесь к древесине раскаленным наконечником, не нажимая, проведете им по поверхности, получится тонкая, довольно светлая линия. Если слегка надавите и проведете им медленнее, получится более темная и широкая линия.

Отсюда, естественно, следует, что толщина линии зависит от скорости, с которой вы проводите рабочим наконечником пирографа по дереву, и давления, которое вы оказываете на его поверхность. Попробуйте выжечь как можно больше линий различной толщины и яркости.

Если при работе вы будете слишком сильно нажимать пером на древесину, нагревательный элемент, скорее всего, изогнется. Не пугайтесь этого, придайте ему исходную форму, прижав к ненужному куску древесины. Нихромовая проволока очень гибкая, и вряд ли вы ее сломаете.

Освоив простые штрихи, чистые от клякс, попробуйте выжечь как можно больше линий различной толщины и яркости, постепенно сплетая линии в сложные изогнутые узоры (рис. 9).

Скорость движения ручки будет определять, насколько темной или светлой будет получаться линия. Естественно, чем быстрее вы двигаете перо поперек поверхности, тем меньше времени оно находится в контакте с материалом и тем светлее оно выжигает. Чем медленнее вы двигаетесь, тем темнее будет выжигание.

Рис. 9. Простые упражнения для начинающих пиромастеров.

Если у вас прибор с постоянной температурой, вы не сможете повышать или понижать температуру. Скорость пера будет единственным доступным способом сделать выжигание более темным или более светлым.

Если у вас прибор с регулятором температуры, вы сможете сделать перо горячее или холоднее, но в этом кроется определенная опасность. У вас будет искушение перемещать его каждый раз понемножку, на крошечные деления, когда вы захотите выжигать немного темнее или светлее. На самом деле в этом нет никакой необходимости. Лучше использовать регулятор, чтобы установить среднюю температуру, необходимую для выжигания по данному материалу или выполнения определенной техники. Когда температура пера находится в этом диапазоне, тогда вы можете использовать скорость движения инструмента, чтобы сделать след выжигания более темным или светлым.

Регулировать температуру нужно для каждого используемого пера отдельно. Разные перья выполнены из разного количества металла, поэтому их требуется по-разному нагревать. Если вы при смене пера не изменили мощность источника, она может оказаться слишком большой или, наоборот, слишком маленькой для выжигания одной и той же поверхности.

Из книги Большая книга рыболова-любителя [с цветной вкладкой] автора Горяйнов Алексей Георгиевич

Из книги Лайка и её натаска автора Белоусов Валериан Иванович

Из книги Тропами подводными автора Папоров Юрий Николаевич

Из книги Азбука подводной охоты [Для начинающих... и не очень] автора Лагутин Андрей

Из книги Дураки, дороги и другие особенности национального вождения автора Гейко Юрий Васильевич

ПЕРВЫЕ АВАРИИ ОДНОТИПНЫ В конце 2004 года я, полный ноль в компьютерных делах, использующий свой ноутбук как пишущую машинку, открыл сайт www.avtolikbez.ru. Открыл его с одной целью – общаться с себе подобными. Открыл для «обратной связи», чтобы услышать голоса тех, для кого я

Из книги Путешествие в удивительный мир [Макросъемка] автора Аракчеев Юрий Сергеевич

Глава третья, практическая, поэтическая: ПЕРВЫЕ

Из книги Справочник грибника автора Онищенко Владимир

Мои первые опыты Не зная никакой теории слайдфильма, я пришел к его форме, так сказать, не от хорошей жизни. Как вы уже поняли, с самого начала увлечения слайдами я фотографировал не своих родственников и друзей, не места, где побывал проездом, а «джунгли» в своем городском

Из книги У рыбацкого костра автора

Первые блюда Борщ с грибами Кости – 200 г, вода – 1 л, свекла – 200 г, репчатый лук – 200 г, капуста – 200 г, квас хлебный – 200 мл, картофель – 150 г, масло топленое – 20 г, грибы белые сушеные – Юг, корень петрушки – 30 г, сметана – 50 г, гвоздика, лавровый лист, перец

Из книги Четыре сезона рыболова [Секреты успешной рыбалки в любое время года] автора Казанцев Владимир Афанасьевич

Первые радости Даже крошечный налимчик - «веретешка», пойманный в далеком детстве, не забывается на всю жизнь.Бережно хранит память «первые радости» юного рыбака.И какой бы толщью не отделяли годы первое биение крови в сердце, пережитую дрожь в ногах при вываживании

Из книги Выжигание по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Из книги Второй хлеб на грядке и на столе автора Ермилова Ирина Петровна

Первые шаги Самое главное – научиться управлять пером и чувствовать особенности поверхности древесины. Намного полезнее понять, как проводятся точные прямые линии, чем постоянно пытаться исправить допущенные во время работы погрешности. Конечно, умение приходит

Из книги Как научиться водить автомобиль автора Барбакадзе Андрей

Из книги Виноград без труда автора Кизима Галина Александровна

Из книги Книга-тренажер автора Барбакадзе Андрей

Из книги автора

Первые шаги Прежде чем сделать первые шаги в самостоятельном вожденииВодитель считается надежным, когда, помимо приобретенных навыков вождения, знания ПДД, основ безопасности движения, административного кодекса, он имеет представление: о контроле за состоянием

Из книги автора

Первые шаги в вождении После получения водительского удостоверения вам необходимо сразу же закрепить приобретенные вами навыки вождения. Если ваш «железный конь» уже с нетерпением дожидается вас в «стойле», то вам надо только решить, будете ли вы делать первые шаги

Выжигание по дереву на сегодняшний — очень распространенное мастерство. Им увлекаются не только дети, но и взрослые. И это не просто так, ведь во время данного занятия проявляется смекалка, фантазия и конечно же мастерство человека (ребенка). Речь сегодня пойдет о том, как выжигать по дереву для начинающих. Для тех кто не умеет выжигать, данная статья покажет и расскажет, как научиться.

Также многие при выборе выжигательного инструмента задаются вопросом: «Можно ли выжигать по дереву паяльником?» Ответ таков: самое главное, чтобы сам паяльник был мощным, тогда можно им выжигать. Но лучше конечно приобрести специальный аппарат, так как у него уже и мощность подходящая, да и в комплекте дополнительные насадки имеются. С их помощью выжигать будет еще проще.

Начинаем с портрета

Выжечь портрет не так-то и легко. Самое главное — это правильно и качественно перенести с фото рисунок на основу.

Как уже говорилось, для начала необходимо перенести портрет с фото или с натуры на древесину. Он должен быть похож на того, с кого вы решили написать портрет.

После чего начинаем сам процесс выжигания. Для данного портрета использовались все толстые насадки. В итоге вот что получилось:

Создаем ангела

В данном мастер-классе будет описан пошаговый процесс создания выжженной картины, которую назовем «Ангел».

Для работы требуется следующие инструменты и инвентарь:

  • Фанера или древесина;
  • Выжигательный аппарат;
  • Готовый нарисованный шаблон;
  • Бумага для копирования;
  • Дрель;
  • Пилка;
  • Лобзик;
  • Морилка;
  • Рамка;
  • Клей ПВА.

В первую очередь необходимо сделать шаблон. Ищем в Интернете подходящую картинку и распечатываем необходимого вам размера. Далее вырезаем или покупаем лист фанеры, которая в дальнейшем будет основой.


Распечатанный шаблон переносим на основу.

Затем необходимо выпилить нужные части. Для этого вначале используем дрель, с помощью нее делаем отверстия. В дальнейшем в них будем вставлять пилку и выпиливать. В первую очередь выпиливаем самые мелкие детали, постепенно переходим на более крупные. После чего берем выжигательный аппарат и по контору делаем штрихи.

Подложка под готовую работу покрывается морилкой. Цвет выбирается на ваше усмотрение. Склеиваем клеем ПВА готовые детали. Затем готовую картину вставляем в рамку и после этого наносим слой лака.

Вот и все картина «Ангел» полностью готова.

Легкий урок

  • Лист фанеры;
  • Аппарат для выжигания;
  • Эскиз (рисунок);
  • Бумага для копирования;
  • Простой черный карандаш;
  • Семечки от арбуза (тыквы);
  • Скотч;
  • Краски;
  • Кисточка;
  • Наждачная бумага.

Итак, приступим к процессу.

Для начала подготовим основу. Берем лист фанеры необходимого нам размера, зашкуриваем ее наждачной бумагой. Поверхность должна быть ровной и гладкой.

Рисунок выбираем в Интернете и распечатываем. После, при помощи копировальной бумаги переводим его на фанеру.

Совет! Для того чтобы копирка с рисунком не двигались, можно закрепить их кусочками скотча.

Переводим рисунок на основу. Вот что должно получиться. Обязательно проверьте, все ли линии про рисовались.


Вот мы и подошли с вами к самому процессу выжигания. Выжигательному аппарату даем нагреться, после чего выжигаем по нарисованному контуру.

После выжигания контура необходимо раскрасить рисунок. Делаем это аккуратно.

Работа практически готова. Осталось лишь при помощи клея и косточек сделать рамку. Убираем нашу с вами работу до полного высыхания.

Таким образом можно выжечь следующее:

  • Различные картины;
  • Логотипы;
  • Различные надписи;
  • Узоры.

И сделать все это можно и реально в домашних условиях. Ведь как такового специального дорогостоящего оборудования данное мастерство не требует.

Пышные цветы

Для работы потребуются следующие инструменты и материалы:

  • Прозрачный лак;
  • Кисточка;
  • Выжигательный аппарат;
  • Стирательная резинка;
  • Лист фанеры необходимого размера;
  • Копирка;
  • Наждачная бумага.

Как правильно выполнить выжигание?

Для начала выбираем и определяемся с рисунком. Распечатываем его на листе бумаги. Затем берем лист фанеры необходимого нам размера.


Прежде чем переводить рисунок на основу, необходимо ее выравнять. Как правильно это сделать? Для этого берем наждачную бумагу и зашкуриваем основу.

На подготовленную основу укладываем копирку, а поверх нее лист с рисунком. Чтобы бумага и лист не двигались, предлагаем их закрепить к фанере. Переводим рисунок.

Проверяем, все ли линии пропечатались. Вот какой рисунок получился:

Включаем выжигательный аппарат в розетку и ждем, пока он нагреется. Затем аккуратно по контуру начинаем выжигать рисунок.

После того как контур выжгли, необходимо заполнить фон. Делаем это штрихами, которые располагаются по отношению друг друга параллельно.

Чтобы наша картина смотрела более аккуратной, предлагаем вам оформить рамку из косточек арбуза. Осталось лишь покрыть готовую работу лаком.

Безумно интересно - это популярное домашнее хобби для людей разной возрастной категории. Опытные пирографисты рисуют эксклюзивные картины и создают невероятные шедевры. Дети с удовольствием учатся выжигать по дереву геометрические фигуры и разных животных. Сама технология выжигания известна давно и достаточно проста, однако новичкам в этом деле придется проявить немного терпения и усидчивости, чтобы разобраться в основных принципах работы с электровыжигателем, а также изучить доступные способы нанесения орнамента или изображения на деревянную заготовку.

Выжигание по дереву для начинающих начинается с освоения базовых практических навыков и теории, которая включает также и правила техники безопасности при работе с пирографом (особенно это касается детей). Прежде чем приступить к творчеству, необходимо правильно подготовить рабочее место и запастись дополнительными материалами. Рассмотрим наиболее важные моменты в процессе выжигания, которые обязан знать каждый пирографист.

Как выжигать по дереву для начинающих

Одно из развлечений детства - выжигание на деревянной заготовке. Чтобы избежать типичных ошибок в процессе работы, желательно ближе познакомиться с тонкостями данного вида творчества. Начинающие пирографисты интересуются, как узоры при помощи пайки выжечь и можно ли выжигать паяльником? Для максимально комфортного и безопасного выжигания по дереву нужно использовать только электрический пирограф петличного или паяльникового типа - классический паяльник для этих целей явно не подойдет.

Кроме этого, правильно подбирайте деревянную заготовку, на которой будете выжигать рисунок или узор. Отдавайте предпочтение светлым и мягким породам древесины, у которых температура возгорания более 230–250℃. Опытные пирографисты сходятся во мнении, что из всего изобилия «расходных» материалов в интернете возможно только использовать липу, березу или осину. Для пробных работ подойдет мебельная фанера.

Первые рисунки на деревянной заготовке лучше выжигать маленькими точками, используя выжигательный паяльник петличного типа. Этот вариант подойдет для детей. Если любите экспериментировать, выбирайте компактный аппарат по выжиганию с твердым пером. При необходимости можно изменить «стиль» узора или изображения при помощи сменных насадок. В отличие от выжигателей с петлей, здесь толщина линии регулируется степенью нажатия на ручку.

Подготовка, доводка полотна перед выжиганием

Вид древесины для новичков в пирографии (чтобы нарисовать рисунки), а также «характер» изображения - это главное, с чем нужно определиться перед началом работ. Рельефные орнаменты лучше выжигать на твердых поверхностях, а гладкие рисунки - на мягких породах древесины. При этом любая поверхность, независимо от типа выжигаемого рисунка, должна быть ровной. Самый простой способ добиться нужного эффекта - обработать поверхность мелкой наждачной бумагой.

Кроме фанерной доски или другой деревянной заготовки, на которой будете выжигать, необходимо также заранее приготовить для работы следующие инструменты и материалы: карандаш, скотч, кнопки и другие канцелярские принадлежности, стандартная копировальная бумага или трафарет, металлическая подставка под ручку прибора. Пригодятся и латунные насадки, которые всегда держать лучше под рукой. Для выжигателей по дереву петличного типа купите нихромовую проволоку разного диаметра (0.3-1,5 мм), из которой можно делать запасные петли.

Пошаговая инструкция для начинающих

Запомните главное правило - чем ровнее поверхность заготовки, тем легче будет выжигать. Помимо этого, научитесь переносить изображение с эскиза на готовые дощечки при помощи копировальной бумаги черного цвета (кальки) или используя полупрозрачную папирусную бумагу. Как вариант, можно применять трафареты или обводить рисунок канцелярским ножом, аккуратно надавливая на линии изображения - по полученной бороздке легче вести жало выжигателя. Не поленитесь освоить технику выжигания по дереву, которая подробно описана в инструкции к прибору.

Чтобы лучше разобраться, как правильно работать с пирографом, посмотрите на досуге мастер класс по выжиганию в интернете. Обучающие видеоролики можно найти на YouTube. В процессе первых работ своими руками не торопитесь выжигать сложные графические элементы - начните с геометрических фигур и простых силуэтов. Для максимально продуктивной работы вам потребуются следующие навыки: усидчивость, аккуратность и внимательность. Не забывайте, что вы работаете с электроинструментом, поэтому соблюдайте осторожность.

Инструкция для начинающих пирографистов:

— Подберите удобное рабочее место. Желательно работать за столом с наклонной поверхностью, чтобы доска фанеры располагалась под углом 30–35 градусов относительно глаз. Прибор для выжигания и вспомогательные аксессуары должны располагаться «в шаговой» доступности, чтобы не тянуться за ними через весь стол.

— Начинайте выжигать рисунок с внешних линий. После этого переходите на основную часть узора или рисунка. К работе над второстепенными фрагментами приступайте в последнюю очередь. Обратите внимание, что выжигание картины лучше проводить поэтапно - в нескольких участках «полотна» поочередно.

— После завершения основных работ при желании рисунок можно раскрасить яркими акварельными красками или покрыть бесцветным лаком. Края фанерной дощечки лучше сразу зашкурить мелкой наждачкой, чтобы случайно не пораниться.

Непосредственно к процессу выжигания можно приступать после того, как паяльный элемент нагреется до нужной температуры. В современных моделях пирографов о готовности прибора к работе сигнализирует встроенный светодиодный индикатор. Если латунная насадка или нихромовая проволока не прогреваются должным образом, это указывает на неисправность трансформатора. Таким инструментом детям лучше не работать. Не забывайте периодически отключать пирограф от электросети.

Чтобы получить линии и штрихи разной толщины, регулируйте интенсивность прожига. Для тонких линий ведите ручку инструмента плавно, но быстро. Чтобы получить красивые толстые штрихи или сделать на рисунке эффект тени, выжигайте медленно. Помимо этого, можно регулировать насыщенность оттенка при помощи увеличения температуры пера. Но помните, что при большом накале спираль часто перегорает.